Методика проведения уроков по станковой композиции. Монотипия. работа масляными красками.
Монотипия. Работа масляными красками.
(Методика проведения уроков по станковой композиции).
Преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна
Речь пойдёт о технике монотипии на уроках станковой композиции.
Техника монотипии известна с 17 в. , однако распространение в России получила только с конца 19 в.(русские и советские мастера монотипии – Е.С. Кругликова, А В Шевченко, Р.Н. Барто). Монотипия относится к виду печатной графики. Её можно выполнять на стекле 1) гуашью, 2) масляными красками.
1). 1-й способ требует быстрого исполнения, т.к. гуашь имеет свойство быстро высыхать.
2). 2-й способ не требует спешки и заслуживает внимания использования данной техники на уроках станковой композиции.
На художественном отделении мы с детьми занимаемся следующими разновидностями монотипии:
а). Монотипия, выполненная масляными красками (вся цветовая палитра).
Технология: под стекло кладётся работа, выполненная учеником (зеркальная композиция) размером не более тетрадного листка. Это может быть любая композиция – натюрморт, пейзаж, изображения животных, рыб.С1-го по 4-й класс даются разные задания. На стекле ученик пишет тонкой плоской кистью из щетины масляными красками, используя те - же цвета, что и на оригинале. После написания берётся тонкий альбомный лист бумаги, прикладывается на поверхность и тщательно отпечатывается (способом разглаживания рукой). Лист снимается и оформляется в рамку.
б). Монотипия, выполненная масляными красками (одноцветная).
Технология: учащиеся используют пленэрные наброски и зарисовки. Выполняется зеркальное изображение пейзажа. Поверхность стекла (не более тетрадной страницы) тонируется поролоном тонким слоем масляной краской. Можно использовать сажу газовую или умбру жжёную. Лист с рисунком накладывается чистой стороной на покрытую краской поверхность стекла. Штриховка карандашом выполняется с большой осторожностью: тёмные участки заштриховываются, а светлые – легко приглаживаются подушечками пальцев руки. После завершения работы лист снимается со стекла и сушится, затем оформляется в рамку.
Алгоритм работы на уроках.
1 класс (3 ч.)
Деятельность педагога Деятельность учащихся Результат урока
Показ иллюстраций монотипий, видеоряд, видеофильм Выбор мотива, зеркальная композиция работа в цвете на стекле масляными красками (вся цветовая палитра) Выполнение монотипии масляными красками.
2 класс (3 ч.)
Деятельность педагога Деятельность учащихся Результат урока
Просмотр иллюстраций монотипий, видеоряд, видеофильм Выбор мотива, зеркальная композиция работа в цвете на стекле масляными красками (вся цветовая палитра). Выполнение монотипии масляными красками.
3 класс ( 3 ч.)
Деятельность педагога Деятельность учащихся Результат урока
Просмотр иллюстраций, монотипий, видеоряд, видеофильм Выбор мотива, зеркальная композиция работа в цвете на стекле масляными красками (одноцветная). Выполнение монотипии «пейзаж».
4 класс (3 ч.)
Деятельность педагога Деятельность учащихся Результат урока
Просмотр видеофильма, иллюстраций монотипий. Выбор мотива, зеркальная композиция работа в цвете на стекле масляными красками (одноцветная). Выполнение монотипии «пейзаж».