Внеклассное мероприятие по математике Клуб Любителей Математики
Внеклассная работа по математике является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы. Она углубляет знания обучающихся, повышает интерес к изучению предмета, способствует развитию творческих способностей студентов, расширяет их кругозор. Формы проведения внеклассных занятий могут быть разнообразными, выбираются с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Хочу предложить вашему вниманию «Встречу в Клубе Любителей Математики», которую я провела со студентами первых курсов.
Встреча в Клубе Любителей Математики
Цель:
Углубить знания студентов по математике
Повысить интерес к предмету
Способствовать расширению кругозора студентов.
Правила игры
Для проведения встречи необходимо сформировать 3 команды из студентов 1 и 2 курсов. Участники игры выбирают капитана команды, придумывают эмблему и название своей команды. Во время проведения встречи капитан следит за порядком, подаёт информацию в жюри о выполненных заданиях.
Все задания проецируются на экран, после их выполнения ответы также высвечиваются на экране. В конце игры команды награждаются грамотами.
«И прекрасна, и сильна Математика-страна»
Ход игры:
«Если мы действительно знаем что-то, то мы знаем это благодаря изучению математики».
П. Гассенди
Ведущие:
– Уважаемые дамы и господа! Мы рады приветствовать Вас в Клубе Любителей Математики. Сегодня здесь присутствуют те, кто любит математику, кто сумел открыть для себя ее красоту, кто ценит в ней величайшую полезность.
– Постоянными членами нашего клуба являются учителя математики нашего колледжа, а участники нашей встречи – студенты 1 и 2 курсов, которые тоже не равнодушны к математике.
– Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов!
– О, математика земная,
Гордясь, прекрасная, собой
Ты всем наукам мать родная,
И дорожат они тобой.
Твои расчеты величаво
Ведут к планетам корабли
Не ради праздничной забавы,
А ради гордости Земли.
– Чтоб мысль людская в поколения
Несла бесценные дары,
Великих гениев творения,
Полеты в дальние миры.
В веках овеяна ты славой,
Светило всех земных светил.
Тебя царицей величавой
Недаром Гаусс окрестил.
– Я славлю разум человека,
Дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века-
Царицу всех земных наук!
– Сегодня у нас в клубе встречаются 3 команды, участники которых распределены по профессиям. Вас ждут занимательные задачи, весёлые головоломки, забавные, но поучительные факты. Могут встретиться и довольно сложные вопросы. Но будем надеяться, что сегодня и сложное окажется увлекательным и вполне доступным. Ведь как сказал Анатоль Франс: «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом»
– А чтобы ваши знания переваривались с аппетитом, контролировать количество пищи будет жюри в состав, которого входят:
1.
2.
3.
– Чтобы познакомиться с участниками, предоставим им слово ….(команды представляют название и эмблему)
– Итак, мы встречу начинаем
Всем Вам успехов пожелаем
Думать, мыслить, не зевать,
Быстро все в уме считать!
– Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для Вас!
Пожелаем всем удачи-
За работу, в добрый час!
1тур. Разминка «Проще простого».
На экране 9 кнопок, где размещены 9 задач, к каждой из них даны 3 ответа. Капитаны команд по очереди выбирают номер вопроса, на который данная команда должна дать ответ в течение 1 минуты. Капитан поднимает табличку с номером правильного ответа. Таким образом, каждая команда должна ответить на 3 вопроса. За каждый правильный ответ – 2 балла.
1. Сколько нулей в записи числа, выражающего произведение всех натуральных чисел от 10 до 20? 1) 3 2) 2 3) 1
2. Сосчитайте за 1 мин, сколько всего ног имеют два жука, три паука, два ужа и три чижа?
1) 36 2) 42 3) 48
3. Карина родилась на 5 лет раньше Алины. В каком году родилась Карина, если Алине в 1995 году было 10 лет? 1) в 1975 г. 2) в 1980 г. 3)в 1985 г.
