Урок литературы в 6 классе по очерку В. Пикуля «Конная артиллерия — марш-марш!»
ВАЛЕНТИ́Н СА́ВВИЧ ПИ́КУЛЬ (1928 — 1990)
Валентин Пикуль родился в Ленинграде в семье военнослужащего.
1936-1941 г. учился в средней школе. В 1941 г. Валентин Пикуль сдал экзамен за пятый класс и поехал на каникулы к бабушке в Ленинград. Из-за начавшейся войны вернуться до осени не удалось. Матери с сыном пришлось пережить первую блокадную зиму в Ленинграде. Отец с декабря 1941 г. стал батальонным комиссаром Беломорской военной флотилии и переехал в Архангельск.
В 1942 г. Валентину с матерью удалось выехать из Ленинграда по «Дороге жизни» в Молотовск одним из эшелонов. Оттуда Валентин Пикуль бежал в школу юнг на Соловках. Мать в том же году умерла. Отец перевелся в морскую пехоту и годом позже погиб в боях под Сталинградом.
В 1943 г. окончил Школу юнг по специальности рулевого-сигнальщика и был направлен для прохождения службы на эсминец "Грозный" Северного Флота, где и прослужил до окончания Великой Отечественной войны. В 15 лет он становится командиром боевого поста на «Грозном». Эсминец "Грозный" принимал активное участие в боевых действиях, что впоследствии было описано в романе-хронике "Реквием каравану PQ-17".
После окончания ВОВ в 1945 г. Валентин Пикуль был зачислен курсантом в Ленинградское военно-морское Подготовительное училище, но не смог продолжить учебу т.к. имел всего 5 классов образования.
В 1946 г. В. Пикуль был уволен из ВМФ, работал в пожарной части. Занимался самообразованием. Уже в это время у него была большая тяга к литературному творчеству. Он поступил вольным слушателем в литературный кружок.
В 1954 году был издан его первый роман "Океанский патруль". В посвящении к роману В.Пикуль пишет: "Памяти друзей-юнг, павших в боях с врагами, и светлой памяти воспитавшего их капитана I ранга Николая Юрьевича Авраамова посвящает автор эту свою первую книгу".
До 1961 года В.Пикуль жил в Ленинграде, где были написаны его первые 3 романа. В этом же году он с супругой Вероникой Феликсовной переехал в Ригу, где и продолжилась его писательская деятельность.
В.Пикуль описал 100-летнюю историю России от кончины Петра I (1725) до Восстания декабристов (1825). Романы "Слово и дело" (2 тома), "Пером и шпагой" - 1972 г., "Фаворит" (2 тома) - 1984 г.
Истории флота В.Пикуль посвятил 7 романов: "Океанский патруль", "Из тупика", "Реквием каравану PQ-17", "Моонзунд", "Мальчики с бантиками" (повесть о Соловецкой школе юнг), "Три возраста Окини-сан", "Крейсера". Эти романы охватывают действия флота в периоды Русско-Японской, первой мировой, гражданской и Великой Отечественной войн.
16 июля 1990 года В.С.Пикуль ушел из жизни и похоронен в г. Рига.
Творческим наследием писателя являются: 22 исторических романа и 164 исторические миниатюры. Произведения В.Пикуля издавались миллионными тиражами, переводились на многие иностранные языки. Всего при жизни писателя (исключая журналы и зарубежные издания) было издано 19.760.000 экземпляров.
Очерк — эпический, по преимуществу прозаический жанр литературы, в котором изображены достоверные события и факты реальной жизни. Этим очерк отличается от рассказа, в котором изображаются вымышленные события, созданные творческим воображением писателя.
Описание и повествование в очерке складываются из наблюдений рассказчика, который свободно объединяет отдельные сцены и детали в целостное произведение, при этом он «открыто» сопоставляет или противопоставляет события, явления, факты, объединяя их одною идеей.
Очерк включает в себя не только описания (портрет, пейзаж, вещный «интерьер»), которые могут занять в нем главенствующее положение, но и повествование о поступках и действиях персонажей.
От повестей с их последовательностью событий, связанных каким-либо противоречием между персонажами и вытекающих одно из другого, очерк отличается свободной композицией, которая строится рассказчиком.
Очерки бывают документальными (или публицистическими) и художественными.
В документальном очерке описываются характерные факты и явления в том виде, в каком они существуют в самой действительности, точно передаются события, характеры героев, их внешность. Очеркист дает оценку этим реальным явлениям жизни и выражает свое обобщающее их понимание публицистическими средствами. В документальном очерке часто поднимаются новые для общественного сознания или литературы темы и проблемы, в образной форме передается информация.
Некоторые литературоведы считают, что документальный очерк является единственно возможной формой очерка, а документальность — специфическим жанровым признаком. Они отказываются признавать художественный очерк.
Предметом изображения в художественном очерке обычно является состояние, уклад жизни той или иной среды, ее нравы, т. е. устойчивые отношения между людьми, сложившиеся в их общественной и частной жизни. Очеркист стремится показать устойчивые, неизменяющиеся явления жизни.
