Непроизносимый согласный звук – нулевой звук

Технологическая карта изучения темы
Предмет: Русский язык УМК: ПНШ Тип урока: изучения нового материала
Учитель начальных классов: Кузьмина Наталья Георгиевна Класс: 2 «А»
Тема
Непроизносимый согласный звук – нулевой звук

Цель
 познакомить учащихся со словами, имеющими непроизносимые согласные в корне слова.

Формируемые УУД
Личностные: проявлять интерес к процессу письма, настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности; Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке. Прогнозировать результат решения практической  учебной задачи, оценивать по критериям. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь  исправления.
Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации.
Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль  и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения.

Планируемый результат
Предметные: познакомить с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в на месте звукосочетаний [зн], [сн], [рц], [нц], [ств]. Учить переносить известные способы проверки, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корнях слов. Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные : уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

Базовый учебник
Н.А.Чуракова. Русский язык. 2 класс. Учебник в трёх частях. Часть третья. Под редакцией М.Л.Каленчук. Москва. Академкнига/Учебник. 2011.



СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика
Планируемые результаты


1
Самоопределение к деятельности (организационный момент)
Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок.
На каждом уроке мы открываем новые тайны нашего языка. Для этого мы исследуем различные единицы речи.
Мы – исследователи!


Личностные : самоопределение к деятельности.

2
Актуализация опорных знаний
- -Вспомним, что такое орфограмма?
-Сейчас мы выполним задания и вспомним, какие орфограммы корня мы знаем?
-Сначала запиши форму множественного числа, а затем запиши родственные слова.
-Во всех словах отметь орфограммы в корне. Подчеркни слова, которые являются проверочными.
-Какая позиция гласных звуков сильная, а какая слабая?
-Как проверить безударную гласную в корне? Какая позиция парных согласных сильная, а какая слабая?
-Как проверить парную согласную в корне слова?
Орфограмма – это «опасное» место при письме.
1в. Гора- горы-горный.
2в. Дуб –дубы –дубовый.
Учащиеся называют сильные и слабые позиции для гласных, парных согласных и способы их проверки.
Познавательные УУД: осознано строят речевые высказывания в устной форме.
Регулятивные: применяют освоенные способы действия с учётом выделенных учителем ориентиров
Коммуникативные УУД: умеют ориентироваться в своей системе знаний


3
Создание проблемной ситуации
Ужасно интересно всё то, что неизвестно!
Запишите в транскрипции слово известно. Сколько в слове звуков?
Интересно, а сколько букв? Почему у нас разные ответы?
Давайте подберём однокоренные слова .
Какой в этих словах корень?
Как надо записать слово известный? Проговорите по слогам.
Произносится ли в этом слове звук (т)? А буква пишется? Какое различие вы заметили?
Сформулируйте проблемный вопрос. (Какой вопрос возникает?)
Какое название можно дать звуку, который не произносится?
Рассуждают на проблемный вопрос, высказывая свои предположения.
запись слов на доске

-весть-




-непроизносимый
Регулятивные УУД:
развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
 Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).





4
Постановка учебной задачи
-Кто сформулирует тему нашего урока?
-Посмотрите с помощью каких предметов Маша старается объяснить Мише особенность этого согласного звука. (Миша пришел на урок в шапке-ушанке и валенках).
-Причём тут валенки на ножках?
-Почему шапка на голове?
-Зная тему урока, дополните цель.
Тема нашего урока «Непроизносимая согласная в корне слова».


-В валенках ступают неслышно.
-Звуки не слышатся.
-Будем учиться грамотно писать слова с непроизносимыми согласными.
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи.


5
Решение учебной задачи
На доске записаны слова:
Весть, вестник, известие, известный, весточка, известно.
Задание. Прочитайте слова. Разбейте их на группы.
По какому признаку вы их разделите?
– Сравните записанные в каждом столбике слова и попробуйте предположить, почему во 2-м столбике согласный [т] не произносится.
Подсказка: подчеркните буквы, которые находятся рядом с буквой т.
С.129 учебника
– Назовите слова, в которых согласный звук не произносится.
– Как можно назвать этот согласный?
Почему он не произносится?
Сравните ваши выводы с текстом на с. 130
– Прочитайте про себя.
Вопросы после чтения:
– Когда в словах появляются непроизносимые согласные звуки?
– Непроизносимые согласные – это буквы или звуки? (Звуки.)
Сделайте вывод


Работа в тетради


Высказывают свои предположения.





Вывод: Если рядом стоят 3 согласных звука, то звук [т] не произносится (выпадает).



Вывод: Непроизносимый согласный встречается в сочетании со звуками [с(т)н] и [з(д)н]. Чтобы написать букву непроизносимого согласного, нужно подобрать однокоренные проверочные слова, где бы после этого согласного стоял гласный звук.
Познавательные: осознано строят речевые высказывания в устной форме.
Коммуникативные УУД:умеют ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные УУД:
развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.



6
Физминутка


Один из учащихся показывает упражнения, остальные – повторяют.


7
Первичное закрепление
1.Упражнение 137
Найдите в первых двух строчках родственные слова.
Как пишется корень у родственных слов? Самостоятельно выпишите слова из стихотворения, вставьте пропущенные буквы.
2.Упражнение 138.
Доказать написание букв. - Оцените свою работу: Кто не допустил ошибок, поставьте на полях «+». Кто немного сомневался «?», кто допустил ошибки или испытал затруднение, поставьте «-».


-одинаково
Проверка.


Самооценка
Регулятивные: применяют освоенные способы действия с учётом выделенных учителем ориентиров
Коммуникативные УУД:умеют ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

8
Самостоятельная работа с самопроверкой
Работа в паре по карточке
Гру[ ]ый – проверочное слово
Гига[ ]кий – проверочное слово
Ме[ ]ость- проверочное слово
Капу[ ]ый – проверочное слово
Проверка
Парная работа с проверкой.

Регулятивные УУД: уметь выполнять работу по предложенному плану.


9.
Итог
1. Разбить слова на две группы: (по признаку: есть непроизносимый, нет произносимого)
ЧУДЕ (СН)О, РАДО(СН)ЫЙ, ПРЕКРА(СН)ЫЙ, ПРЕЛЕ(СН)ЫЙ
2. Определить слова с непроизносимыми согласными. (По рядам)
Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный – 1-й ряд «Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный?» – 2-й ряд Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лед. – 3-й ряд
3. Заучивание стихотворения.
Не чудесно, не прекрасно, А ужасно и опасно Букву Т писать напрасно.
Всем известно,  как прелестно Букву Т писать уместно.


Каждый ряд получает своё задание.
Проверка.
Регулятивные УУД:
 осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД: на основе анализа объектов делать выводы.

9
Оценка (рефлексия)
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому было трудновато?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
Писали слова с изученными орфограммами в корне слова.



Регулятивные: фиксируют в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

10
Домашнее задание
Выписать из словаря слова с непроизносимой согласной.


























 
·