Технологическая карта урока МХК Музыка Просвещения 11 класс
Тема урока № 16 Отражение в конкретном содержании и этапность предъявления МотивированностьВозможность проверить
МУЗЫКА ПРОСВЕЩЕНИЯ
Венская музыкальная школа
Сонатно-симфонический цикл. Возникновение жанров (симфония, соната, концерт)
Франц Йозеф Гайдн – создатель сонатно-симфонического цикла
Вольфганг Амадей Моцарт – музыкальная стихия, гармония разума и сердца
Людвиг ван Бетховен – стихия чувств, воплотившаяся в строгих совершенных формах 1. Согласиться, что профессиональная мобильность требует гуманитарных знаний.
2.Посмотреть взглядом из XXI века на культуру эпохи Возрождения
3.Продолжить гармонический анализ мира чувственным музыкальным способом, т.е. через искусство венской музыкальной школы
4. Понять, что музыка оказывает исключительное влияние на жизнь человека
- ведем диалоги; - слушаем музыку;
- формулируем вопросы по теме урока, отвечаем на них;
- работаем в тетради;
- записываем определения.
- выполняем задания учебника и задания, подготовленные учителем
Технологическая карта урока № 16 – 11 класс
Дидактическая структура урока Деятельность учеников Деятельность учителя 79946519875500Задания для учащихся УУД Дидактическая структура урока
Организационный момент 2-3 ученика говорят о своих музыкальных пристрастиях и объясняют свой выбор Настраивает обучающихся на работу
Включаем любимую музыку, закрываем глаза и мы счастливы. Не так ли?..
Включает фрагмент «Симфонии до минор № 5» Бетховена.
Задание 1 (устно)
Я знаком (не знаком с этим композитором) с этим композитором Личностные – мотивировать интерес к изучаемой теме
Изучение нового материала
Расставляет акценты
Венская классическая музыкальная школа (нем. - «венская классика») - направление европейской музыки второй половины XVIII - первой четверти XIX вв. Это: универсальность художественного мышления, логичность, ясность художественной формы. В сочинениях органично сочетаются чувства и интеллект, трагическое и комическое, точный расчёт и естественность, непринуждённость высказывания
(влияние эпохи Просвещения). Появились жанры сонатно-симфонического цикла: симфония, соната, концерт. Создателем сонатно-симфонического цикла считается Франц Йозеф Гайдн (1732-1809).
Йозеф Гайдн. Симфония № 85, «Королева» (1785)
- философская повесть о прекрасной и гармоничной жизни королевы Марии Терезии в единении с природой.
Вольфган Амадей Моцарт. Опера «Дон Жуан» (1787) - совмещении жанра итальянской комической оперы buffa и трагедийной оперы seria. Моцарт называл ее «веселой драмой». «Реквием» (1791) - католическая заупокойная служба, состоящая из молитв, произносимых на латинском языке.
Людвиг ван Бетховен. Симфония № 5 (1808), которую называют «оптимистической трагедией», борьба героя с судьбой, роком. Соната до-диез минор № 14. («Лунная соната»). Adagio вместо allegro в первой части. Финал передает настроение трагического одиночества, владевшее Бетховеном в пору крушения его любви к Джульетте Гвиччарди. Задание 2
«О сонатно-симфоническом цикле»
Задание 3
«Реквием Моцарта – это…»
Предметные – знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы:
Предметные
- закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ
Коммуникативные
- выбирать адекватные речевые конструкции в смысловом образовательном диалоге.
Закрепление нового материала Участвуют в обсуждении работ одноклассников Направляет и корректирует процесс обсуждения выполненных учащимися заданий 1,2,3
Контроль Участвуют в опросе Проводит блиц-опрос:
Как эстетика классицизма отражена в музыке Йозефа Гайдна?
Что такое месса?
Чем обусловлено различие в эстетических идеалах Моцарта и Бетховена?
Что является ядром сонатно-симфонического цикла?
Из каких основных разделов состоит сонатно-симфонический цикл? 79946519875500 Предметные
- знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы Предметные
- закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ
Рефлексия Участвуют в обсуждении своих работ, работ одноклассников и всего урока Направляет рефлексию Метапредметные- осуществлять рефлексию школьных способов и умений действовать Коммуникативные
- выбирать адекватные речевые конструкции в смысловом образовательном диалоге.
Задание 2
«О сонатно-симфоническом цикле»
Разгадайте кроссворд, используя приведенный текст
Сонатно-симфонический цикл – циклическая музыкальная форма произведения, принадлежащего к одному из жанров (симфония, концерт, соната, трио, квартет, квинтет и т. д.), в которых принято хотя бы одну из частей (чаще всего - первую или, как минимум, первую) излагать в сонатной форме. От сюитного цикла (сюиты) отличается бо́льшей значительностью содержания и единой линией развития, а также бо́льшей упорядоченностью строения цикла (прежде всего — в количестве частей и их последовательности).
