Урок «Художественная культура Европы эпохи Просвещения».
Тема урока: «Художественная культура Европы эпохи Просвещения».
Методическая цель урока: сформировать представление о Просвещении как идеологическом течении 18 века, основанном на убеждении в решающей роли человеческого разума, гуманистических ценностях и культурном наследии эпохи Просвещения в истории.
Задачи: Образовательная:
Обогатить приобретенные ранее умения и навыки освоения историко-культурного материала.
Знакомство с произведениями искусства Просвещения.
Формирование собственного мнения, выработке личностного отношения к культурному наследию.
Развивающая:
Побуждение к творческому поиску материалов и его восприятию, закрепить и систематизировать приобретенные знания.
Формирование умения логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать его.
Развивать умения и навыки работы документами, учебником.
Воспитательная:
Формировать интерес к художественной культуре, воспитывать и развивать эстетический вкус.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично-поисковые
Приобретаемые навыки детей:
Развитие навыков самостоятельного отбора информации.
Развитие умения выражать свои мысли.
Развитие навыков анализа и синтеза полученной информации.
ТСО: проектор, экран, компьютер.
Ход урока
Мотивационная часть урока.
Учитель.
Ребята, как вы думаете, почему эпиграфом к нашему уроку я взяла высказывание писателя и историка 20 века Натана Яковлевича Эйдельмана. «Настало время сопоставить времена?»
Варианты ответов:
- мы изучаем разные эпохи, узнаем о том, что нового происходило в жизни человека;
-сравниваем и анализируем разные времена.
Учитель.
Как называется эпоха, которую мы на прошлом уроке начали изучать? Дайте определение этой эпохи.
Варианты ответов;
- изучали эпоху Просвещения, это время, когда знания стали доступны; - одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.
Учитель.
На уроке мы с вами продолжим отмечать те общечеловеческие ценности, провозглашенные просветителями, которые актуальные во все времена.
Перед вами иллюстрации произведений и картина. Как вы думаете, можно ли утверждать, что они относятся к эпохе Просвещения и почему?
Варианты ответов:
-Робинзон на острове трудится, чтобы выжить условиях острова, а в эпоху Просвещения труд играл важную главенствующую роль и к труду относились с уважением;
- Гулливер путешествует, узнает много о новых странах. Высмеивает пороки живущих в них существ;
- на картинах видим тружеников, добывающих хлеб насущный своим трудом.
Учитель.
Кого ставят в центр внимания своим творчеством данные авторы?
Варианты ответов;
- человека;
-разумную деятельность человека.
Учитель.
Впервые ли в истории искусство прославляет человека, привлекает общество к его проблемам?
Варианты ответов;
- нет, была эпоха Возрождения, во время которой показывали гуманисты красоту внутреннего мира человека и красоту его тела.
- в эпоху Реформации обращали внимание на свободу человека в выборе веры, и права вести богослужение на родном языке.
Учитель:
Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
Варианты ответов;
- о культуре;
- о художественной культуре эпохи Просвещения.
Учитель.
Какие перед собой мы поставим задачи?
Варианты ответов:
- узнаем новые имена представителей эпохи Просвещения;
- познакомиться с художественным творчеством просветителей.
Учитель.
Правильно, мы не только познакомимся с художественным творчеством просветителей, но и узнаем, можно ли сказать, что просветители XVIII в. были наследниками гуманистов Возрождения?
Записываем тему в тетрадь.
Знакомимся с планом урока.
1. Литература эпохи Просвещения
2. Художественное искусство
3.Музыкальное искусство
Мыслители эпохи Просвещения
Основные идеи их учения и главные ценности.
Дж. Локк
Всеобщее равенство. Право на жизнь, свободу и собственность. Разделение властей.
Вольтер
Просвещенная монархия. Свобода, равенство, собственность. Отказ от института церкви.
Ш.Монтескье
Разделение властей, свобода личности и неприятие деспотизма.
Ж.Ж.Руссо
Власть принадлежит всему народу. Равноправие, всеобщее избирательное право, отказ от частной собственности.
Д.Дидро
Равноправие и права личности, неприятие деспотизма.
А.Смит
Главным источником богатства является труд.
Свобода конкуренции и торговли, легкие налоги.
