Сценарий урока по теме Ты, Моцарт, бог… из раздела Художественная культура эпохи Просвещения
Сценарий урока по теме "Ты, Моцарт, бог..."
из раздела "Художественная культура эпохи Просвещения"
I. Экспозиция.
Музыкальный эпиграф.
Отрывок из сказки А.Цыферова “Тайна запечного сверчка” о родине Моцарта и его рождении.
Тема, литературный эпиграф (запись на доске).
II. Завязка.
О гениальных способностях Моцарта, о непризнании при жизни и смерти в нищете.
III. Постановка проблемы.
В чем причина трагедии композитора?
IV. Разработка проблемы.
Опера “Свадьба Фигаро” - гражданская смелость композитора.
Симфония № 40 (“Вертеровская”) – воплощение эмоциональной атмосферы эпохи “Бури и натиска”.
V. Кульминация.
“Реквием” - величайшее гуманистическое произведение Моцарта.
VI. Развязка.
Чичерин о Моцарте.
VII. Последействие.
Звучит музыка Моцарта…
Сценарий урока.
I. Экспозиция.
Звучит музыка Моцарта (выбор по желанию учителя). На фоне музыки и слайдов начинается рассказ и чтение отрывков из сказки Г. Цыферова “Тайна запечного сверчка”.
1756 год. Австрия. Маленькое церковное княжество, которое на карте тогдашней Европы выглядело крохотным, не более ноготка. Столица этого княжества - город Зальцбург.
Здесь, в Зальцбурге, начинали свое шествие величественные Альпы – одни из самых красивых гор в Европе. Каждое утро солнце, точно сиятельный маршал, обходило их стройные ряды и поправляло золотой рукой и их белоснежные шапки. А церкви тут громоздились на каждом шагу!
И все-таки не церквами, даже не высоким небом славился старинный городок. В самой Австрии о нем говорили так: “Да разве это город? Это настоящая музыкальная шкатулка!”
И в самом деле, как ни сказочно это, но в славном Зальцбурге каждый второй житель плясал, каждый третий – пел и каждый четвертый – обязательно играл на музыкальном инструменте.
А как пели, играли и плясали зальцбуржцы! Даже строгие церковные кресты и те, казалось, начинали приплясывать, стараясь закружить в веселом танце пролетающие мимо легкие облака!
Вот в один из таких танцующих дней родился мальчик.
Судьба, лениво листающая страницы зальцбуржской жизни, вдруг остановилась и, сказав “ах!”, нежно коснулась рукой колыбели новорожденного: “Знаменитый музыкальный городок будет иметь своего знаменитого композитора!”
Правда, в тот день никто из зальцбуржцев и не подозревал об этом. По-прежнему они пели, плясали, играли, и лишь скрипач, отец новорожденного, счастливо вздохнув, задумался: “А кем будет мой мальчик? Станет ли он переплетчиком, как все его предки, иль, подобно мне, отдаст свое сердце музыке?! Кто знает?.. ”
Ну, конечно, маленький мальчик стал музыкантом! И это был … (можно дать возможность ребятам самим закончить фразу, т.к. чаще всего они по характеру музыки узнают композитора) Вольфганг Амадей Моцарт.
II. Завязка.
А.С.Пушкин сказал о Моцарте: “Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…” (цитата записана на доске заранее).
И действительно, этот человек обладал удивительными способностями и талантом, которые проявились очень рано.
- Ему было около 3-х лет, когда он начал запоминать отдельные места музыкальных пьес, которые отец разучивал с дочерью.
- Ему было 4 года, когда отец начал разучивать с ним на клавире музыкальные пьесы.
- Пяти лет он сочинял маленькие пьесы, которые проигрывал своему отцу с просьбой записать их на бумаге.
- В 6 лет мальчик вместе с отцом и сестрой отправляется в путешествие. Отец намеревался сначала представить сына музыкальному миру как виртуоза, чтобы таким образом проложить ему путь и как композитору (этого настоятельно требовал старый обычай).
Мюнхен, Вена, Париж, Лондон, Рим.
Германия, Франция, Англия, Голландия, Швейцария, Италия.
И все это время дети концертировали. Маленький мальчик в сюртучке в паричке с косичкой выходил на сцену и начиналось чудо…
- В 12 лет Моцарт пишет оперу.
