Активизация познавательной деятельности при изучении нового материала на уроках окружающего мира».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №18»
Тема: «Активизация познавательной деятельности при изучении нового материала на уроках окружающего мира».
Руднева Валентина Тимофеевна
учитель начальных классов
Проработав несколько лет в школе, я обратила внимание на то, что многим ученикам не нравятся уроки окружающего мира, особенно во втором классе. Дети, в основной массе, были пассивны на уроках. Родители давали отрицательную оценку учебникам. Неудовлетворение от результатов работы испытывала и я сама. Хотя я старалась включать в уроки кроссворды, загадки, ребусы. При опросе использовала множество различных карточек, чтобы проверить знания большего количества детей. Проводила уроки в нетрадиционной форме. Все перечисленные приемы и формы, конечно, активировали познавательную деятельность учащихся, но, на мой взгляд, недостаточно.
Поэтому я решила не останавливаться на достигнутом и заняться проблемой активизации познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира более основательно. Поставила перед собой цель:
найти и использовать в системе такие формы и приемы активации познавательной деятельности, которые способствовали бы решению основных задач курса окружающего мира:
сформировать у учащихся представление об окружающем мире как едином целом; о роли и месте в нем человека;
сформировать у детей убеждения в необходимости охраны природы как одном из главных условий здоровья людей;
воспитывать гуманную, творческую, социально активную личность, относящуюся к богатствам природы бережно и ответственно;
развивать познавательные навыки учащихся в процессе работы на уроках окружающего мира.
Искала и пробовала многое. Остановилась же на таких формах и приемах активизации познавательной деятельности, как:
дифференцированные задания;
работа в группах;
проблемные ситуации;
нетрадиционные уроки;
внеклассная работа.
Дифференцированные задания.
Я считаю, что нельзя добиться успехов в обучении, если не использовать на уроке дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Как же осуществить дифференцированный подход? Как помочь каждому ребенку усваивать необходимые знания?
Помогают мне решить эти проблемы книги по психологии и кандидат педагогических наук О.М.Смирнова – автор очень хорошей, на мой взгляд, книги «Дифференцированный подход в обучении природоведению».
Я изучаю степень общих умственных способностей учащихся класса, развитие общеучебных умений, подготовленность детей к изучению к окружающего мира, их отношение к предмету.
Проведенная диагностика позволяет мне разделить класс на 4 группы для осуществления дифференциации на уроках природоведения.
Наибольшая возможность дифференциации учебной работы учащихся, по моему мнению, возникает тогда, когда начинается запоминание, систематизация знаний, особенно при организации различных видов самостоятельной работы.
Разработанная О.М.Смирновой система дифференцированных заданий по природоведению помогает мне составить свои задания для каждой группы учащихся.
Разноуровневые задания помогают моим ученикам усваивать природоведческие представления, понятия, необходимые для формирования экологических знаний и отношения учащихся к природе.
Работа в группах.
Групповая работа, на мой взгляд, - это уникальная форма организации обучения. У нее очень много положительных сторон:
способствует реализации воспитательных целей, приучая к ответственности, взаимопомощи;
повышает производительность труда учащихся, развивает познавательную активность, самостоятельность;
расширяет межличностные отношения детей.
Групповую форму работы использую как при изучении нового материала, так и при закреплении, повторении, обобщении пройденного.
Организуя на уроке групповую работу, я по-разному формирую состав групп. Они могут быть ОДНОРОДНЫМИ (в группу объединены дети одного уровня развития психических процессов, одного уровня усвоения знаний и умений) и НЕОДНОРОДНЫМИ (смешанными). Разделить детей на группы мне помогают результаты диагностики. Для более четкой и быстрой организации групповой работы мною, совместно с детьми, были разработаны «Правила работы в группе» .
На первых этапах обучения детей работе в группах даю очень подробные планы (инструкции) выполнения задания.
Например, на уроке во 2-м классе (тема «Как животные размножаются») при изучении нового материала я использовала групповую форму работы. Класс был разделен на 4 неоднородные группы. Каждая из групп самостоятельно изучала часть нового материала и готовила сообщение по этому вопросу всему классу. Детям были предложены инструкции:
I группа -«Размножение насекомых», II группа изучала вопрос о размножении рыб, земноводных и пресмыкающихся, III группа о размножении птиц, IV группа – о размножении зверей по аналогичным планам.
