Программа кружка любителей истории Отечества КЛИО 6-8 кл.
Пояснительная записка
В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с ведением, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования. Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому семье. Краеведение - это история людей, корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия. Занятие краеведением помогает ученикам глубже уяснить смысл, сущность важных норм включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач нашего времени. В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл объединения « КЛИО».
Историческое краеведение – один из важнейших элементов исторической науки. Оно является одним из источников обогащения обучающихся знаниями истории родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков, приобщения обучающихся к изучению истории Отечества через самостоятельную исследовательскую работу. Исследовательский метод – высшая форма воспитания творческой инициативы обучающихся, их самостоятельности.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности, которые определены как одно из условий реализации основной образовательной программы образования. Современные развивающие программы образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Исследовательская практика позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. Именно творческий ученик, может себя реализовать как личность в условиях развития современного общества.
Стратегия программы: создание условий для приобщения обучающихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению.
Направления научно-исследовательской деятельности: - подготовка к олимпиадам, конкурсам, заседаниям окружного дискуссионного клуба учащихся; - работа над историческими проектами; - написание рефератов, творческих работ, эссе; - подготовка выступлений на муниципальных и региональных научно-практических конференциях;
Цели программы:
Обучающие:
- Знакомить учащихся со вспомогательными историческими дисциплинами как: нумизматика, сфрагистика, хронология, историческая метрология и др.
- Развить умение систематизировать и использовать полученные знания для практической деятельности.
Развивающие:
- Расширение кругозора учащихся в изучении культуры, истории, географии родного края.
- Формирование и развитие способности у детей анализировать свою деятельность.
Воспитывающие:
- Привить детям интерес к истории культуре родного края, его природе и географии.
- Выработать такие качества как дисциплина, усидчивость, умение анализировать,
самостоятельно мыслить.
Задачи:
· воспитывать бережное отношение к историческому наследию родного края;
· развивать навыки учебно-исследовательской работы;
· развивать активность и самостоятельность обучающихся в познавательной деятельности.
Формы проведения занятий:
заседания клуба (лекции, семинары, практикумы и т.д.)
организация экскурсий в музеи;
пешие экскурсии по городу и району
сбор материалов;
работа с документами.
УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: ориентирование в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; умение оценивать их возможное влияние на будущее; формирование чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; умение проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; умение анализировать и синтезировать необходимую информацию; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией.
Познавательные: используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни и обычаям наших предков; на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; использовать различные справочные издания и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации; уметь устанавливать причинно-следственные связи; самостоятельно подбирать литературу по теме; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета; работать в семейных архивах.
Коммуникативные: умение выступать с сообщениями; аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на 33 часа в год, занятия проходят 1 раз в неделю по 40 мин., в разных формах: лекция, семинар, практикум, дискуссия, викторина, консультация. Практически каждый обучаемый представляет свою творческую работу на одном из муниципальных мероприятиях по своему выбору. Такой подход позволяет каждому школьнику проявить свои способности наиболее ярко в том виде деятельности, который ему ближе. Программой предусмотрено усвоение нового материала через лекционные занятия, практикумы, семинары, знакомство с научной литературой, с помощью интерактивных технологий. Конечный результат усвоения знаний учащиеся демонстрируют на краеведческих конференциях, деловых играх и олимпиадах в творческой форме в виде выпуска исторического альманаха, защиты проекта, написания творческой работы.
Требования к уровню подготовки
Прогнозируемые результаты:
Реализация государственной Программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», направленной на социально-экономический, духовный и культурный подъем, укрепление государства, высокую духовность, гражданскую позицию, патриотическое сознание россиян:
Сохранение и развитие у учащихся чувства гордости, любви к Родине, родному краю, школе
Активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества.
Активизация творческого потенциала учащихся при написании исследовательских работ.
Нравственно-духовные параметры:
- утверждение в сознании молодого поколения патриотических ценностей,
- повышение интереса к историческому прошлому России.