- В 14 лет Болонская Академия избрала его своим членом, оказав 14-летнему мальчику честь, которой удостаивались лишь самые выдающиеся композиторы.
Но с ростом успеха растут и неприятности.
- Его первая опера, написанная в 12 лет (“Придворная простушка”), так и не была поставлена. До этого все восхищались им как забавной игрушкой. Теперь он становится опасным соперником для своих собратьев-музыкантов. Шутка ли, если уже в этом возрасте он начнет сочинять и ставить оперы? Нужно во что бы то ни стало помешать.
Те самые композиторы, которые недавно восхищались чудо-ребенком, теперь пустили в ход сложный механизм закулисной интриги. Ссылаясь на мнение приезжих итальянских маэстро, они утверждали, что маленький Моцарт пишет музыку не сам. Это хитрый органист сочиняет вместо сына, выдавая свою работу за творчество ребенка, с целью сделать ему карьеру. Генеральная репетиция так и не состоялась.
- В Италии Моцарт пишет оперу “Митридат, царь Понтийский”, которая выдержала подряд 20 представлений, но постоянного места в Италии музыкант так и не получает.
- Кипучая концертная деятельность юноши оборвалась внезапно: новый правитель Зальцбурга терпеть не мог оперной музыки и после кончины прежнего правителя предписал отцу и сыну срочно вернуться домой, т.к. считал, что подчиненные ему музыканты не должны тратить время на такое неблаговидное занятие, как писание опер, да еще для заграничных театров.
- В 1777 году ему удалось выехать из Зальцбурга. Моцарт мечтал устроиться на службу. Мюнхен, Аусбург, Мангейм, Париж…
Но нигде не нашлось места. Пришлось вернуться в Зальцбург и согласиться на унизительные условия: он не имел права выезжать, даже на короткое время, выступать без согласия хозяина.
- Когда появилась возможность уехать в Вену, “с раннего утра он писал, до обеда ходил по урокам, по вечерам выступал, а по ночам снова писал, пока от утомления перо не валилось из рук”. Премьеры произведений идут с успехом, но за свои гениальные произведения он получает гроши.
- После смерти придворного композитора Глюка придворным композитором был назначен Моцарт, но будто в насмешку ему была дана ничтожная ставка в 800 флоринов, в то время как Глюк получал баснословное жалованье.
Но и в самых трудных условиях Моцарт продолжал создавать свои ставшими бессмертными произведения. Примечание: в зависимости от подготовленности класса материал, предложенный в завязке, можно сократить или провести в форме беседы - воспоминаний с уроков музыки.
III. Постановка проблемы.
В чем причина трагедии композитора при жизни и бессмертия его произведений?
IV. Разработка проблемы.
Разработка 1 – опера “Свадьба Фигаро”.
1. История создания оперы.
2. Слушание увертюры, обсуждение услышанного (веселье, суета, печаль, борьба, торжество).
3. Сюжет оперы (кратко).
4. Слушание речитатива Фигаро с предварительным заданием: почему победителем оказывается слуга?
5. Вывод: опера “Свадьба Фигаро” - гражданская смелость Моцарта:
а) для оперы выбрал пьесу Бомарше, которая была запрещена;
б) не побоялся показать нравственное превосходство людей третьего сословия;
в) вышел за рамки комической оперы-буфф и создал реалистическую оперу, лирическую комедию характеров.
Разработка 2 – симфония № 40 (“Вертеровская”).
Выдающееся дарование открыло Моцарту двери в аристократические дома, где он выступал в домашних концертах.
Живой острый ум юноши, свобода обращения, чувство собственного достоинства привлекали к нему других людей.
Но внутренний его мир – мир художника – ничего общего с жизнью зальцбургского обывателя не имел. Об этом свидетельствуют симфонии, созданные в 1773 году.
Одна из них – симфония № 40 – “Вертеровская” - резко выделялась в кругу жизнерадостных симфоний 18 века, и даже среди произведений Моцарта она кажется необычной гостьей.
Беседа:
Какие ассоциации вызывает у вас это название? Какое произведение вам вспоминается? (Гете “Страдания юного Вертера”)
В каком обществе жил Вертер?
Как это общество относилось к Вертеру?
Как протестует Вертер против нравов общества?
Какое явление получило отражение в романе Гете? (эпоха “Бури и натиска”).
