Тема: ПРАЗДНИК ВЕЖЛИВЫХ НАУК (тематический час)


Дата:
Тема: ПРАЗДНИК ВЕЖЛИВЫХ НАУК (тематический час)
Цели: показать детям, что вежливость - это проявление уважения к людям и выражается она в словах, тоне, жестах, мимике, поведении; воспитывать в детях стремление быть полезными обществу.
Оборудование: карточки с вежливыми словами, сигнальные красные и зелёные (на каждого ученика)
Литература: Г.П.Попова «Классные часы 1класс»(с.39)
Ход занятия
I.Сообщение темы и целей мероприятия.
II.Вводная часть.
-Среди людей существуют разные отношения: добрые, хорошие, нужные, обязательные, уважительные, скверные, злые, унизительные. Наш класс - это коллектив. Самый первый коллектив -это семья, затем группа, класс, школа и, в конечном итоге, страна.
Коллектив - это группа людей, объединенных общей работой, учебой или интересами.
-Какими нравственными нормами общения должны обладать настоящие одноклассники? (Вежливость, тактичность, деликатность, корректность, внимание и чуткость.)
III.Основная часть: формирование представлений о нравственно-этических нормах общения.
1. Работа над стихотворением А. Барто.
-Послушайте стихотворение А. Барто. Какие слова употребляются героем стихотворения при встрече и прощании? Вежлив ли он?
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном:
Его зовут ... а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошел, пока, всего...»
Не скажет он друзьям по школе:
Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только:
Алешка, Петька, Ванька, Толька.
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Но, может быть, он всем знаком,
И вы встречались с ним где-либо.
Тогда скажите нам о нем,
А мы…мы скажем вам - спасибо!
2. Слова приветствия и прощания.
-А какие слова приветствия и прощания вы употребляете, ребята? (Здравствуйте! Доброе утро! Добрый вечер! Добрый день! До свидания! Всего Вам хорошего! Будьте здоровы! Спокойной ночи! Доброй ночи! Счастливого пути! Счастливо оставаться! Час добрый!)
«Доброе утро!» - и сразу станет теплее, радостнее. А как надо произносить эти слова? Можно ли говорить «доброе утро!» нахмурясь, недовольным голосом?! Почему? (Ответы детей.)
Две группы мышей были помещены исследователями в одинаковые условия, но было одно различие: одних ежедневно поглаживали, ласкали, других- нет. Оказалось, что обласканные вырастают крупнее, крепче, смышленее необласканных и даже более устойчивыми к заболеваниям. Так что доброе слово не только кошке, но и мышке приятно.
А что тогда говорить о нас - людях?
Все мы нуждаемся в доброте, понимании, заботе, уважении и улыбке - символе человечности и доброты.
А что обозначает другое хорошее слово - «здравствуйте»? (Ответы детей.)
Все эти слова: здравствуйте, доброе утро, добрый день, спокойной ночи - хороши тогда, когда человек человеку, действительно, желает добра, здоровья.
3. Работа над стихотворением «Невежливая вежливость».
- Это почему-то никак не получается у Петруся из стихотворения «Невежливая вежливость».
Обещал отцу Петрусь:
- Я за вежливость возьмусь.
Буду всех благодарить,
Первым «здравствуй» говорить!
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит - утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорет:
-С добрым утром! Дед Федот!Дед ругнул его спросонок:
-Убирайся, постреленок!
Вот Петрусь догнал Иринку
Да как дернет за косынку:
-Ты куда, Иринка, стой -Я здороваюсь с тобой!
Та отпрянула в сторонку...
Как невежлива девчонка!
Нес вожатый горку книг,
А Петрусь с ограды - прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
-Извините, добрый вечер!
-Вы, - вожатый закричал, -И невежа, и нахал!
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?!
-Где и когда был невежлив Петя?
-Почему стихотворение так называется?
4.Работа с пословицами.
-Добрыми, вежливыми будут и слова благодарности. Народная мудрость говорит:
Доброе слово человеку - что дождь в засуху.
Худое слово и сладким медом не зальешь.
-Объясните, как вы понимаете эти слова.
5.Игра «Хорошо - плохо».