4. Сторону квадрата увеличили на 10%. На сколько процентов увеличится площадь квадрата?
1) на 20% 2) на 10% 3) на 21%
5. Два десятка помножили на три десятка. Сколько получилось десятков?
1) 6 десятков 2) 60 десятков 3) 600 десятков
6. Кочан капусты на 4/5 кг тяжелее 4/5 этого кочана. Сколько весит кочан?
1) 5 кг 2) 10 кг 3) 4 кг7. Кто это сказал: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»?
1) С. Ковалевская 2) М. Ломоносов 3) А. Энштейн8. К однозначному числу, больше нуля, приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличится это число?
1) в 5 раз 2) в 2 раза 3) в 11 раз
9. Коля и Петя живут в одном доме: Коля на шестом этаже, а Петя на третьем. Возвращаясь из школы домой, Коля проходит 60 ступенек. Сколько ступенек проходит Петя, поднимаясь по лестнице на свой этаж? (На первом этаже ступенек нет)
1) 30 2) 24 3) 40
2 тур «По страницам истории…»
В данном туре вопросы предлагаются всем участникам. Из 3 вариантов ответов выбрать правильный и поднять табличку с номером. За правильный ответ-3 балла. Учитывается скорость выполнения.
1. Величайшая заслуга этого древнегреческого ученого в том, что он подвел итог построению геометрии и придал изложению столь совершенную форму, что на две тысячи лет его труд стал энциклопедией геометрии. Кто он?
1) Архимед 2) Пифагор 3) Евклид
2. Функциональную зависимость ввел в математику:
1) французский ученый Рене Декарт
2) французский математик и физик Блез Паскаль
3) французский ученый Франсуа Виет
3. Великий ученый Альберт Энштейн говорил так: « Мне приходится делить время между политикой и некоторым предметом. Однако некоторый предмет, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а этот предмет будет существовать вечно» Ответьте на вопрос, между чем Энштейну приходилось делить время?
1) между политикой и книгой
2) между политикой и физикой
3) между политикой и уравнениями
4. Виктор Гюго заметил однажды, что разум человеческий владеет тремя ключами, позволяющими людям знать, думать, мечтать. Выберите, какие это, по вашему мнению, ключи?
1) красота, разум, истина
2) цвет, звук, мысль
3) буква, цифра, нота
5. По мнению Л.Н.Толстого, каждый человек подробен дроби. Числитель дроби – это то, что человек собой представляет. А что представляет, по мнению писателя, знаменатель этой дроби?
1) то, как человек выглядит
2) то, что он о себе думает
3) то, что про него думают другие
6. Запятую после целой части десятичной дроби предложил ставить:
1) немецкий ученый Иоганн Кеплер
2) французский ученый Франсуа Виет
3) французский ученый Рене Декарт
7. Древнегреческий ученый-философ, живший в 6 веке до н.э., которому приписывается высказывание «Все есть число». Он считал, что числа управляют не только мерой и весом, но также всеми явлениями, происходящими в природе. Первые 4 числа – 1,2,3,4 означали: огонь, землю, воду и воздух. Сумма этих чисел – число 10 – изображало весь мир. Ученый впервые разделил числа на четные и нечетные, простые и составные, впервые открыл математическую теорию музыки. Кто он?
1) Архимед 2) Пифагор 3) Евклид
3 тур «Математический винегрет»
На решение каждой задачи предлагается не более 2 минут. Ответы к задачам команда записывает на карточке и передает в жюри. За правильный ответ – 4 балла.
1. У охотника в корзине лежат зайцы и гуси. Всего насчитали 10 голов и 28 ног. Сколько зайцев подстрелил охотник? (4 зайца и 6 гусей)
2. Поставьте два знака « - » и один знак « + » между цифрами от 1 до 9 так, чтобы в результате получилось 100. (12+3-4+5+67+8+9=100, 123+4-5+67-89=100)
3. Школа «Пифагора». Однажды один человек спросил у ученого:
– Скажи мне, знаменитый Пифагор, сколько учеников посещают твою школу и слушают твои беседы?