По ходу выступления группы перед классом я, по необходимости, дополняю, уточняю излагаемый материал.
При подведении итога урока, на котором использовалась групповая работа, обязательно акцентирую внимание детей на лучшее в работе группы (четкая организация, сплоченность действий, взаимопомощь, интересный подход к решению проблемы и т.д.) и на недостатки. Я считаю, что такой анализ необходим для того, чтобы дети видели «плюсы» и «минусы» своей работы, брали на вооружение положительное и устраняли недостатки.
Проблемные ситуации.
Еще одним эффективным приемом активизации познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира является проблематизация.
Противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития служит движущей силой обучения.
В учебниках А.А.Плешакова немало проблемных вопросов и заданий (более 30-ти в учебнике для 2-го класса и примерно столько же в учебнике для 4-го класса). Они встречаются в статьях, перед описаниями опытов, в рубрике «Подумай!».
Но, на мой взгляд, этого недостаточно. Поэтому я использую на уроках свои и взятые из других источников проблемные вопросы, задания и задачи.
Отбирая или составляя для урока проблемные вопросы, задания, задачи, учитываю следующие требования:
сочетание элементов увлекательности и познавательной ценности, которая заключается в их природоведческом содержании;
соответствие возрастным возможностям учащихся класса.
Использование проблематизации приводит не только к повышению эффективности овладения материалом, но и каждое решение проблемы сопровождается положительными эмоциями. А это означает, что у детей формируется положительная мотивация к овладению знаниями.
Нетрадиционные формы проведения уроков.
Младший школьный возраст специфичен тем, что его можно рассматривать как переходной от периода, когда ведущей деятельностью является игровая, к периоду, когда ведущей деятельностью становится учебная. Поэтому-то я и стараюсь проводить уроки природоведения в нетрадиционной форме. Но всегда помню о том, что использование занимательного материала в большом объеме приводит к ослаблению обучающих функций урока.
Учитывая специфику класса (очень подвижные дети, активно работают на уроке, любят решать проблемные задачи, не стесняются высказывать свое мнение, пусть и не всегда верное), часто провожу нетрадиционные уроки, такие как:
урок – взаимообучение;
урок – соревнование;
урок – игра («КВН», «Брейн-ринг» и т.д.);
урок – путешествие;
урок – конкурс.
Конечно, нетрадиционные уроки требуют от учителя более тщательной подготовки, больших затрат времени и сил. Но когда видишь, с каким желанием и воодушевлением дети работают на уроке, понимаешь, что все приложенные усилия были не напрасны.
Я считаю, что нетрадиционные формы проведения уроков окружающего мира способствуют активизации познавательной деятельности учащихся.
Внеклассная работа.
Решением проблемы активизации познавательной деятельности учеников я занимаюсь не только на уроке, но и во внеурочной работе.
Строгие рамки урока и насыщенность программы по окружающему миру не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия. Но необходимость проведения внеклассной работы по окружающему миру диктуется не только желанием детей узнать что-то новое. Цель внеклассной работы шире, а именно:
способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала;
воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к природе;
содействовать развитию речи, мышления, внимания, памяти.
Детям нравятся занятия, проводимые в форме телевизионных передач («КВН», «Брейн-ринг», «Умники и умницы», «Звездный час»). Вызвало у них интерес (что видно из результатов анкетирования) и такое внеклассное занятие, как «Лото (Знатоки природы(.
Стало традицией проводить внеклассные занятия по окружающему миру в конце каждой четверти. Проходят они как внутри класса, так и в параллели.
Какие же результаты дали используемые в системе на уроках окружающего мира формы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся?
Из проведенного анкетирования видно, что интерес к предмету повышен. 85% детей назвали урок окружающего мира любимым.
Когда читаешь в анкетах не сухие ответы «Да», а восторженные отзывы «Я обожаю окружающий мир», «Очень-очень нравится», «Лучший урок в мире!» - понимаешь, что это тоже результат работы учителя.
Анализируя полученные результаты, я пришла к выводу, что применяемые мною в системе приемы и формы активизации познавательной деятельности детей на уроках окружающего мира эффективны. А наиболее эффективны они тогда, когда используешь их в совокупности.
13PAGE 15
13PAGE 14515