Слушание фрагмента симфонии с предварительным заданием: что общего в состоянии героев Гете и Моцарта.
Как и роман Гете “Страдания юного Вертера”, симфонию № 40 пронизывает душевная тревога.
Гете с помощью писем Вертера, Моцарт с помощью мелодии передают состояние человека, полного дерзаний, протеста и скорби.
Моцарт неожиданно раскрыл здесь всю меру своей душевной зрелости, высказал давно накопившийся протест против всего, что сковывало его творческую волю, его ум и воображение, надежды и сделал это с такой смелостью и прямотой, на какую не решался ни один из современных ему композиторов.
V. Кульминация.
В июле 1719 года Моцарт получил странный заказ на “Реквием”. Заказчик, незнакомый композитору человек в темном плаще, не пожелал открыть своего имени. Он обещал большой гонорар при условии: Моцарт не должен пытаться узнать имя заказчика.
Моцарт согласился, желая попробовать себя в этом роде сочинений, тем более высоко патетический церковный стиль всегда был любимейшим предметом его изучения.
Беседа:
Что такое реквием? (Траурная месса)
Что лежит в основе реквиема? (Традиционный латинский текст католической заупокойной службы, которая сложилась в далеком Средневековье)
О чем этот текст? ( Мольба о даровании вечного покоя умершим, мистические картины страшного суда, образ бога – грозного и милосердного, карающего и прощающего)Слушание фрагментов “Реквиема” Моцарта.
После прослушивания или на фоне музыки звучит подготовленное учеником стихотворение Сергея Грановского “Реквием”.
Душа изныла от чужого горя,
И сердце от чужой души болит:
Под темным сводом Домского собора
Торжественная музыка звучит.
Смешались боли, были и легенды,
И потянуло холодом от плит,
Когда гремело грозное крещендо
И замирало, уходя в зенит.
Неудержимой бурею эмоций
Гудят и задыхаются басы,
И в каждом звуке оживает Моцарт,
Хоть сочтены его часы.
Тревога, нежность, вдохновенья взлеты
Оставили следы в его судьбе,
И понял он уже в разгар работы,
Что сочиняет “Реквием” себе.
Гусиное перо из рук упало,
А музыка живет и тем сильна,
Что не печалью, а тревогой стала
И жизнью вдохновенною полна.
Беседа: Как разрешить противоречие: реквием – а “музыка… жизнью вдохновенною полна”?
Текст мессы послужил Моцарту лишь канвой.
“Реквием” Моцарта –- это глубокая и мудрая трагическая поэма о жизни и смерти;
- это взволнованная, трогательная исповедь человеческой души, живущей между отчаяньем и надеждой;
- это правдивый рассказ о ее сомнениях и страхах.
В музыке Моцарта рядом с религиозным смирением, с готовностью предстать перед “высшим судом”, клокочет мужественный, страстный протест и неприятие смерти.
Вот почему католическая церковь так неохотно допускала исполнение моцартовского “реквиема” в своих службах, вот почему он стал преимущественно достоянием концертной эстрады и пользуется популярностью и в наши дни.
VI. Развязка.
Вот Моцарт своими произведениями и ответил нам на вопрос: В чем причина его трагедии при жизни и бессмертия его произведений?
Возможные ответы ребят:
- Он не боялся показать нравственное превосходство простых людей над чванливым и распутным вельможей.
- Он не побоялся высказать накопившийся в душе протест против всего, что сковывало его творческую волю, ум и воображение.
- Он пел гимн жизни, а не смерти.
То, что было причиной его трагедии при жизни, стало причиной его бессмертия. Чичерин сказал об этом так (еще один эпиграф урока, который до этого момента был закрыт): “Моцарт – более композитор XX века, чем композитор XIX века, и более композитор XIX века, чем композитор XVIII века, от которого он оторвался и ушел в будущее”.
VII. Последействие.
Рассказ о похоронах Моцарта.
Трагедия его жизни обернулась триумфом после смерти.
Жива музыка Моцарта – значит, жив и он.
Звучит музыка Моцарта.
И светлеет мир.
И пробуждается сердце, рвущееся навстречу счастью.
Звучит музыка.
Примечание: урок рассчитан на детей с высокой эмоциональной отзывчивостью, т.к. часто используется эмоционально окрашенная лексика в речи учителя и весь урок требует особого эмоционального настроя.