Элективный курс по литературе Проза о рабочем классе и технической интеллигенции


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20»
623400, г. Каменск-Уральский, ул. Исетская,20 тел 311-295
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы №20
____________АВ Щеголькова
Элективный курс по литературе для 9 класса
«Проза о рабочем классе и технической интеллигенции»

автор :
Халимова Елена Павловна, учитель литературы, зам. директора по ВР
г. Каменск-Уральский
2015 г.
Пояснительная записка
На современном этапе развития школьного образования все актуальнее становятся вопросы духовно-нравственного воспитания. Это связано прежде всего с тенденциями формирования общественного сознания: отказавшись в 90-е от идеологии в воспитании. На гербе Свердловской области написан девиз- строчки из поэмы А. Твардовского: «Урал –опорный край державы». Традиционно для нашего края является наличие почти в каждом городе металлургической промышленности и обронно- промышленного комплекса. В этих отраслях губернатор Свердловской области видит «якоря, которые стабилизируют региональную экономику и обеспечат ее дальнейшее развитие в будущем». К сожалению, в современных экономических социальных условиях молодежь не выбирает профессии технической направленности. Начиная с 90-Х годов выбор профессий ориентирован на офисную работу, профессии : экономиста, юриста, менеджера. По результатам небольшого опроса можно судить, что учащиеся 8 класса слабо ориентируются в мире профессий. Учащиеся смогли назвать некоторые рабочие профессии: слесарь, крановщик, литейщик, токарь. В Концепции духовно-нравственного воспитания и развитии выделяется трудовое направление, поэтому не заслужено преуменьшается роль гуманитарных дисциплин в вопросе формирования мотивации учащихся к освоению значимых для региона профессий. Огромный воспитательный потенциал имеет урок литературы, поэтому следует уделять особое внимание отбору материала на уроке. Художественные тексты классиков русской литературы помогают воспитать эстетические идеалы у учащихся. На примерах из литературы мы учим любить Родину, сострадать и сопереживать, и все же за рамки школьной программы достаточно трудно выйти. И здесь на помощь приходят элективные курсы. Элективные курсы – обязательные учебные курсы из компонента образовательного учреждения по выбору обучающихся. Элективный курс по литературе « Проза о рабочем классе и технической интеллигенции» значительно дополняет , «поддерживает» и обеспечивает углубляет содержание программы учебной дисциплины, т.к.такой темы нет в примерной программе по литературе. Изучение элективного курса позволит создать условия для формирования  индивидуальной образовательной траектории, направленной на социальную адаптацию и профессиональное самоопределение учащихся. Материалом для изучения служат литературные произведения В. Кочетова, Д.Гранина, Г. Коновалова. На примере данных произведений реализуются межпредметные связи: литература-история-обществознание. Данный курс направлен на формирование учебных универсальных действий в соответствии с ФГОС. Личностные УУД: самоопределение, профессиональная , жизненная позиция; нравственно-эстетическое оценивание, обеспечивающее личностный моральный выбор. Познавательные УУД: поиск информации и анализ текста, выдвижение тезисов и их доказательство. Коммуникативные УУД:постановка вопросов, разрешение споров при обсуждении, точность выражения своих мыслей. Регулятивные УУД: постановка учебных задач на основе того, что уже известно и того, что не известно учащимся.
  Элективный курс по литературе « Проза о рабочем классе и технической интеллигенции»- это курс по выбору, рассчитанный на 17 часов.
 
Цель курса:  Познакомить учащихся с творчеством писателей 20 века о рабочем классе и технической интеллигенцииЗадачи курса:
формировать у школьников представления об основных категориях нравственности,
показать, как сочетаются высокая поэтичность произведения с их идейной насыщенностью,
совершенствовать навык углубленной работы над текстом,
развивать умение давать оценку литературным произведениям на основе личностного восприятия и осмысления их идейно-художественного своеобразия,
содействовать развитию начальных навыков литературно-критической работы (написание рецензий на изучаемые произведения, написание эссе, докладов, рефератов), осознанию важности проблемы сохранения русской культуры.
При изучении курса возможно применение следующих форм:
лекции учителя с изложением теоретического материала,
комментарии учителя и учащихся,
эвристические беседы,
выразительное чтение художественных текстов,
постановка и решение учебных проблем,
другие формы работы, способствующие совершенствованию навыков анализа литературного произведения.
Формами контроля  за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения, доклады и письменные работы (отзывы, рецензии, очерк, репортаж и другие), Ожидаемые результаты.По окончании курса учащиеся должны знать:
основные направления в литературе 50-80 годов,
знать особенности романа на производственную тему,
Учащиеся по окончанию курса должны уметь:
уметь анализировать и оценивать художественное произведение как целое,
определять тему, идею, выделять главных героев,
определять особенности композиций и сюжета, значение отдельных эпизодов (сцен) в их взаимосвязи,
высказываться целостно, логично и связно.
Учебно-тематический план
№ тема всего часов в том числе
теория практика контроль
1 Введение 2 1 1
2
В Кочетов «Журбины» 5 1 3 1
3 Д Гранин «Искатели» 5 1 3 1
4
Г.Коновалов «Истоки» 5 1 3 1
5 итого 17 4 9 4