-«Хорошо» - хлопаем в ладоши, «плохо» - топаем ногами.
Здороваться при встрече.
Толкнуть и не извиниться.
Помочь поднять упавшую вещь.
Не встать, обращаясь к учителю.
Взять билет в автобусе.
Не уступить место в транспорте.
Сидеть в шапке за столом.
Резать - уродовать стволы деревьев.
Ломать ветки деревьев и кустов.
После отдыха в лесу оставить после себя свалку.
Поздравить родных с праздником.
6.Обсуждение ситуаций.
1)А теперь, ребята, давайте решим все вместе такую задачу:Одна девочка жаловалась возмущенно маме;
Во дворе мальчишка, такой невежа, зовет меня Танька!
А ты как его зовешь? - спросила мама.
Я его вообще никак не зову, - ответила' Таня. - Я ему простокричу: «Эй, ты!»
Скажите, права ли Таня?
2)Как вы поблагодарите маму за вкусный обед?
7.Игра «Стоп — красный свет».
-Вы знаете, что, когда горит красный свет светофора, идти опасно. Вот и по отношению к людям надо помнить о таком сигнале. Я буду рассказывать вам маленькие эпизоды, как только вы заметите неэтичное, невежливое поведение — поднимите красную сигнальную карточку, если одобряете - поднимите зеленую карточку.
1)Два мальчика о чем-то увлеченно спорили в автобусе и так громко, что все стали на них оглядываться. (Красная.)
2)На перемене у двери буфета два мальчика, обогнав девочку и отстранив ее, первыми вбежали в буфет. (Красная.)
3)Две девочки в столовой «хлюпают» носами, болтают за столом во время еды. (Красная.)
4)Мальчишки нашего двора отнимают мороженое у малышей, дергают за хвост собак и кошек, бросают камни в птиц. (Красная.)
5)По утрам убираем свою постель. (Зеленая.)
6)После игры убираем в положенное место игрушки, книжки, цветные карандаши. (Зеленая.)
7)Взрослые возьмут все-все домашние дела на себя, а мальчишкам и девчонкам будет весело жить-поживать на белом свете. (Красная.)
8)Если я за что-либо обиделся на своего друга, постараюсь поскорей забыть и простить ему свою обиду. (Зеленая.)
8. Частушки.
-Ну, какой праздник без частушек?
Тетя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
«Извините, тетя Сима,
Я вам вовсе не батрак!»
Коля ссорится с друзьями,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
В поезд входят три юнната:
-Ух, народу сколько тут!Занимай места, ребята,
А то бабушки займут!
Говорит лентяйке мать:
Убери свою кровать!
Я бы, мама, убрала,Только я еще мала.
Толя ловко ловит рыбу,
Может лодку смастерить,
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.
IV. Подведение итогов.
-Для того чтобы стать вежливыми, вы, ребята, должны как можно чаще пользоваться «волшебными словами». Дополните рифму.
Растает даже ледяная глыба от слова теплого ... (спасибо).
Зазеленеет старый пень, когда услышит ... (добрый день).
Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... (спасибо).
Когда нас бранят за шалости, говорим ... (простите, пожалуйста).
•И во Франции, и в Дании на прощанье говорят ... (до свидания).
-От этих слов становится теплее, радостнее, светлее, в этих словах заключены Великие силы.
Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой нахмурились сразу.
Но папа нашелся: взглянул им в глаза
И робко и тихо «простите» сказал.
И мама молчит, улыбается даже:
- Мы купим другую, есть лучше в продаже.
Простите! Казалось бы, что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово!
М. Юсупова
V. Заключительное слово учителя.
Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.
Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть и стыдиться. Народ давно заметил: «Дела сильнее слов».
Надо стараться всегда и во всем быть полезными людям.
Дети исполняют хором два куплета песни.
Землю обмотали тоненькие нити,
Нити параллелей и волшебных рек.
Совершите чудо, руку протяните.
Надо, чтобы в дружбу верил человек.
Мы не зря мечтали о волшебном чуде.
Пусть планету вертит всемогущий век.
Это так чудесно, если с Вами рядом
Улыбнулся незнакомый хмурый человек.
-Наше занятие, ребята, окончено. Всего доброго!