Учащиеся должны знать и уметь:
пользоваться историческими источниками
работать над проектом и защищать проекты
писать историческое эссе
уметь публично защищать свою работу
обосновывать свою точку зрения
вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения
Учебно-тематический план работы клуба «Клио»
1-ый год обучения
Тема
Форма работы
Часы
Открытие клуба
Образовательный раут
1
Исторические источники как средство познания исторического прошлого
Лекция
1
Критика и интерпретация исторического источника
Практикум
1
Многообразие вспомогательных исторических дисциплин
Лекция
1
Системы счисления времени и историческая хронология
Семинар
1
Кладовая земли раскрывает свои тайны (основы археологии)
Семинар
1
В мире древних и старинных рукописей (основы палеографии)
Лекция
1
Основы метрологии
Семинар
1
Монеты рассказывают (основы нумизматики)
Лекция
1
«С гербом, где вписан знатный род» (основы геральдики)
Практикум
1
Имена собственные в истории (основы ономастики)
Семинар
1
Изучение и составление родословных (основы генеалогии)
Лекция
1
Мое генеалогическое дерево
Практикум
3
Основы топонимики
Семинар
1
Миф как исторический источник
Практикум
1
Историческое сочинение. Погружение в эпоху.
Семинар-практикум
2
Нелегкой тропой исторического исследования
Обобщающий семинар
1
Исторические ошибки в художественных произведениях (фильмах и книгах).
Практикум
1
Учимся составлять исторический кроссворд
Практикум
1
Основы исторического исследования: работа над рефератом
Семинар
2
«Проба пера». Как написать историческую статью?
Семинар
2
По родному городу - пешком
Практикум
2
Пишем отзыв о походе в музей
Практикум
1
Нерехта и известные исторические деятели.
Семинар
2
Подготовка учащихся школы для участия в школьных и городских олимпиадах по истории
Консультации
2
Итого: 33 часа
Учебно-тематический план работы клуба «Клио»
2-ый год обучения
Географические названия в истории страны, региона, малой родины.
Семинар
2
Обычаи и праздники, национальный костюм, фольклор нашего края как исторический источник
Семинар
2
Системы социального этикета: звания, чины, награды, титулы, знаки различия.
Семинар
1
Фалеристика наука о медалях и наградах. Медали и награды как исторический источник.
Лекция
1
Существование в разные периоды истории меры длины (протяженности) и веса (тяжести), поверхности (площади) и вместимости (объема), их соотношение с современной системой мер
(основы метрологии).
Лекция
1
Кладовая земли раскрывает свои тайны (основы археологии). Археология Костромского края
Семинар
1
Печати и их роль в историческом процессе (основы сфрагистики).
Лекция
1
Деньги и ценные бумаги в России (основы нумизматики).
Лекция
1
Сословия русского государства.
Семинар
1
Чины и звания в России.
Лекция
1
Родство и обращение в России.
Семинар
1
Одежда как символ времени.
Лекция
1
Средства передвижения в России.
Семинар
1
Быт и досуг в России XVII – XIXвв.
Лекция
1
«Проба пера». Как написать историческое эссе?
Семинар
2
Основы исторического исследования: работа над рефератом
Семинар
2
Работаем над социальным проектом.
Семинар
2
Интервью как метод работы над социальным проектом.
Семинар
2
Опрос общественного мнения как метод работы над социальным проектом.
Практикум
3
Подготовка учащихся для участия в муниципальных и региональных олимпиадах по истории.
Консультации
6
Итого: 33 час.
Учебно-тематический план работы клуба «Клио».
3-ый год обучения
Особенности исторического проектирования.
Семинар
2
Интервью и анкетирование как метод работы над социальным проектом
Семинар
2
Опрос общественного мнения как метод работы над социальным проектом.
Практикум
3
Подготовка социальных проектов к конкурсу «Если бы я был главой города».
Консультации
6
Защита социальных проектов.
Конференция
4
Подготовка и участие в краеведческих конференциях и конкурсах
Конкурс/
викторина
4
М.Я. Диев – нерехтский летописец.
Семинар
2
Подготовка учащихся для участия в муниципальных, региональных олимпиадах по истории, обществознанию.
Консультации
10
Итого: 33 час.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия
муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Председатель МО Зам. директора по ВР Директор
_____________ _____________ _____________
___ _________2016 г. ___ _________2016 г. ___ _________2016 г.
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
исторического кружка
«КЛИО – клуб любителей истории Отечества»
Класс: 6 - 8 класс
Учитель: Рыжаков А.А. (высшая кв.категория)
Количество часов: 33 час/год.
Срок освоения: 3 года
Срок реализации: 2016 -2017, 2017-2018, 2018-2019 у.г.
Нерехта 2016 г.
Клио нерехтскаяРисунок 1C:\Users\Алексей\Desktop\Клио нерехтская.png15