Содержание курса
1.Введение.
Производственная тема в советской литературе 50-80 годов. Представление о литературно-историческом контексте эпохи. Осмысление общеэстетических и литературно-исторических проблем духовной и общественной жизни советского периода. Понятие производственных сюжетов и конфликтов в литературе. Понятие соцреализма. Жанровые и стилевые особенности произведений о рабочем классе.
2.В. Кочетов. «Журбины».
Изображение основных слоев общества. Осмысление жизни и труда рабочей династии. Преобразование общественной жизни на примере трех поколений Журбиных. Целостное изображение советского человека в производственной и личной жизни. Созидательность труда, как фактор глубочайшего преобразования общественной жизни.
3. Д. Гранин. «Искатели».
Ученые изобретатели в современном мире, их нравственный кодекс и традиции гражданского поведения. Нравственная основа научного творчества .Героика и поэтизация инженерного труда. Основные качества человека труда: энергия, принципиальность.
4. Г.Коновалов. «Истоки».
Изображение семьи потомственных волгарей. Создание истории рабочего класса на фоне крупных мировых событий. Героический труд и бессмертный подвиг.
Календарно-тематическое планирование
№ тема кол-во часов
1 Введение 2 ч
1.1 Литературно-исторический контекст эпохи 1.2 Жанровые и стилевые особенности произведений о рабочем классе 2. В. Кочетов. «Журбины». 5 ч
2.1 Образ времени в романе В. Кочетова «Журбины» 2.2 Главные образы романа- новый тип советского рабочего человека. 2.3 Традиции семьи- рабочие традиции 2.4 Экранизация романа «Журбины» 2.5 Труд- главное средство раскрытия творческих возможностей человека 3 Д. Гранин. «Искатели» 5ч
3.1 Даниил Гранин- ведущий мастер литературы 50-80 годов. 3.2 Нравственные проблемы научно-технического творчества в романе «Искатели» 3.3 Нравственные проблемы научно-технического творчества в романе «Искатели» 3.4 Героика и поэтизация инженерного труда. 3.5 Стилистический анализ текста на примере романа Д Гранина «Искатели» 4 Г.Коновалов. «Истоки». 5ч
4.1 Многоплановость повествования в романе «Истоки» 4.2. Судьба главных героев. 4.3 Изображение в романе картин народной жизни в годы суровых испытаний 4.4. Героический труд и бессмертный подвиг народа 4.5. Кинематографическая версия романа «Истоки» Список литературы
1. Алексеев М. Всеволод Кочетов! // Москва. 1982. №2;        Строков П. Всеволод Кочетов: страницы жизни, страницы творчества. М., 1985.
 2. Буханцов Н. Писатель-гражданин // Октябрь. 1987. №2.
3. Веленгурин Н. Всеволод Кочетов. М., 1970.
4.Войтинская О . Даниил Гранин Очерк творчества. М., 1966.
5.  Всеволод Кочетов. Публицистика. Воспоминания современников. Л., 1976.
6.Гребенщиков А. Позиция бойца // Звезда. 1987. №2.
7. Гузеев Ю. Наедине с Г. И. Коноваловым // Годы и люди : сб. документальных очерков. – Саратов, 1992. – Вып. 7. – С. 135 – 145.
 8.Идашкин Ю. Выше пристрастий и амбиций // Литературная Россия. 1987. 30 янв.
9. Кочетков В. Материк Григория Коновалова // Портреты : литературно-критические очерки. – Саратов, 1986. – С. 10 – 19.
10. Леонов В. Всеволод Кочетов: очерк творчества. М., 1981. 
11.Леонов Б. Верность героике жизни // Кочетов В. СС: в 6 т. М., 1987. Т.I. С.5-22.
12. Леонов Б. «...Вот наш с тобой портрет»: О молодых героях в творчестве Вс.Кочетова // Молодая гвардия. 1987. №2. 
13. Марченко А. В расчете на память или беспамятство? // Искусство кино. 14.Ломунова М. Истоки Григория Коновалова // Волга. – 1981. – № 10. – С. 181 – 187.
15. Машовец Н. Русло реки народной : о творчестве Г. Коновалова. – М. : Советский писатель, 1978. – 231 с.
16.Машовец Н. «Такая судьба у России» // Наши современник : сб. критических статей. – Саратов, 1975. – С. 24 – 42.
17. Машовец Н. Лицом к современности : о рассказах Г. Коновалова // Волга. – 1976. – № 8. – С. 168 – 179. – (Критика и библиография).
18. Покусаев Е. Публицистика Григория Коновалова // Наши современник : сб. критических статей. – Саратов, 1975. – С. 43 – 48.
19. Селиванов К. Григорий Иванович Коновалов // Селиванов К. Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969. – С. 93.     
20. Софронов А. Мужество писателя: К 75-летию со дня рождения Всеволода Кочетова // Москва. 1987. №2.21.Старков А. Нравственный поиск героев Д. Гранина. М., 1981;22. Строков П. Он шел вровень с веком // Молодая гвардия. 1982. №2; 23.Финк Л. Необходимость Дон Кихота: книга о Д. Ганине. М., 1988.
24. Явчуновский Я. И. От «Университета» к «Истокам» : заметки о романах Г. Коновалова // Волга. – 1968. – № 4. – С. 151 – 162.