На прошлом уроке мы познакомились с идеями знаменитых философов эпохи Просвещения и сейчас, в качестве повторения я предлагаю вам правильно соотнести имя философа и его идеи. На партах у вас лежат таблички и вам нужно их правильно соотнести. Работаем в парах. Проверяем. Один ученик выходит к доске.
Учитель.
Обобщить взгляды просветителей и сделать вывод я вас просила с помощью кластера. Кто готов нас познакомить со своими выводами?
Варианты ответов;
- гуманистические ценности: свобода личности, всеобщее равенство, неприятие деспотизма;
-свободолюбие, равенство.
Учитель.
С идеалами какой эпохи они перекликаются?
Вариант ответа;
- эпохи Возрождения.
Учитель.
Движение просветителей объединяло в своих рядах не только философов, но и творцов искусства. А какие ценности они утверждали, мы будем узнавать и по ходу урока заполнять третий столбик нашего кластера, который оформим в виде таблицы.
А наше знакомство мы начнем с творчеством Даниеля Дефо, а поможет мне Самарин Егор, который прочитал одно из самых любимых многими его произведение « Приключения Робинзона Крузо».
Послушав ее сообщение, ответим на вопрос: Какие качества человека воспевает автор?
Варианты ответов;
- вера в собственные силы;
- трудолюбие, мужество.
Робинзон предприимчивый, не боится риска – он человек нового времени.
Учитель. Выдающимся творцом литературы был и Джонатан Свифт.
Порошина Оля расскажет о том, на что хотел обратить внимание Джонатан Свифт своим знаменитым произведением.
Варианты ответов;
- автор этого произведения говорит о том, что общество далеко от совершенства, а люди должны продолжать бороться с пороками, чтобы установить разумный порядок в обществе;
-автор рисует черты идеального общества.
Учитель. Француз,Пьер Огюстен Карон де Бомарше, подарил миру удивительную, веселую комедию «Женитьба Фигаро». Это ловкий слуга, который в противовес графу Альмави
·ве стремится не к богатству, а к семейному счастью. Бомарше устами Фигаро показывает свое отношение к социальному неравенству.
В жизни есть закон могучий, Кто - пастух, кто - господин! Но рожденье - это случай, Все решает ум один.
Как Бомарше относится к социальному неравенству? Что он ценит больше всего?
Варианты ответов;
- в «Женитьбе Фигаро» он выражает мнение общества и протест против существующих порядков и социального неравенства;
-автор обращает внимании на роль разума в жизни общества.
Учитель.
Фигаро пытается жениться на служанке, а старый граф ему мешает. Бомарше в образе графа изобразил «старый порядок», который уже отживает свое время и не может сопротивляться напору новых порядков и приближающихся перемен.
По ходу пьесы слуга ведет с графом упорную борьбу за свое человеческое достоинство; его ум и хитрость простолюдина оказываются сильнее сословных привилегий графа.А этот представитель эпохи, вступив в брак с работницей цветочной мастерской, бросил вызов обществу и пренебрег дворянским званием. Сын имперского советника, немец Иоганн Вольфганг Гете написал трагедию «Фауст».
Вопрос. Что такое трагедия
Вариант ответа;
- произведение с печальным концом.
Действие трагедии начинается с «Пролога на небесах». Перед зрителем появляются Господь, архангелы и Мефистофель. Гёте подает эти образы по просветительски вольнодумно. Уже само появление на подмостках театра Господа шокировало благочестивых зрителей и читателей, а благодушно-терпимое обращение Господа с посланцем ада «К таким как ты вражды не ведал я» вызывало у них протест. Архангелы прославляют господа за его чудеса, но Мефистофель говорит, что бог зря дал им разум, но господь, указывая на Фауста, объясняет, что люди могут научиться пользоваться разумом. Ведь доктор Фауст мечтает найти тот путь, который осчастливит человечество.
Но согласен ли с Господом Мефистофель?
Читаем распечатанные выдержки из трагедии.
Мефистофель:
Дарованную ему жалкую крупицу разума
Он на одно лишь смог употребить
Чтоб из скотов скотиной быть!
·
Но по мысли Мефистофеля разум, не только ничтожен, от него проистекают самые дурные, скотские поступки человека.
