Программа кружка любителей истории Отечества КЛИО 6-8 кл.































Пояснительная записка

В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с ведением, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования. Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому семье. Краеведение - это история людей, корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия. Занятие краеведением помогает ученикам глубже уяснить смысл, сущность важных норм включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач нашего времени. В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл объединения « КЛИО».
Историческое краеведение – один из важнейших элементов исторической науки. Оно является одним из источников обогащения обучающихся знаниями истории родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков, приобщения обучающихся к изучению истории Отечества через самостоятельную исследовательскую работу. Исследовательский метод – высшая форма воспитания творческой инициативы обучающихся, их самостоятельности.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности, которые определены как одно из условий реализации основной образовательной программы образования. Современные развивающие программы образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Исследовательская практика позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. Именно творческий ученик, может себя реализовать как личность в условиях развития современного общества.
Стратегия программы: создание условий для приобщения обучающихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению.

Направления научно-исследовательской деятельности: - подготовка к олимпиадам, конкурсам, заседаниям окружного дискуссионного клуба учащихся; - работа над историческими проектами; - написание рефератов, творческих работ, эссе; - подготовка выступлений  на муниципальных и региональных научно-практических конференциях;
Цели программы:

Обучающие:
- Знакомить учащихся со вспомогательными историческими дисциплинами как: нумизматика, сфрагистика, хронология, историческая метрология и др.
- Развить умение систематизировать и использовать полученные знания для практической деятельности.

Развивающие:
- Расширение кругозора учащихся в изучении культуры, истории, географии родного края.
- Формирование и развитие способности у детей анализировать свою деятельность.

Воспитывающие:
- Привить детям интерес к истории культуре родного края, его природе и географии.
- Выработать такие качества как дисциплина, усидчивость, умение анализировать,
самостоятельно мыслить.


Задачи:
· воспитывать бережное отношение к историческому наследию родного края;
· развивать навыки учебно-исследовательской работы;
· развивать активность и самостоятельность обучающихся в познавательной деятельности.

Формы проведения занятий: 
заседания клуба (лекции, семинары, практикумы и т.д.)
организация экскурсий в музеи;
пешие экскурсии по городу и району
сбор материалов;
работа с документами.

УУД (универсальные учебные действия):
Личностные:  ориентирование в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; умение оценивать их возможное влияние на будущее; формирование чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;

Регулятивные:  планирование своих действий в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; умение  проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; умение  анализировать и синтезировать необходимую информацию;  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией.

Познавательные: используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни и обычаям наших предков; на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;  использовать различные справочные издания и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации; уметь устанавливать причинно-следственные связи;  самостоятельно подбирать литературу по теме;  осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета; работать в семейных архивах.

Коммуникативные: умение  выступать с сообщениями;  аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Формы и режим занятий:
         Программа   рассчитана на 33 часа в год, занятия проходят 1 раз в неделю по 40 мин., в разных формах: лекция, семинар, практикум, дискуссия, викторина, консультация.  Практически каждый обучаемый представляет свою творческую работу на одном из муниципальных мероприятиях по своему выбору. Такой подход позволяет каждому школьнику проявить свои способности  наиболее ярко в том виде деятельности, который ему ближе. Программой предусмотрено усвоение нового материала через лекционные занятия, практикумы, семинары, знакомство с научной литературой, с помощью  интерактивных технологий. Конечный результат усвоения знаний учащиеся демонстрируют на краеведческих конференциях, деловых играх и олимпиадах в творческой форме в виде выпуска исторического альманаха, защиты проекта, написания творческой работы.

Требования к уровню подготовки

Прогнозируемые результаты:
Реализация государственной Программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», направленной на социально-экономический, духовный и культурный подъем, укрепление государства, высокую духовность, гражданскую позицию, патриотическое сознание россиян:
Сохранение и развитие у учащихся чувства гордости, любви к Родине, родному краю, школе
Активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества.
Активизация творческого потенциала учащихся при написании исследовательских работ.
Нравственно-духовные параметры:
- утверждение в сознании молодого поколения патриотических ценностей,
- повышение интереса к историческому прошлому  России.

