Технологическая карта урока русского языка на тему: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».

Технологическая карта урока
Класс: 5
УМК: под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженкой
Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты:
Предметные

Метапредметные
Личностные

Сформировать представление об одушевленных и неодушевленных существительных и способах их различия.
Формировать орфографические навыки.
Способствовать актуализации знаний учащихся по теме «Имя существительное».



Развивать информационную компетенцию: умение находить, преобразовывать и передавать информацию.
Развивать предметную компетенцию: навыки устной и письменной речи, навыки определения категории одушевленности и неодушевленности у существительных.
Развивать учебно – познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно.
Формировать социокультурную компетентность: бережное отношение к русскому языку, понимание его роли в значении развития интеллектуальных, моральных и творческих качеств личности.


Формируемые УУД

Личностные
Коммуникативные
Познавательные
Регулятивные

устойчивый познавательный интерес к русскому языку

формулировать собственное мнение,
осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях
общения,
работать в парах
владеть различными видами аудирования,
осуществлять информационную
переработку текста
строить устное высказывание,
проводить исследовательскую деятельность под руководством учителя
планирование самостоятельного выполнения заданий,
выбор темпа работы,
умение действовать самостоятельно



Этап урока
Форма работы
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

1. Мотивация.
Беседа
Выберите из записанных слов и запишите в тетради только имена существительные. Подчеркните в них изученные орфограммы.
Объясните, почему вы отнесли эти слова к существительным.


Приветствует учащихся.
Мотивирует учащихся к началу занятий.
Вспоминают признаки существительного, выписывают слова, которые относят к этой части речи. Находят в словах орфограммы и объясняют их.
П: понимают познавательную задачу;
Р: планируют совместно с одноклассниками свои действия.
К: работают в парах.

2. Актуализация знаний.
Групповая
Вспомните разделы языка, признаки имени существительного.
- Ребята, посмотрите на доску. Перед вами домик лингвистики. Ответьте мне, на каком этаже живет имя существительное?
-Верно, на этаже Морфология.
- Что изучает морфология?
-С какой частью речи мы будем сегодня работать? (Существительное).
Сейчас мы с вами проверим, что вы знаете об этой части речи.
Я буду начинать фразу, а вы ее продолжайте:
- Имя существительное – часть речи, которая обозначает.
Имя существительное отвечает на вопросы
Изменяется по
К 1 склонению относятся существительные
Ко 2 склонению относятся существительные
К 3 склонению относятся существительные
В предложении существительное является или
Отвечают на вопросы, строят высказывания, осваивают лингвистичес-кие термины.
В сотрудничестве с одноклассниками и учителем делают выводы.
Слушают и обсуждают ответы товарищей.
Высказывают свою точку зрения.
Л: мотивация к обучению, самоопределение,
самооценка и саморазвитие.
П: выполняют познавательные действия: анализ, синтез, сравнение.
Р: выполняют учебную задачу.
К: сотрудничество,
работа в парах

3. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Индивидуально-групповая.
Записать существительные,
Вспомнить орф. правила, распределить существительные по столбикам в зависимости от категории одуш. и неодуш.
Ребята, перед вами новое задание - Снежный ком. Но он необычный в нем живут буквы. Ваша задача – придумать по одному существительному на каждую букву.
Распределите эти существительные в два столбика. В один столбик запишите те существительные, которые отвечают на вопрос кто?, а в другой – на вопрос что?
- Как вы думаете, ребята, как звучит тема нашего урока?
-Сформулируйте тему нашего урока и запишите в тетради.
- А какова цель нашего урока?
-Чему мы с вами сегодня будем учиться? (разграничивать одуш. и неодуш. сущ-ые).
Сейчас мы с вами потренируемся отличать одуш–ые существительные от неодуш-ых.
Для этого сделайте два столбика. В один столбик запишите те существительные, которые отвечают на вопрос кто?, а в другой – на вопрос что?
Кто? Еж, мастерицы, пчелка, сыч, дочь.
Что? Закат, росток, цифра, цирк, желудь.
- Какие правила необходимо помнить, чтобы не допустить ошибки в написании этих слов?
- Среди этих слов найдите слово-исключение.
Главный вопрос нашего урока – почему к одним существительным мы задаем вопрос – что?, а к другим – кто?
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.
Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи.
Путем совместного обсуждения приходят к единому ответу.
Л: самооценка,
самоопределение.
П: извлекают необходимую информацию, делают выводы.
Р: планируют свои действия.
К: строят высказывания, сотрудничество, работа в парах.

