Рабочая программа внеурочной деятельности научного клуба Ключ и заря
МКОУ Зональная СОШ Рассмотрено:
На заседании МО
Протокол № ____
От«___»____2014г.
_________________
Согласовано:
Зам.директора поУВР
Черноштан М.Б
«___»_____2014г.
Утверждено:
Директор
Черноштан Б.В.
«___»_____2014г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
Клуб «Ключ и заря»
Направление: общеинтеллектуальное
Класс 2 «А»
Учитель: Дёмина Н.Н.
2014-2015 учебный год
Зональное, 2014г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря» под редакцией С.Н. Ямшининой – Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности, 1-4 классы: в 2 частях/ составитель Р.Г. Чуракова – М.: Академкнига/Учебник, 2012. – Ч.2: 344 с. и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя).
Данная программа представляет собой вариант организации деятельности младших школьников в школьном научном сообществе (научном клубе) «Ключ и Заря». Темы занятий представлены в соответствии с основными содержательными линиями программы по русскому языку: фонетика, орфография, морфемика, словообразование, морфология, лексика, синтаксис, пунктуация, развитие речи и основными содержательными линиями программы по литературному чтению: виды речевой и читательской деятельности, литературоведческая пропедевтика, элементы творческой деятельности, круг детского чтения.
Форма организации: школьное научное сообщество.
Форма организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная.
Цель деятельности группового занятия научного клуба младшего школьника «Ключ и Заря»:
формирование универсальных учебных действий методом диалогового общения с «умным взрослым» посредством электронной или почтовой переписки;
научить речи;
развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях;
решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому данное научное сообщество, как инновационный, практико-ориентированный предмет, помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества»
2. Общая характеристика учебного предмета
Являясь предметом гуманитарного цикла, групповое занятие научного клуба «Ключ и Заря» даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
В структуре курса можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Преподавание группового занятия научного клуба младших школьников «Ключ и Заря» как предмета филологического цикла может осуществляться за счёт часов, отведённых на изучение предметов этого цикла (так предусматривается в базисном учебном плане, предлагаемом Образовательной системой «Перспективная начальная школа»). Объём учебного времени, отводимого на изучение с 1-го по 4-й класс – 1 час в неделю, 34 часа для каждого класса, общий объём учебного времени составляет 136 часов. Групповое занятие научного клуба «Ключ и заря» даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;
на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач» и т.д.;
на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.
Таким образом, групповое занятие научного клуба младших школьников «Ключ и Заря», как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.
Безусловно, результаты данного занятия достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения в каждом классе. Охарактеризуем эти результаты.
2-й класс
Личностными результатами группового занятия научного клуба младших школьников «Ключ и Заря» во 2-м классе является формирование следующих умений:
осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
анализировать тактичность речевого поведения в семье;
объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Метапредметными результатами является формирование следующих учебных действий:
формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
отличать подробный пересказ от краткого;
знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами является формирование следующих умений:
характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
планироват
·ь адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
определять тему, основную мысль несложного текста;
определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
давать оценку невежливому речевому поведению.
6. Содержание учебного предмета
2 класс (34 часа). Общение
№
п/п
Перечень разделов
Содержание разделов
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Речевая деятельность.
Научный клуб младших школьников «Ключ и Заря»
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три). Речевая деятельность. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.
8
1
7
2.
Слушание и говорение.
Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.
5
1
4
3.
Чтение.
Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).
6
6
4.
Речь и текст.
Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.
Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная). Речевые жанры. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.
Типы текстов. Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.
Невыдуманный рассказ (о себе). Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.
9
9
5.
Речевой этикет.
Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.
6
1
5
Всего:
34
3
31
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся группового занятия
научного клуба «Ключ и заря».
2 класс
№п/п
Дата
Тема занятия
Уч. пособие
Основные виды учебной деятельности
1
5.09
Задание клуба « Ключ и заря».
Уч.2кл., рус.яз. часть 1, с.98-99
Заседание научного клуба. Открытие первого заседания научного клуба во 2 классе. Выбор председателя. Подведение итогов за 1 класс, количество учащихся поступивших в клуб. Выполнение работы. Конкурс лучших работ.
2
12.09
Как написать письмо, или что такое адресат и адресант?
Уч.2кл. рус.яз. часть 2 с.25
Практическая работа. Учащиеся знакомятся с основными требования написания письма. Учатся подписывать конверт, отличать понятия «адресат» и «адресант».
3
19.09
Как написать письмо, или что такое адресат и адресант?
Уч.2кл.
рус.яз. часть 2 с.25
Экскурсия. Как путешествует письмо? Для чего необходимо правильно подписывать индекс? Если письмо потерялось. Профессия почтальон.
4
26.09
Конкурс необычных историй.
Уч.2кл. рус.яз.
часть 2 с.27
Творческий конкурс. Составление плана. Творческая работа «Необычная история».
5
03.10
Работа с картиной.
Уч. 2кл. лит.чт. Ч.1 и 2 раздел «Муз. Дом»
Творческая работа. Составление рассказа, написание сочинения по картине
6
10.10
Работа с картиной.
Уч. 2кл. лит.чт. Ч.1 и 2 раздел «Муз. Дом»
Творческая работа. Составление рассказа, написание сочинения по картине
7
17.10
Устное изложение текста.
Чтение текста, составление плана текста, пересказ.
8
24.10
Устное изложение текста.
Чтение текста, составление плана текста, пересказ.
9
31.10
Что такое текст. Особенности связанного текста.
Групповая работа. Чтение текста. Разбор текста по частям.
10
14.11
Что такое текст. Название текста и основная мысль.
Работа с разными текстами. Название текста – заголовок, деление текста на части.
11
21.11
Что такое текст. Название текста и основная мысль.