Учащиеся должны знать и уметь:
пользоваться историческими источниками
работать над проектом и защищать проекты
писать историческое эссе
уметь публично  защищать  свою работу
обосновывать свою точку зрения
вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения










Учебно-тематический план  работы клуба «Клио»
1-ый год обучения

Тема
Форма работы
Часы

Открытие клуба
Образовательный раут
1

Исторические источники как средство познания исторического прошлого
Лекция
1

Критика и интерпретация исторического источника
Практикум
1

Многообразие вспомогательных исторических дисциплин
Лекция
1

Системы счисления времени и историческая хронология
Семинар
1

Кладовая земли раскрывает свои тайны (основы археологии)
Семинар
1

В мире древних и старинных рукописей (основы палеографии)
Лекция
1

Основы метрологии
Семинар
1

Монеты рассказывают (основы нумизматики)
Лекция
1

«С гербом, где вписан знатный род» (основы геральдики)
Практикум
1

Имена собственные в истории (основы ономастики)
Семинар
1

Изучение и составление родословных (основы генеалогии)
Лекция
1

Мое генеалогическое дерево
Практикум
3

Основы топонимики
Семинар
1

Миф как исторический источник
Практикум
1

Историческое сочинение. Погружение в эпоху.
Семинар-практикум
2

Нелегкой тропой исторического исследования
Обобщающий семинар
1

Исторические ошибки в художественных произведениях (фильмах и книгах).
Практикум
1

Учимся составлять исторический кроссворд
Практикум
1

Основы исторического исследования: работа над рефератом
Семинар
2

«Проба пера». Как написать  историческую статью?
Семинар
2

По родному городу - пешком
Практикум
2

Пишем отзыв о походе в музей
Практикум
1

Нерехта и известные исторические деятели.
Семинар
2

Подготовка учащихся школы для участия в школьных и городских олимпиадах  по истории
Консультации
2

Итого: 33 часа

Учебно-тематический план  работы клуба «Клио»
2-ый год обучения

Географические  названия в истории страны, региона, малой родины.
Семинар
2

Обычаи и праздники,  национальный костюм, фольклор нашего края как исторический источник
Семинар
2

Системы социального этикета: звания,  чины, награды, титулы, знаки различия.
Семинар
1

Фалеристика наука о медалях и наградах. Медали и награды как исторический источник.
Лекция
1

Существование в разные периоды истории меры длины (протяженности) и веса (тяжести), поверхности (площади) и  вместимости (объема), их соотношение с современной системой мер
(основы метрологии).
Лекция
1

Кладовая земли раскрывает свои тайны (основы археологии).   Археология Костромского края

Семинар
1

Печати и  их роль  в историческом процессе (основы сфрагистики).
Лекция
1

Деньги и ценные бумаги в России (основы нумизматики).
Лекция
1

Сословия русского государства.
Семинар
1

Чины и звания в России.
Лекция
1

Родство и обращение в России.
Семинар
1

Одежда как символ времени.
Лекция
1

Средства передвижения в России.
Семинар
1

Быт и досуг в России XVII – XIXвв.
Лекция
1

«Проба пера». Как написать  историческое эссе?
Семинар
2

Основы исторического исследования: работа над рефератом
Семинар
2

Работаем над социальным проектом.
Семинар
2

Интервью как метод работы над социальным проектом.
Семинар
2

Опрос общественного мнения как метод работы над социальным проектом.
Практикум
3

Подготовка учащихся для участия в муниципальных и региональных олимпиадах по  истории.
Консультации
6

Итого: 33 час.

Учебно-тематический план  работы клуба «Клио».
  3-ый год обучения

Особенности исторического проектирования.
Семинар
2

Интервью и анкетирование как метод работы над социальным проектом
Семинар
2

Опрос общественного мнения как метод работы над социальным проектом.
Практикум
3

Подготовка социальных проектов к конкурсу «Если бы я был главой города».
Консультации
6

Защита социальных проектов.
Конференция
4

Подготовка и участие в краеведческих конференциях и конкурсах
Конкурс/
викторина
4

М.Я. Диев – нерехтский летописец.
Семинар
2

Подготовка учащихся для участия в муниципальных, региональных олимпиадах по истории, обществознанию.
Консультации
10

Итого: 33 час.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия
муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Председатель МО Зам. директора по ВР Директор
_____________ _____________ _____________
___ _________2016 г. ___ _________2016 г. ___ _________2016 г.


ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
исторического кружка
«КЛИО – клуб любителей истории Отечества»

Класс: 6 - 8 класс
Учитель: Рыжаков А.А. (высшая кв.категория)
Количество часов: 33 час/год.
Срок освоения: 3 года
Срок реализации: 2016 -2017, 2017-2018, 2018-2019 у.г.

Нерехта 2016 г.






Клио нерехтскаяРисунок 1C:\Users\Алексей\Desktop\Клио нерехтская.png15