Сонатно-симфонический цикл является наиболее крупной циклической формой среди чисто инструментальных форм. При этом он обладает большой гибкостью: в форме сонатно-симфонического цикла могут быть написаны как большие (в том числе огромные по масштабу и времени звучания), так и небольшие, как в жанре симфонии, так и камерно-музыкальные произведения.
СОНАТНО-СИМФОНИЧЕСКИЙ ЦИКЛ
ЯДРО – сонатное allegro –пропорциональная и симметричная музыкальная конструкция, состоящая из 3-х основных разделов:
ЭКСПОЗИЦИЯ РАЗРАБОТКА РЕПРИЗА
Экспозиция ( от лат. – изложение) – в музыке начальный раздел сонатной формы, в котором контрастно сопоставляются основные темы произведения.
Игриво-танцевальная музыка - главная тема, рисовала образ героя, активного и целенаправленного.
Далее появлялась связующая тема, уступающая по красоте и выразительности главной, но, как и она, напористая и энергичная
Побочная тема повторяла главную в новой тональности и воссоздавала мечту, духовную опору героя, его второе «я»
Заключительная партия – легкомысленная танцевальная мелодия – довершала изображение героя и его «окружения». Разработка - мотивное и тональное развитие тем, данных в экспозиции.
Служила музыкальным описанием событийной стороны человеческого существования. Реприза ( от фр. – повтор, возобновление) – повторение основных тем музыкального произведения в главной тональности.
Повторялась экспозиция, но ее главная и побочные темпы теперь уравновешивались, словно подводя итог жизни героя, прошедшей среди развлечений, шуток и веселья.
2 6
5 3 4 1 А РЛ Е
Л К ПЕ К В РГ В А И
РИ РРЗС О Н А Т А
И Т ЗЕ М Е РТ Ф Т А О Б Н О И Т Я К А По вертикали:
Жанр музыкального произведения
Ядро сонатно-симфонического цикла
Жанр музыкального произведения
Один из трех основных разделов сонатно-симфонического цикла
Жанр музыкального произведения
Один из трех основных разделов сонатно-симфонического цикла
По горизонтали:
Жанр музыкального произведения
Задание 3
«Реквием Моцарта – это…»
Прочтите текст
Закончите предложение - «Реквием Моцарта – это…»
«Реквием» Ре минор (лат. Requiem - заупокойная месса) - последнее, незавершённое произведение композитора Вольфганга Амадея Моцарта, над которым он работал вплоть до самой смерти, — траурная заупокойная месса, написанная на канонический латинский текст. После смерти сочинение завершили Йозеф Эйблер и Франц Ксавер Зюсмайер. «Реквием» является одним из наиболее известных произведений Моцарта и рассматривается как одно из важнейших его творений. Реквием – это католическая заупокойная служба, состоящая из молитв, произносимых на латинском языке. В своем «Реквиеме» Моцарт передал целую гамму чувств – и ощущение близкой смерти, и смиренный трепет, и буйный гнев, и чудесную силу любви. Жуткая разрушительная картины Страшного суда в Dies irae («День гнева» контрастирует с мольбой о милосердии в Lacrimosa («Слезная»), которая считается кульминацией всего «Реквиема».Структура канонической редакции Реквиема Моцарта, составленная Зюсмайером1 Introitus«Requiem aeternam» — хор с партией солирующего сопрано. Полностью завершен Моцартом
Kyrie eleison - хоровая фуга. Оркестровка, а также заключительное Adagio написаны Эйблером2 Sequenz - в первых пяти частях оркестровка завершена Зюсмайером.
Dies irae — хор
Tuba mirum — квартет для сопрано, альта, тенора и баса
Rex tremendae majestatis — хор
Recordare, Jesu pie — квартет
Confutatis maledictis — хор
Lacrimosa dies illa — хор, первые 8 тактов — Моцарт, далее Зюсмайер; хоровая фуга Amen (аминь), набросанная Моцартом, у Зюсмайера отсутствует.
3 Offertorium - оркестровка завершена Зюсмайером
oDomine Jesu Christe — хор и квартет с фугой Quam olim Abrahae oVersus: Hostias et preces — хор, далее следует повторение Quam olim Abrahae4. Sanctus - предположительно написаны Зюсмайером по эскизам Моцарта
Sanctus - хор, заключается фугой OsannaBenedictus - квартет, затем повторяется фуга Osanna, у Зюсмайера она значительно изменена по сравнению с её же вариантом в Sanctus5 Agnus Dei - хор, предположительно написан Зюсмайером по эскизам Моцарта
6 Communio - незначительно измененная версия раздела Introitus на другой текст, включающая Requiem aeternam (начиная со слов Te decet) и Kyrie
Lux aeterna — хор с партией солирующего сопрано
Сum sanctis tuis — хоровая фуга