Развивающее занятие в рамках игры «Путешествие в Солнечный город» (по нравственно-этическому воспитанию). Азбука общения
КОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Развивающее занятие в рамках игры
«Путешествие в Солнечный город» (по нравственно-этическому воспитанию). Азбука общения
Тема: «Дал слово – держи» для 3-4 классовРазработала: воспитатель Ермилова Елена Викторовна
Цель: духовно-нравственное воспитание младших школьников.
Задачи:
1) Формировать у детей понятие «долг», «ответственность», «слово чести».
2) Учить всегда держать данное слово, не давать пустых обещаний.
3) Воспитывать уважительное отношение к окружающим, прививать навыки культуры общения.
4) Знакомить с новыми пословицами и поговорками.
Оборудование: плакаты «Нет большего позора, чем не выполнить уговора», «Не давши слова – держись, а давши – крепись», книга Л. Пантелеева «Честное слово».Ход занятия:
Воспитатель: - Дорогие ребята! Сейчас я хочу напомнить вам стихотворение В. Маяковского:
Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
«Что такое хорошо?
И что такое плохо?»
А если бы вам вдруг задали такой вопрос, как бы вы ответили? (заслушивают ответы детей 5-6 человек).
Вы считаете, что плохо быть ленивым, жадным, злым, трусливым. Нельзя без разрешения брать чужое, обманывать, давать пустые обещания и нарушать слово. Сегодня мы с вами прочитаем и обсудим рассказ Л. Пантелеева «Честное слово».
Чтение рассказа начинает воспитатель, продолжают учащиеся. Затем приступают к обсуждению.
Вопросы к тексту:
1) Прочему мальчик не мог покинуть свой пост?
2) Правильно ли поступили ребята, забыв про своего товарища?
3) Что ты можешь сказать про поступок мальчика, мог ли он нарушить слово?
4) Можно ли давать пустые обещания?
Воспитатель: Понятия «долг», «ответственность», «слово чести» должны знать все ребята и чтобы вас считали окружающие порядочными людьми, всегда старайтесь держать данное слово. Свои обещания надо выполнять, чтобы не прослыть «пустомелей», «пустозвоном». Про тех, кто умеет держать слово, в народе говорят:
- Его слово твёрдо, как гранит –
Исполнит всё, что говорит.
- Его слово твёрдое, как сталь –
Не отложит дело вдаль.
В своём стихотворении «Решительное решение» поэтесса Эмма Мошковская рассказывает об одной девочке, любившей давать обещания?
Я в горе и в отчаянье,
Никак мне не понять:
Даю я обещание
И мне же выполнять?
- Но это очень трудно –
Шепчу я очень грустно.
- Но это очень много! —
Кричу я очень строго. —
И где же разделение труда?
Такое положение хочу я поменять:
Решаю я решение
Решительно принять.
Я говорю: Внимание!
Прошу меня понять:
Даю я обещание,
А вам всем выполнять!
Про таких людей, как эта девочка говорят, что они любят «загребать жар чужими руками». Ведь они только обещают, а выполнять будет кто-то другой. Поэтому давайте сейчас с вами поиграем в игру «Обещалки». (Физкультминутка).
Воспитатель: Свои обещания нужно обязательно выполнять, ведь про ответственных людей всегда говорят:
- Скажешь: «человек слова», подразумеваешь: «человек дела».
А людей безответственных называют ещё «Обещалкины».
Стихотворение «Обещалкины».
Есть, ребята в нашей школе
Мальчик-обещалкин Коля.
Обещает Коля нам
Чистить зубы по утрам
Утром говорит он часто,
Что куда-то делась паста,
Щётку тоже потерял –
Обещанье не сдержал!
А ещё есть в классе нашем
Обещалкина Наташа
Обещает не лениться,
Хорошо всегда учиться.
Но когда звенит звонок –
Опоздает на урок,
Вновь не выполнит заданье
И не сдержит обещанье.
Мальчик Обещалкин Петя
Обещает всё на свете:
Подмести и вымыть пол,
А ещё накрыть на стол,
В классе вырастить цветы
Небывалой красоты.
Зря он время не теряет:
Обещает, обещает…
Вы представьте-ка, ребята
Что случилось бы когда-то,
Если б жили-были вдруг
Обещалкины вокруг
Вот пришёл ты на обед,
А его в столовой нет.
Обещалкин повар был
И обед сварить забыл.
Обещалкин был учитель,
Обещалкин быль строитель,
Первый не провёл урок,
Дом другой не сделал в срок.
Обещалкины вредят,
Жизнь испортить нам хотят.
Потому, дружок, ты знай:
Обещаешь – выполняй!
Мне бы хотелось, чтобы в заключение нашего занятия, вы ещё раз прочитали пословицы, ставшие девизом сегодняшней беседы:
(Дети хором) «Нет большего позора, чем не выполнить уговора»,
«Не давши слово – держись, а давши – крепись!»
- Подведение итогов занятия, рефлексия.
- Награждение самых активных участников занятия.