Урок русского языка Обобщающее повторение по разделу: «Лексика и фразеология».
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХМАО-ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХМАО-ЮГРЫ
НЯГАНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
урок русского языка
Тема
Обобщающее повторение по разделу:
«Лексика и фразеология».
Составитель:
преподаватель русского языка
Митюкова Наталья Сергеевна
Нягань,2016
ТЕМА: Обобщающее повторение по разделу: «Лексика и фразеология».
Технологии, использованные в ходе урока:
1.Информационно-коммуникационные, коммуникативно-диалоговые технологии.
2.Образовательные технологии: объяснительно-иллюстративные, проблемно - поисковые, «мозговой штурм», критическое мышление, сотрудничество в команде, ситуативное обучение.3.Здоровьесберегающие технологии (атмосфера на уроке, благоприятный эмоциональный фон, смена видов деятельности.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
1) обобщить и систематизировать знания студентов по теме «Лексика и фразеология»;
2) развивать речь, память, орфографическую и пунктуационную зоркость;
3) воспитывать интерес к будущей специальности.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с вопросами, иллюстрации, выставка словарей, мультимедийный комплекс.
ТИП ЗАНЯТИЯ: обобщающий.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЯ: комбинированная.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, … блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
К. Г. Паустовский
А тема нашего занятия напрямую связана со словами, а именно, нас интересует лексическое значение слов, их многообразие.
2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ ЗАНЯТИЯ.
Сегодня мы завершаем изучение темы «Лексика и фразеология».
Цели нашего занятия - повторить и закрепить основные понятия, изучаемые в данном разделе, учиться использовать их в своей речи, обогащая ее синонимами, омонимами, паронимами, антонимами и устойчивыми сочетаниями (фразеологизмами).
Учащиеся разделены на 5 групп: 3 команды; студенты - эксперты (жюри); болельщики.
В конце занятия жюри выявит команду-победительницу.
3. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
(РАЗМИНКА)
Давайте вспомним тот материал, который вы готовили о фразеологии.
Что такое фразеологизмы?
Чем отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний?
При помощи своих иллюстраций приведите примеры устойчивых сочетаний, объясните их значение.
4. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.
-Выполнение упражнений.
5. ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.
-Выпишите фразеологизмы в 3 столбика, распределяя по значениям:
«бездельничать»;
«хорошо работать»;«много говорить»
(3 студента работают у доски.)(Если требуется, то обращаются к словарю)
Бить баклуши, брать быка за рога, валять дурака, горит в руках, длинный язык, засучив рукава, палец о палец не ударить, переливать из пустого в порожнее, перемывать косточки, своротить гору, сидеть сложа руки, считать ворон, точить лясы, чесать язык.
(Проверка.)
Задания болельщикам:
найдите фразеологизм-омоним; (Если требуется, то обращаются к словарю)
найдите и прочитайте фразеологизмы, которые можно употреблять только в разговорной речи.
МИНИ-СЕМИНАР.
Вопросы для обсуждения
Что такое лексика?
Какие понятия входят состав лексики?
Что такое многозначные слова? Приведите примеры. (Если требуется, то обращаются к словарю)
Что такое омонимы? Назовите виды частичных омонимов.
Чем отличаются многозначные слова от омонимов?
Что такое синонимы? Назовите виды синонимов.
Что такое паронимы?
Расскажите о русской лексике с точки зрения ее происхождения.
Расскажите о русской лексике с точки зрения ее употребления.
(По окончании работы преподаватель обращает внимание студентов на выставку словарей, обращая внимание на разные типы в зависимости от вида лексики)
7. ИГРА «ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАРАФОН» (игра проводится посредством компьютерной презентации).
8. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.
Прочитайте фразеологизмы, написанные на доске, объясните их значение: по горячим следам, не из робкого десятка, связать по рукам и ногам, висеть на волоске, как белка в колесе, ломать голову, сбить с толку.
Используя данные сочетания (4-5), составьте небольшой текст (7-8 предложений) на тему своей будущей профессии. (Проверка.)
(Если требуется, то обращаются к словарю).
9.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
10. РАБОТА С ТЕКСТОМ.
(Текст записывается с комментированием студентов.)
Красив русский лес зимою. Чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты ветви высоких и маленьких елей, одетых в темно-зеленые кафтаны. От зари до зари хочется наблюдать за этой чудесной картиной.
Ребята, скажите, а похоже ли это описание леса и наша зимняя тайга?Что общего и в чем различие?
А теперь, давайте произведем анализ текста с точки зрения лексики.
Найдите многозначные слова, дайте им толкование.
Найдите слова в переносном значении, дайте им толкование.
Найдите заимствованные слова.
Найдите устаревшие слова.
Найдите фразеологизм, объясните его значение.
Подберите синонимы к словам: согнулись, чудесный.
Подберите антонимы к словам: тяжелые, белые.
Найдите контекстуальные антонимы.
(Если требуется, то обращаются к словарю)
11. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Написать мини - сочинению (рассказать об одном из пластов лексики, объем работы –10-12 предложений).
12. ИТОГ. РЕФЛЕКСИЯ.
1.Что я знал(-а) до занятия?
2. Что нового узнала?
3. На какие вопросы я не получила ответа?
4. Что мне было трудно?
5. Почему возникли трудности? Как преодолеть эти трудности?
У вас на столах лежат тестовые листочки «Десять человечков»
Выберите того человечка из 10, который наиболее соответствует вашему состоянию, положению сейчас. Расскажите о нем в 3-4 предложениях.