Конспект урока по музыке по теме: Балет. И. Стравинский. Балет «Петрушка» (3 класс)
Конспект урока по музыке
Учитель начальных классов: Дурнева Татьяна Владиславовна
Тема: Балет. И. Стравинский. Балет «Петрушка»УМК: Планета знаний «Музыка» Бакланова Т.И.
Класс: 3
Ожидаемые результаты.
Личностные:
побуждение детей к размышлению о музыке и составлению личного мнения о ней;
развитие слушательской и исполнительской культуры детей.
Метапредметные:
развитие внимания, слуховой памяти, воображения;
расширение кругозора.
Предметные:
знакомство с композитором И. Стравинским и фрагментом его балета “Петрушка”,
знание детей о структуре и характере музыкального произведения.
Оборудование:
ноутбук, колонки музыкальные, проектор;
два отрывка музыкальных произведений И. Стравинского из балета «Петрушка»
раздаточный материал: карточки с прилагательными, характеризующими музыкальное произведение, карточки для рефлексии,
фотографии из балета (под отрывки музыкальных произведений).
Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Организационный момент (3 минуты) - Прозвенел звонок. Все готовы к уроку?
Дети готовятся к уроку. Личностные: настрой на работу.
2. Актуализация знаний
(5-7 минут) - На прошлом занятии мы с вами знакомились с балетом. Что такое балет?
- Перед вами 4 названия. Как вы думаете, это названия чего? Балета. Какое из них вам незнакомо?
«Петрушка» - шедевр русского балета. Балет И. Стравинского «Петрушка» создал ему мировую славу. Шедевр русских сезонов.
«Русские сезоны» — ежегодные театральные выступления русской
оперы и балета в начале XX века в Париже
«Сезоны» были организованы Сергеем Павловичем Дягилевым (1872—1929).
Во время масленичного веселья старый фокусник показывает оживших кукол: Петрушку, Балерину и Арапа, исполняющих танец среди изумлённой толпы.
Магия Фокусника наделила кукол настоящими человеческими чувствами. Петрушка
чувствует жестокость Фокусника, свою неволю, свою отрезанность от прочего мира, свой уродливый и смешной вид. Петрушка влюблен в Балерину.
Но злой и глупый Арап нравится Балерине больше и она всячески старается очаровать его.
Ожившие куклы выбегают на улицу, Арап поражает Петрушку ударом сабли, и жалкий Петрушка умирает на снегу, окружённый толпой гуляк. Фокусник, приведённый будочником, спешит всех успокоить. Под его руками Петрушка снова возвращается в свой первоначальный кукольный вид, и толпа расходится. Спектакль, где актеры танцуют.
«Петрушка» Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (под руководством учителя).
Познавательные: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
3. Восприятие музыки (6 минут)
- Послушайте отрывки музыкальных произведений из балета «Петрушка». Попробуйте представить себе сцену из этого отрывка.
В балете четыре небольшие картины, идущие без перерыва. Их соединяет барабанный бой. В двух средних картинах показана жизнь кукол, крайние картины – массовые сцены праздничного гулянья. В них широко использованы русские мелодии. Мы с вами прослушаем первые две сцены. Дети слушают фрагменты из балета. Личностные: умение удерживать внимание.
4. Беседа по прослушанным музыкальным фрагментам.
(10 минут) - Что вы себе представили, слушая первый отрывок?
- Какое настроение у детей?
- Покажите карточку, которая, по вашему мнению, соответствует этому отрывку.
На сцене - толпа, гомонящая, пёстрая, а в ней то и дело мелькают колоритные персонажи.
- Что вы себе представили, слушая второй отрывок?
Какой характер у этого музыкального произведения?
Покажите карточку, которая, по вашему мнению, соответствует этому отрывку.
Появляется Фокусник, и шум сразу прекращается. Звучит таинственная тема Фокусника.
Фокусник подходит то к одной группе зрителей, то к другой, будто завораживая их, а затем распахивает занавес своего театрика. Толпа видит трёх кукол – Петрушку, Арапа и Балерину. Фокусник прикасается к ним своей флейтой, и куклы пляшут «Русскую». Фокусник ловко управляет куклами. Их танец - это колкая, механически ритмичная музыка с преобладанием тембра фортепиано. В ней можно узнать тему русской песни.
- Посмотрите на фотографии из балета. Как вы думаете, какие из них подходят к фрагментам, которые мы с вами прослушали?
- Веселье, ярмарка, гулянье.
- Настроение праздничное, задорное.
Четкий, быстрый, торжественный, радостный.
Таинственная, завораживающая, чуть стихла. Потом резкая, задорная.
Соединяют фотографии с названиями музыкальных произведений, прослушанных
на уроке.
Познавательные: характеризовать музыкальные произведения, персонажей музыкальных произведений;
Коммуникативные: рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о композиторах
5. Музыкальная игра
(5-7 минут) - Музыка в балете исполняется оркестром. Вы знаете, что такое оркестр?
Как вы думаете, тяжело играть в оркестре? Почему? - Я вам предлагаю сейчас «превратиться» в оркестр. Первый ряд будут флейты, второй - ударные, третий - скрипки. Задача каждого услышать звучание своего инструмента, вовремя вступить и имитировать игру на своем инструменте.
Я буду вашим дирижером и помогу вам вовремя вступить. Будьте внимательны. А исполнять мы с вами будем уже прослушанный нами 1 акт балета. Оркестр – группа музыкантов, играющих на струнных, духовых и ударных инструментах, исполняющих музыкальное произведение.
Познавательные: различать звучание отдельных музыкальных инструментов.
6. Подведение итогов
(3 минуты) Музыка балета отличается исключительным богатством неистощимой изобретательностью, мастерством. Не случайно музыка балета «Петрушка» часто включается в репертуар симфонических оркестров как концертное произведение. Познавательные: умение делать выводы по пройденному.
7. Рефлексия
(3 минут) - Перед вами листочки. На них нарисована лесенка с пятью ступеньками. Нарисуйте человечка/ улыбочку на той ступеньке, которая соответствует вашему настроению на конец урока.
- Кто нарисовал человечка/улыбочку на верхней ступеньке? Почему?
- Кто нарисовал человечка на нижних ступеньках? Почему? В чем у вас возникли трудности?
Дети рисуют на раздаточном материале – карточкам свое настроение. Регулятивные: анализировать результаты собственной работы.