Рабочая программа кружка Клуб любителей книги


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 105»
Ленинского района города Саратова
Рассмотрено но заседанииСогласованоУтверждаю
МО классных руководителейЗам. директора по ВРДиректор МОУ «СОШ № 105»
Рук. МО _______ И. И. Ишкова_________ Н. В. Савельева_________ И. С. Шувалова
Протокол № 1 от 31.08.2015Приказ № 375 от 31.08.2015
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования для 7-8-9 классов
учителя русского языка и литературы
Новиковой Елены Александровны
«КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ КНИГИ»
на 2015-2016 учебный год
Саратов
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма «Клуба любителей книги» в объеме 34 часов, по одному часу в неделю, предназначена для реализации в смешанной группе, состоящей из обучающихся в параллелях 7-8-9 классов.
Рассчитана на один год обучения. Срок реализации – 2015-2016 учебный год.
Особенность программы в том, что она разработана для детей с гуманитарными наклонностями, которые хотят знать больше, чем позволяет программа урока литературы, хотят получить дополнительные знания.
Кроме того, такие формы занятий с детьми, как литературные студии и клубы, ведут к повышению интереса у учащихся к чтению, к книге, оказывают огромное воспитательное значение, формируя духовно-нравственные личности, развивая творческие способности детей.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Книга- это звено, связывающее нас с прошлым и будущим, путь к познанию вещей и явлений, путь к открытию мира людей, добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости, покорности и борьбы, равнодушия и непримиримости… Открывая этот мир, впитывая опыт поколений, ребенок развивает свой мир и чувства, вырабатывает убеждения, познает, оценивает и воспитывает самого себя. Так как в последнее время дети стали читать совсем мало, от этого они с трудом справляются с сочинениями на заданные темы, не умеют кратко и ясно выражать свои мысли. Необходимо пробудить в детях интерес к художественному чтению. Важно, чтобы ребенок умел ориентироваться в окружающем мире и смог реализоваться в творческой деятельности.
Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека.
Но фоне современных компьютерных технологий и Интернета книги перестают быть потребностью современного подростка. Данная проблема очень актуальна в настоящее время. Кружок «Клуб любителей книги» приобщает учащихся к чтению и воспроизведению художественной литературы, так как во всем мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем.
Основным местом организации и проведения литературно-кружковой работы с учащимися должна быть школа. Этого требуют и специфика предмета, и необходимость органической связи между учебной и внеклассной работой.
ЦЕЛИ
Формирование и удовлетворение потребности детей в интеллектуальном и духовном росте.
Обучение умениям и навыкам поиска необходимой информации в библиотеке.
Развитие эмоциональной сферы детей, их творческих способностей.
Воспитание нравственных ценностей, формирование нравственных ориентиров.
Формирование личностных качеств каждого ребенка.
ЗАДАЧИ
Обучающие:
Закрепить основы знаний о структуре и основных элементах книги, как о первом источнике информации.
Ознакомить с историей создания книги и историей развития библиотек и библиотечного дела.
Приобщить к правилам хранения и обращения с книгой, ознакомить со способами обнаружить и устранить появившиеся дефекты.
Обучить правильному формированию информационного запроса и алгоритму поиска.
Учить различать жанры художественной литературы и фольклора.
Развивающие:
Формировать индивидуальный опыт работы с книгой.
Расширять общий и художественный кругозор, развивать художественный вкус, природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в учебе и в реализации собственных творческих возможностей.
Формировать умение вносить в работу элементы фантазии, возможное разнообразие.
Обучить умению самостоятельно воспринимать и характеризовать избранную книгу в целом, прочитать произведение и воссоздать прочитанное по эпизодам.
Обучить умению подбирать интересный материал на ту или иную тему.
Воспитательные:
Научить слушать, понимать и исполнять произведения художественной литературы.
Воспитывать нравственные ценности.
Воспитывать аккуратность, усидчивость, экономное отношение к материалам, ответственность за порученное дело.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ
По своей специфике образовательный процесс в кружке имеет развивающий характер, направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей учащихся, возрастных особенностей, возможностей материально-технической базы, типа и вида учебных занятий.
Типы занятий
Сообщения новых знаний.
Комбинированные.
Обобщающего повторения.
Самостоятельные работы.
Коррекции и контроля знаний, умений и навыков.
Формы занятий:
Лекция.
Беседа.
Обзор.
Познавательные часы.
Игра, соревнование, конкурс, кроссворд, викторина.
Выставка.
Экскурсия.
Компьютерные уроки.
КТД (иллюстрации, поделки, маршруты путешествий, карты поиска, эскизы костюмов).
Проба пера: стихи, рассказы, сказки, журнал, газета
Методы организации занятий:
Репродуктивный.
Методы практической работы.
Метод наблюдения.
Метод игры.
Наглядный метод.
Тренинг.
Лекция.
Виды деятельности:
Познавательная деятельность.
Игровая деятельность.
Художественное творчество.
Досугово-развлекательная деятельность.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ:
Принятие и освоение традиций духовной жизни своей страны.
Освоение понятий нравственных ценностей: ценность человека, ценность труда, ценность информации, ценность творчества.