Очеркиста могут интересовать не только среда в целом или ее типичные представители, но и яркая личность, особенности ее частной жизни.
ОЧЕРК В.С. ПИКУЛЯ «КОННАЯ АРТИЛЛЕРИЯ - МАРШ-МАРШ!»
С чего начинается это произведение? Что описывает нам автор? О чем он скучает?
Он скучает по Артиллерийскому музею в Ленинграде.
Как вы думаете, почему?
Сам автор принимал участие в великой отечественной войне, строил карьеру военного и очень увлекался историей.
Мы узнаем, что повествователь очень увлечен всем, что связано с артиллерией. Что об этом свидетельствует? (его характеристика конной и полевой артиллерии, его восторженные отзывы о конной артиллерии, мы узнаем, что он знаком со многими картинами баталистов, которые изображали выезд конной артиллерии, а также с монографиями, которые посвящены её истории)
Описание восхищения автором артиллерией и музеем в Ленинграде – это пролог, автор как бы готовит нас к основному повествованию. Это отправная точка размышления о славе русского оружия. Можем ли мы после такого вступления догадаться, о чем пойдет речь дальше?
Скорее всего, о войне, о конной артиллерии в действии.
Восхищаясь эпиграфом одной из монографий о конной артиллерии, на что автор обращает внимание?
На то, что он совсем забыл о Костенецком. Видимо, это и будет главный герой очерка.
Кстати, что в эпиграфе к монографии автор считает достойным внимания? Какая мысль содержится в этих строках? -
Мысль о том, что каждый шаг защитников Отечества мы должны помнить и гордится им.
Можно предположить, что именно эта идея будет проводиться автором в его очерке.
Итак, главный герой очерка – некий Костенецкий. Что мы о нем узнаем?
Старосветский помещик.
Первая реплика героя, которую мы читаем, исполнена иронией. Найдите её, зачитайте. Почему с такой издевкой говорит Костенецкий?
Сам он не курит и другим не советует.
Мы почти сразу видим, что автору симпатичен этот человек. Как он его описывает?
1. Прямота характера
2. Отвращение к порокам ( не курит, не пьет)
3. высок (задевал макушкой потолки)
4. силен (мог взять быка за рога и валить его оземь)
Где учился Костенецкий?
В Инженерном корпусе, в 18 лет стал штык-юнкером.
Какие из предметов он любил больше остальных? - математику и геометрию.
Назовите первый опыт его славы.
Взятие Очакова (русско-турецкая война 1788 год). В этом сражении Костенецкий так проявил себя, что сам Потемкин пожаловал его в подпоручики.
Впоследствии уже став поручиком, какую роту образовал Костенецкий? – пушечную.
Давайте здесь остановимся и определим, в каком исторической времени мы с вами находимся, читая этот очерк? (Времена русско-турецкой войны 1787-1792, время правления Екатерины 2)
Как прозвали Василия Григорьевича Костенецкого? Почему? Опишите его образ жизни.
«Василием Великим». Он не отапливал комнаты даже в самый лютый мороз, спал на жёсткой кровати, одеял и подушек не признавал, купался в снеге, как в ванной, на завтрак пил чай, причем, съедал все чайные листья. Удивительный факт – на него не действовали яды и он при всех мог съесть кусок мышьяка.
Как реагировали окружающие на такой образ жизни?
Удивлялись и восхищались этим человеком.
Расскажите о шутке с грушей. О чем это говорит?
О недюжинной силе Костенецкого.
Как встретил Костенецкий 19 век?
Чином подполковника. Начинается время правления Александра 1.
В очерке появляется новый герой. Кто же это?
Фейерверкер Маслов.
Как вы думаете, почему эти 2 человека сдружились? (автор называет их соратниками)
Они очень похожи.
Опишите Маслова.
Это богатырь под стать Костенецкому – меч ему казался шпилькой и специально для него был выписан из Оружейной палаты гигантский меч.
Какую битву описывает автор? С кем русские бились?
1805 – бой под Аустерлицем. С Наполеном.
Дело это вошло в историю как дело страшное. Почему?
Тяжелая конница наша была полностью уничтожена, а конной артиллерии пришлось спасать свои пушки.
Как вели себя офицеры роты Костенецкого?
Готовы пойти на смерть, ждут приказа Костенецкого.
Какое решение принимает Костенецкий?
- На пробой! И ринулся он рубить французов!
Что записано об этом в истории Аустерлица? Найдите, зачитайте.
Каков результат этого прорыва?
Спасли все пушки, кроме 4.
Как реагирует на эту новость Костенецкий?
Мои пушки вам не ведра дырявые! Маслов, пошли! А вы ждите нас, мы без пушек не вернемся.
С кем сравнивает автор в этот момент 2 друзей?
С разъяренными медведями
Как встречают их войска Наполеона? (мамелюки – африканская конница)
Животным страхом. Существует даже предание, что мамелюк, увидев Маслова, сам отдал ему банник (Цилиндрическая щетка на длинной ручке для чистки и смазки канала ствола артиллерийского орудия), который тот начал сносить головы.
Какие награды получили К и М?
К – орден Георгия, М – стал кавалером георгиевского креста.