4. Работа по теме урока.
Фронтальная.
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности развитие логического мышления, самоконтроля.
- Сегодня мы будем учиться различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Казалось бы, нет ничего проще: поставил вопрос и определил – одушевленное существительное или неодушевленное. Но у биологов и лингвистов не совпадают представления о живом. Биологи считают, что росток и поросль живые. Наши предки видели мир не так, как мы, поэтому дерево, трава, тюльпан для них были одушевленными, мы же считаем сейчас одушевленными людей, зверей, насекомых.
-Ребята, а что значит слово одушевленный? (Живущий, дышащий, имеющий дух).
- Какая морфема помогает нам определить лексическое значение слова?
- А что означают неодушевленные существительные?
Кроме вопроса есть другой способ определения одушевленных и неодушевленных существительных. Этот способ вы откроете сами. Сначала определите, о каких лисичках идет речь.
В нашем питомнике нет лисичек кого? (звери)
Набрал корзину лисичек чего? (грибы).
Просклоняем эти существительные.
- Какую разницу вы заметили при склонении? (вывод формулируют учащиеся).
Вывод: во мн. числе у одушевленных существительных В.п совпадает с Р.п. , а у неодушевленных существительных В.п. совпадает с И.п.
Посмотрите на примеры в своих табличках и ответьте на вопрос: «Совпадает ли деление предметов на живые и неживые в природе с определением категории одушевленности и неодушевленности в лингвистике? (Нет).

Высказывают и обосновывают свою точку зрения.
В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод о способах разграничения одушевленных и неодушевленных существительных.
Регулятивные
Познавательные.

5. Физминутка.
Групповая

А сейчас сделаем небольшой перерыв и немножко подвигаемся. Играем в игру «Живое – неживое». Правила игры: я буду называть имена существительные. Если я назову существительное одушевленное, вы должны встать и сесть, а если неодушевленное – сидя на месте, хлопнуть в ладоши. Запомнили? Тогда вперед!
Молодцы. Похлопали друг другу.
Выполняют физминутку.
Регулятивные
Познавательные.

6. Закрепление знаний.
Групповая
Построить речевое высказывание.
Вспомнить грамматические признаки имени существительного.
Учитель организует самостоятельную работу в группах, формируя умение учащихся договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Делит класс на 4 группы. Каждой группе дает карточку. Названия карточек – «Море», «Пустыня», «Лес», «Саванна». Задание: вспомнить и записать как можно больше слов-существительных, имеющих отношение к этим понятиям, разделив их при этом на два столбика по признаку одушевленности-неодушевленности.
Продолжает контролировать работу в группах, предложив им задание, развивающее навыки построения речевого высказывания:
Каждой группе придумать и записать 3-4 предложения с теми словами, которые вы записали.
Организует чтение получившихся предложений и их анализ. Дает дополнительные задания на повторение ранее изученного материала: подчеркнуть в получившихся предложениях все имена существительные как члены предложения и определить их род и падеж.
Организовать проверку в парах.
В каждой образованной группе выбирают организатора, который будет зачитывать ответы. Вспоминают изучаемый курс географии и биологии. Обсуждают, анализируют, синтезируют слова внутри своей группы.
Составляют предложения, озвучивают, анализируют их. Выполняют задания на повторение (вспоминают признаки сущ-ых и их синтаксическую роль в предложении).
Регулятивные
Познавательные.
Коммуникативные.

7. Подведение итогов.
Рефлексия.
Беседа.
Продолжите предложение:
Сегодня я повторил(а), (что?)
Сегодня я научился(лась).
Я не совсем понял(а)
Как я оцениваю свою работу на уроке?

Учитель организует работу.

Делают вывод о способах разграничения одушевленных и неодушевленных существительных.
Р: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.
Л: понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности
следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

8. Домашнее задание.


Дает домашнее задание (по выбору учащегося):
1)Упр.481
2)Выписать из любого текста учебника по литературе 10 одушевленных существительных и 10 неодушевленных.
3)Нарисовать одушевленное и неодушевленное существительные.






15