Работа с разными текстами. Название текста – заголовок, деление текста на части.
12
28.11
Развитие речи с элементами культуры речи.
Уч. 2кл., Ч.1 лит.чт.
с.144
Конкурсная работа. На основе материалов учебника по литературному чтению, ответы на вопросы «Учёного кота». Лучшие работы отправляются в клуб «Ключ и Заря».
13
05.12
Развитие речи с элементами культуры речи.
Уч. 2кл., Ч.1 лит.чт.
с.144
Конкурсная работа. На основе материалов учебника по литературному чтению, ответы на вопросы «Учёного кота». Лучшие работы отправляются в клуб «Ключ и Заря».
14
12.12
Что такое текст. Название текста и основная мысль.
Разные лит.ист, У2кл.
Работа с разными текстами. Название текста – заголовок, деление текста на части.
15
19.12
Структура текста.
Уч.2кл. лит.чт.Ч1 и 2
Чтение и разбор разных видов текстов. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.
16
26.12
Тема и основная мысль текста, понимание содержательности названия текста
Работа с текстами. Чтение, разбор текста, выделение частей текста. Заголовок. Части текста.
17
16.01
Путешествие по детским журналам.
Уч. 2кл.
Ч.2 с.103
Творческая работа. Какие бывают журналы. Презентация «Мой любимый журнал»
18
23.01
Путешествие по детским журналам.
Уч. 2кл.
Лит.чт.Ч.2 с.103
Творческая работа. Какие бывают журналы. Презентация «Мой любимый журнал»
19
30.01
Написание записки товарищу.
Уч.2кл. рус.яз. Ч.2 с.49
Творческая работа. Конкурс на лучшую работу.
20
6.02
Как написать поздравление?
Уч.2кл. рус.яз. Ч.2 с.49
Творческая работа. Конкурс на лучшую работу.
21
13.02
Как написать поздравление?
Уч.2кл. рус.яз. Ч.2 с.49
Творческая работа. Конкурс на лучшую работу. Лучшую работу можно отправить в клуб «Ключ и Заря».
22
20.02
Как написать поздравление?
Уч.2кл. рус.яз. Ч.2 с.73
Проектная работа. Проект поздравительной открытки. Соблюдение норм речевого этикета при составлении поздравления. Защита проекта.
23
27.02
Как написать поздравление?
Уч.2кл. рус.яз. Ч.2 с.73
Проектная работа. Проект поздравительной открытки. Соблюдение норм речевого этикета при составлении поздравления. Защита проекта.
24
6.03
Как написать поздравление?
Уч.2кл. рус.яз. Ч.2 с.73
Проектная работа. Проект поздравительной открытки. Соблюдение норм речевого этикета при составлении поздравления. Защита проекта.
25
13.03
Работа с картиной. Конкурс сочинений.
Уч.2кл. лит.чт. Ч.1 и 2
Творческая работа. Можно использовать живописных произведений в разделе «Музейный дом». Экскурсии в музей своего города. Подведение итогов работ.
26
20.03
Работа с картиной. Конкурс сочинений.
Уч.2кл. лит.чт. Ч.1 и 2
Творческая работа. Можно использовать живописных произведений в разделе «Музейный дом». Экскурсии в музей своего города. Подведение итогов работ.
27
3.04
Работа с картиной. Конкурс сочинений.
Уч.2кл. лит.чт. Ч.1 и 2
Творческая работа. Можно использовать живописных произведений в разделе «Музейный дом». Экскурсии в музей своего города. Подведение итогов работ.
28
10.04
Работа с картиной. Конкурс сочинений.
Уч.2кл. лит.чт. Ч.1 и 2
Творческая работа. Можно использовать живописных произведений в разделе «Музейный дом». Экскурсии в музей своего города. Подведение итогов работ.
29
17.04
Работа с картиной. Конкурс сочинений.
Уч.2кл. лит.чт. Ч.1 и 2
Творческая работа. Можно использовать живописных произведений в разделе «Музейный дом». Экскурсии в музей своего города. Подведение итогов работ. Лучшую работу можно отправить в клуб «Ключ и Заря».
30
24.04
Необычные слова.
Уч.2кл. рус.яз. Ч.3с.158-159
Творческая работа. Словообразование слов. Образование сложных слов. Соединительная гласная. Творческий конкурс «Необычные слова».
31
8.05
Необычные слова.
Уч.2кл. рус.яз. Ч.3с.158-159
Творческая работа. Словообразование слов. Образование сложных слов. Соединительная гласная. Творческий конкурс «Необычные слова». Лучшую работу можно отправить в клуб «Ключ и Заря».
32
15.05
Азбука вежливости. Адекватные ситуации речи (в беседе с взрослыми).
Творческая работа. Составление беседы со взрослым.
33
22.05
Задание для членов клуба « Ключ и заря».
Уч.2кл. лит.чт. Ч.2 с.175
Конкурсная работа. Вопросы от «Учёного кота». Выявление победителей конкурса. Лучшие ответы отправляются в клуб «Ключ и Заря».
34
29.05
Заседание клуба, на котором все учились задавать вопросы.
Конференция. Подведение итогов работы научного клуба.
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
В наличии
Приобрести
Реализация образовательного стандарта второго поколения. Перспективная начальная школа. Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности 1-4 классы, в двух частях. Учебники.
+
Печатные пособия
Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения.
Альбомы демонстративного и раздаточного материала.
+
+
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету.
+
Технические средства обучения
Флеш накопители, диски, аудио кассеты, магнитофон.
+
Экранно-звуковые пособия
Интерактивная доска, ноутбук .
+
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенные доски.
Демонстрационная подставка (для образцов изготавливаемых изделий).
Подставки для книг, держатели таблиц, схем.
+
+
+
+
+
+
15