«Вот сколько, – ответил философ. – Половина изучает математику, четверть – музыку, седьмая часть пребывает в молчании и, кроме того, есть еще три женщины». Сколько всего учеников было у Пифагора? (28)
4. Шарада
Привычное слово наседки
Поставьте на первое место.
На месте втором – нота,
Важна для любого оркестра.
На третьем – одна буква,
Пятнадцатая в алфавите.
Один из волос на мордашке котенка
На месте четвертом прочтите. (косинус)
5. У четырех братьев 45 рублей. Если деньги первого увеличить на 2 рубля, а деньги второго уменьшить на 2 рубля, у третьего увеличить вдвое, а у четвертого уменьшить вдвое, то у всех братьев денег окажется поровну. Сколько денег у каждого? (Ответ: 8руб, 12 руб, 5 руб. и 20 руб.)
6. Найдите три последовательных целых числа, сумма квадратов которых равна 434. (х² + (х+1)² + (х+2)² = 434 , ответ: 11, 12, 13 или -13, -12, -11 )4 тур «Мозголомки»
1) Задача Энштейна.
Девять кружков образуют вершины четырех малых и трех больших равнобедренных треугольников. Требуется вписать в эти кружки числа от 1 до 9 так, чтобы сумма чисел, стоящих в вершинах каждого из семи равнобедренных треугольников, были равны.
7
2
3
5
4
9
6
8
1
2) Кроссворд.
1. Бесконечной непериодической десятичной дроби соответствует число…(иррациональное)
2. Часть целого. (дробь)
3. Наука, занимающаяся изучением преобразований буквенных выражений. (алгебра)
4. График обратной пропорциональности. (гипербола)
5. Произведение равных множителей. (квадрат)
3) Задача на спичках.
Из 8 спичек соберите квадрат и четыре треугольника (не ломая их).
Игра со зрителями.
Ведущие:
– У нас осталось еще одно задание, но так как члены команд уже устали, давай зададим несколько вопросов гостям нашего клуба.
– Отвечая на предложенные вопросы, вам нужно сделать выбор между шаром и кубом – и только ними (или производными от них).
Вопросы:
1. Какая бывает молния? (шаровая)
2. Как иначе называют объем помещения? (кубатура)
3. Как называется известная картина Пабло Пикассо? (Девочка на шаре)
4. Назовите очень распространенный тип авторучки (шариковая)
5. Как называется жилое помещение для судовой команды на корабле? (кубрик)
6. Род загадки – это…(шарада)
7. Назовите тип подшипников. (шариковые)
8. Какое вы знаете воздухоплавательное средство передвижения?(воздушный шар)
9. Вертясь, стремительно скатиться с горы-(кубарем)
10. Как называют третью степень любого числа? (куб)
11. Как называют переходящий спортивный приз в виде чаши или бокала? (кубок)
12. Как называют широкий глиняный сосуд и толстую, маленького роста женщину? (кубышка)
13. Какую форму имеют конфетки и витамины в драже? (шарообразную)
14. Как называется знаменитая игра-головоломка венгра Рубика? (кубик Рубика)
5 Тур «В гостях у…»
У физики. Определите сколько времени будет падать шарик с верхней точки Байтерека. (Высота Байтерека 97 м)
У информатики. Как звали ученого, внесшего ощутимый вклад не только в развитие информатики, но и физики? Его именем назван язык программирования и одна из единиц измерения в физике. (Паскаль)
У черчения. Назовите чертежный инструмент. В переводе с немецкого языка это слово означает «огромная линейка». (рейсшина)
Подведение итогов
Ведущие:
– Теперь предоставляем слово жюри (победители награждаются грамотами)
– Заседание клуба объявляется закрытым. Спасибо всем, кто сегодня принял участие в его работе. До новых встреч! (звучит музыка)