Какое впечатление произвели К и М своим прорывом на самого Наполеона?
Даже спустя 2 года при подписании мира Наполеон пытался дознаться у Александра 1, кто же были эти 2 великана.
Далее появляется ещё 1 герой очерка. Кто он?
Полководец Алексей Петрович Ермолаев, генерал, возглавлявший конную артиллерию.
Почему Ермолов благодарен Наполеону за ту битву, которую мы проиграли?
«Мы стали скромнее и умнее»
Какой новый взгляд на тактику артиллерии выразил Алексей Петрович?
Не отступать артиллерии, стоять до последнего вместе с инфантерией (пехотой).
Отчего проступила седина в волосах Костенецкого в 1812?
Ему стукнуло 40, он вынужден отступать от самых границ Москвы.
Что предчувствует в тот момент К?
Что умрет не от болезни, а от битвы на войне. Проследим, сбудется ли его предчувствие.
Какой орден ещё заслужил К?
Орден Анны.
Какая битва подробно описана автором в очерке? – Бородинская.
Что же случилось во время Бородинской битвы в восках Наполеона?
Они были вынуждены лечь на землю, чтобы хоть как-то спастись от русской картечи.
Что мешало К. стрелять прямой наводкой?
Отступающая пехота
И все-таки в 2 часа дня французы пробиваются к батарее К. Какой пример показывает К?
Ринулся в бой, не боясь смерти.
На кого похож К. по словам автора в этот момент?
На былинного героя.
Какую награду на этот раз вручили К?
Золотую шпагу «За храбрость» с алмазами на эфесе.
Сам император после победы захотел лично видеть Ермолова и К, спрашивая их, какой награды они хотят лично для себя. Ермолаев неожиданно просит Александра сделать его … немцем. Что он имеет в виду?
Засилие немцев на руководящих постах в армии.
Как поплатился впоследствии за свои слова Ермолов?
Он был отстранён от дел и его место занял князь Яшвилль.
Ребята, как вы думаете, какую роль играет в этом произведении образ Ермолова?
Автор вводит этот образ, чтобы сопоставить, какой была конная артиллерия при Ермолаеве и что стало с ней при Яшвилле, которого терпеть не мог Костенецкий.
Давайте вернемся и вспомним, что же просит К. у Александра 1?
Просит, чтобы банники делали не деревянными, а железными.
О чем это говорит?
Этому человеку ничего не нужно для себя, его в первую очередь волнует его дело.
После блестящей битвы при Фер-Шампенуазе и взятия Парижа вся Европа рукоплещет русской армии, а карьера К. завершается. Почему?
К. был правдив и говорил всю правду в глаза, никого и ничего не страшась – это не нравилось правящим чинам. Аракчеев, которого ещё давно в корпусе К. бил, всячески притеснял его, а прислуживаться К. не умел и не хотел. И главное – артиллерия без войны и твердой руки Ермолова зачахла и была уже не та, что раньше, не та, какой любил её К.
Что произошло на маневрах?
К. ушел далеко вперед и передал, что больше не вернется, потому что «не желает шляться по всяким императорским смотрам».
Барон Остен-Сакен как-то взялся примирить Яшвилля и Костенецкого. Что из этого вышло?
К. было предложено поцеловаться с Яшвиллем в знак примирения в доме барона. На что К. вылетел из-за стола со словами: да кто вам сказал, что я вас люблю. Напротив, я вас ненавижу.
Почему ненавидел К. и барона Остен-Сакена и Яшвилля?
Потому что он не мог стерпеть, что в русской армии русскими солдатами командуют немцы, он не любил их педантство, формалистику и прочие берлинские штучки. И не хотел им подчиняться.
Как это характеризует К.? - как человека с твердым характером и убеждениями, искреннего и гордого, любящего свою страну.
После этого К. велели покинуть армию, и он возвращается домой. Что он узнает дома?
Что людей всячески притесняет управляющий.
Как он поступает с ним?
В злости так поддал управляющему… - не терпит подлость.
Как стал жить К. в отставке?
Как обычный крестьянин.
Вдруг в 1831 году (правит уже Николай 1) его срочно вызывают на пост начальника артиллерии Кавказской армии. Принял ли этот пост К?
Нет. Он умер от холеры 31 июля 1831.
Сбылось ли его предчувствие?
Нет, он умер от болезни, а не на поле битвы, не веря, что он заболеет, так как даже никакой яд его не брал, поэтому он чушью считал все предостережения… И зря..Для чего, как вы думаете, автор написал этот очерк?
Вернемся к словам в одной из монографий об истории конной артиллерии - каждый шаг защитников Отечества мы должны помнить и гордиться им…
Пожалуйста, докажите, что это произведение является очерком.
Как вы думаете, в чем смысл названия очерка? Почему автор решил назвать своё произведение «Конная артиллерия – марш! марш!»? (речь идет о конной артиллерии, о герое войны, о стойкости и целеустремленности его натуры, возможно, именно поэтому автор назвал свое произведения словами, которые слышал он сам из уст самого Василия Костенецкого – «Конная артиллерия, марш, марш!»)