Господь отвечает:
Пока еще умом во мраке он блуждает,
Но истины лучом он будет одарен;
Сажая деревце, садовник уже знает,
Какой цветок и плод с него получит он.
Учитель.
Господь отдает Фауста Мефистофелю, чтобы тот убедился в его словах. Начинается игра добра со злом. Черт считает, что может отвлечь Фауста от поиска истины, подвергнув его испытаниям. Если Фауст хотя бы на миг увлечется чем - то второстепенным, чем поиск истины и воскликнет «мгновенье, прекрасно ты, остановись» и он погиб.
А кто же победил, мы узнаем, если прочитаем предсмертный монолог Фауста.
Жизни годы прошли недаром;
ясен предо мной конечный вывод мудрости земной:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идет на бой!
Всю жизнь в борьбе суровой, непрерывной
Дитя и муж и старец пусть ведет,
Чтоб я увидел в блеске силы дивной
Свободный край, свободный мой народ!
Тогда сказал бы я: мгновенье, Прекрасно ты, продлись, постой
И не смело б веков теченье Следа, оставленного мной!
В предчувствии минуты дивной той Я высший миг теперь вкушаю свой.
Мефистофель ловит Фауста на слове. Фауст произнес формулу, обусловленную договором. Наступает смерть: «Фауст падает». Мефистофель не удалось погасить высоких стремлений Фауста.
Так в чем мудрость и счастье человеческое для Фауста?
Варианты ответов;
- свободный край;
- свободный народ.
Учитель.
Ангелы забирают Фауста на небеса, потому, что он думал не о себе, а об общем благе.
Наш кластер мы создаем в виде ромашки, ведь именно цветы тянутся к солнцу во имя жизни, как и человек. Давайте и мы потянемся руками к солнцу, чтобы почувствовать его тепло прилив его энергии.
Физминутка.
Учитель.
В эпоху нового времени свобода для людей имела важное значение.
У вас на столах лежит Фрагмент из «Журнала для джентльменов» за 1782 г., сообщавшего своим читателям об условиях жизни фабричных рабочих. На что автор статьи обращает внимание читателей?Они задыхаются от вредоносных газов в шахтах и рудниках или становятся жертвами ядовитых испарений во время обработки металлов, масел, порошков... и т. п. На фабриках они являют собой печальную галерею слепых, хромых, преждевременно одряхлевших астматических и увечных инвалидов или полуинвалидов, в которых едва теплится жизнь...
Варианты ответов;
- на ужасные условия жизни рабочих;
- на несправедливые условия труда и жизни.
Учитель.Правильно, поэтому некоторые художники в своем творчеством изображали сюжеты из жизни современного им общества.Давайте посмотрим, как художники изображали на своих картинах жизнь людей третьего сословия, которые шли на бой за свой кусок хлеба.
Автор картин «Возвращение с рынка» и «Прачка» французский художник Жан Батист Симеон Шарден.
Давайте проанализируем сюжеты. Можем мы сказать, что Шарден – представитель эпохи Просвещения?
Варианты ответов;
- здесь изображены люди третьего сословия, художник смог передать настроение героев, погруженных в свои переживания и мысли;
-художник показывает правдивыу сюжеты.
Учитель.
А английский художник Уильям Хогарт показывает поучительную историю о нравах современного общества. Картина из серии «Модный брак. Заключение брачного контракта» т.е. брака по моде своего времени показывает нам, что не по любви создается семья, а по расчету между представителями обедневшей знати и купечества.
А придворный художник Француа Буше приглашает нас на прогулку в окрестности Бове, чтобы мы, несмотря на голубоватую дымку, полюбовались сельской природой.
На слайде фотография пейзажа местного художника С.Копейко.
Вопрос. Скажите, уместна ли эта картины 21 века среди репродукций картин 18 века?
Варианты ответов;
-уместна, так, как человек всегда будет восторгаться природой;
-красота природы вечна.
Учитель.
А Антуан Ватто на своих полотнах показывает сюжеты светских прогулок на природе, которые так полюбились аристократии. Но если герои картины «Затруднительное предложение» заставляет нас додумать самим, согласится ли девушка на предложение кавалера прогуляться, то сюжет картины художника Давида нам известен.