Развитие интеллекта и творческих способностей.
Формирование самостоятельности суждений и независимого критического мышления.
Разыгрывание различных ролей в соответствии с правилами игры, передача особенностей поведения героев в зависимости от ситуации.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫПредметные:
Умение пользоваться справочным аппаратом книги, библиотеки, компьютера.
Увеличение интереса к книгам, чтению, творчеству.
Потребность в систематическом чтении.
Умение использовать в учебных целях познавательную литературу, периодические издания.
Усвоение основных понятий, связанных с книгой и библиотекой.
Метапредметные:
Ставить цели и задачи, планировать пути их достижения.
Принимать решения при работе в группе.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Задавать вопросы для организации собственной деятельности.
Строить логическое рассуждение, интеллигентно письменно выражать свои мысли.
Искать информацию в различных банках данных.
Ориентироваться в книжной и информационной среде школьной библиотеки.
Личностные:
Развитие любознательности.
Развитие внимательности, настойчивости, умения преодолевать трудности.
Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Развитие наглядно-образного мышления.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Потребность в бережном отношении к книге.
Передавать особенности поведения героя в зависимости от ситуации.
Принятие и освоение традиций, ценностей, формы культурно-исторической и духовной жизни народа.
Формирование уважительного отношения к культуре других народов через знакомство с книгами народов мира.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ зан. Тема занятия Содержание занятия Дата проведения занятия
план факт
1 Комплектование группы. Запись учащихся в кружок. 04.09 2 Вводное занятие. Знакомство с программой кружка. 11.09 3 Путешествие в прошлое «От папируса до компьютера» История создания книг.
Появление письменности. 18.09 4 Как читать книгу. Записи о прочитанном.
Читательский дневник. Беседа и практическое занятие.
Отзыв. Выписка. Самостоятельная работа с книгой. 25.09 5 Методы самостоятельной работы с литературой.
Виды переработки и сокращения текста. Тренировка в сокращении исходного текста. 02.10 6 Библиографические указатели.
(Указатель в электронном виде). Составление указателей. 09.10 7 По страницам Библии. Библия. Новый и Ветхий заветы. 16.10 8 Мифы и легенды славян. Славянская символика. Язычество на Руси. Славянские божества и символы. 23.10 9 Аукцион мудрости. Разгадывание и составление загадок. 30.10 10 Страницы поэзии. Чтение наизусть поэтических произведений. 06.11 11 13.11 12 Книги о детях войны. Обсуждение прочитанных книг о детях войны. 20.11 13 Самые удивительные книги Земли. Занимательная информация о необычном в мире книг. 27.11 14 Как делают книги, газеты, журналы. Знакомство с книгопечатанием. Оформление книг. 04.12 15 Современные детские и подростковые журналы. Обзор детской и юношеской периодики.
Как читать периодику. 11.12 16 Элементы книги – источники информации. Знакомство со структурой книги. Информация из книг. 18.12 17 Береги книгу! Беседа и практическое занятие. 25.12 18 Рождественская и святочная поэзия. Беседа и чтение любимых стихотворений по теме. 08.01 19 Святочный рассказ Ф. М. Достоевского
«Мальчик у Христа на елке». Чтение рассказа на занятии и его обсуждение. 15.01 20 Библиотекарь – кто он? Адреса любимых книг. Поиск книг по указателям, каталогам, сайтам. Алфавитный и систематический каталоги.
Выбор лучшей книги для чтения. 22.01 21 Средневековая и современная библиотека. Обзор истории развития библиотечного дела. 29.01 22 Книги Древней Руси. Чтение фрагментов произведений
периода Древней Руси. 05.02 23 Мои читательские пристрастия. А что мы предпочитаем читать? 12.02 24 Отзыв о книге. Написание отзыва о прочитанной книге. 19.02 25 26.02 26 Информационные листы Подготовка информационных листов на любую тему. 04.03 27 11.03 28 Тематические стенды Оформление стенда к
Дню Космонавтики, Дню Победы и др. 18.03 29 Рукотворная книга Изготовление рукотворной книги. Презентация рукотворной книги. 25.03 30 01.04 31 По одной букве. Буриме. Знакомство с жанром. 08.04 32 Защита своего хобби. Выступление с докладом о любимом хобби,
ответы на вопросы. 15.04 33 Понятие о сценарии. Творческая мастерская. Написание собственного сценария. 22.04 34 29.04 35 Герои любимых книг. Я – иллюстратор. Выступление в роли художественного иллюстратора. Рисование портретов героев.
Моделирование костюмов героев. 06.05 36 Чему я научился на занятиях кружка. Подготовка творческих работ. 13.05 37 Итоговые занятия. Смотр творческих работ. 20.05 38 27.05 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ:
Различная художественная литература.
www.wikipedia.ru – Универсальная энциклопедия «Википедия».
www.feb-web.ru – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
http://metlit.nm.ru – методика преподавания литературы.
http://poezia.ru – поэзия.
http://uroki.net/ - уроки, сценарии.
http://rsy.ru – Российская государственная библиотека.
http://kuroku.ru – опыт практикующих учителей.
http://newlit.ru/ - новая литература.