И так, еще один свидетель эпохи – французский живописец – Жак Луи Давид. Знаменитая его картина «Клятва Горациев». Полотно «Клятва Горациев» (1794) воспроизводит фрагмент истории Древнего Рима. Тарквиний Гордый последний царь Рима, изгнанный из города, собирает войска, чтобы силой оружия вернуть себе власть. Римляне готовятся дать отпор тирану. Исход противоборства зависит от поединка: братья Горации будут сражаться за свободу Рима против братьев Куриациев сторонников Тарквиния. Художник выбрал момент, когда братья клянутся отцу победить или умереть. Как вы думаете, глядя на картину, что хотел сказать миру художник?
Варианты ответов;
- забыть личные интересы ради долга, подвиг во имя родины;
- патриотизм, мужество.
В начале нашего урока звучали музыкальные произведения, написанные знаменитыми композиторами эпохи Просвещения.
Один из них – Людвиг ванн Бетховен. Когда он стал терять слух, началась его борьба самим с собой, в это время он создает одну из удивительных по силе и красоте как сама жизнь красивейшее произведение «Лунная соната» или соната в роде фантазии», которую он посвятил своей несчастной любви.
И «Героическую симфонию», написанную в тревожные революционные годы конца 18 века. В симфонии образ неукротимого мятежника, смелого и мужественного человека.
А немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах пишет грандиозное сочинение для хора и оркестра «Страсти по Матфею». Как вы думаете, какое имя главного героя этого произведения? Иисус жертвует собой ради спасения людей, собственными страданиями, искупая людские грехи и открывая им путь к спасению. Иоганн Себастьян Бах напоминает человечеству о страданиях и смерти Иисуса Христа. Почему?
Варианты ответов;
- чтобы люди вспомнили заповеди Господа;
-автор напоминает людям о самопожертвовании.
Учитель.
А композитора Вольфганга Амадея Моцарта современники называли
истинным чудом XVIII в. Почему? Прочитаем на стр. 203 учебника.
(Жизнь его была коротка, полна нищеты, унижений и одиночества,
хотя были в ней и великие радости, любовь, счастье, творчество. С 3 лет он начал учиться музыке, в 4 сочинил свой первый концерт, в 12 лет написал оперу,
премьера которой состоялась в миланском театре, а в 14 Моцарт стал
академиком самой престижной музыкальной академии в Италии).
Последние десять лет жизни Моцарт провел в Вене. Самое знаменитое его произведение «Реквием» (покой). Это произведение о жизни, о судьбе человека в мире.
Слушаем и записываем в таблицу.
В комедии Бомарше «Севильский цирюльник» есть диалог главных героев:
Розина : Вечно вы браните наш бедный век.
Бартоло: Прошу простить мою дерзость, но что он дал нам такого, за что мы могли бы его восхвалять?»
Учитель. Вам может помочь ответить на этот вопрос слова доктора Фауста:
Не радуют ни слава, ни награды.
Нет радости от собственного дела
И жажда дерзновений оскудела
Так что ж осталось, если все пропало?
Любовь и мысль! А разве это мало?
А как бы вы ответили на этот вопрос, используя ваш кластер?
Варианты ответов;
- человечество выработало вечные ценности. Такие как любовь, свобода, равенство, трудолюбие, разум, борьба со злом, красота природы , творческая деятельность человека;
- новая мораль, разум побеждает в борьбе с суевериями, огромная роль искусства в общественной жизни, в просвещении народа;
- в центре борьбы разума над суевериями стоит человек.
Учитель.
Художественная культура эпохи Просвещения воспринимала и, творчески осмыслив их, утверждала гуманистические ценности нового времени.
Каждый день человек совершает добрые поступки во славу человека, возвеличивает его творчество и героизм. Каждый день мы с вами ведем борьбу с добром и злом, как и доктор Фауст.
Рефлексия.
Составим синквейн к нашей теме:
1. Культура.
2.Гуманистическая, правдивая.
3.Прославляет, побеждает.
4. Художественная культура формирует новые взгляды.
5.Просвещение.
А закончить наш урок я хочу словами немецкого философа Иммануила Канта: Разум – главный двигатель жизни. Будь смел и используй собственный разум. Это девиз Просвещения.
Я уверена, что этот девиз актуален и сейчас.
Д.З. Составить кластер к теме: «Эпоха просвещения». П.21.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
15