Материалы к педагогическому совету по теме «Оценка деятельности и рефлексия»
Материалы к педагогическому совету по теме «Оценка деятельности и рефлексия» учитель начальных классов МБОУ гимназии №9 Мирзоева И.А
30 .11.2016
Современным обществом все в большей степени востребованы люди, которые не просто обладают творческим потенциалом, коммуникативными качествами, но и готовы к анализу, способны к оценке собственной деятельности, к саморегуляции. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет в качестве главных результатов наряду с предметными и метапредметные. При этом действия контроля и оценки являются частью личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий
Каждый учитель знает, что предметные результаты учеников напрямую связаны с их умение контролировать свои действия. Но вопрос целенаправленного формирования действий контроля и оценки вне рамок нового стандарта решался каждым учителем индивидуально. Сегодня, это становится обязательным результатом, а значит необходимо выстраивать систему работы по их формированию, начиная с первого класса
Основные УУД в нач. школе
Самооценка
Самоконтроль
Основной функцией самооценки и самоконтроля в начальной школе является определение границ своего «знания и незнания», т.е своих потенциальных возможностей.
Отслеживание уровня усвоения знаний
Стартовая проверочная работа
Тестовая диагностическая работа
Проверочная работа
Контрольная работа
Где можно формировать навыки самоконтроля и самооценки
На уроке
В тестовой диагностической работе
В проверочной работе
Тестовая диагностическая работа даёт возможность
определить владение учащимися операционным составом осваиваемого материала;
наметить «точечную» помощь учащимся на этапе решения частных задач;
Например
Способы выполнения арифметического действия354972 +98217
а) записать разряд под разрядом;
б)определить переполнение разрядов;
в) определить количество цифр в результате;
г) определить цифру в каждом разряде.
а) б) в) г)
Если у ребенка допустил ошибки в критерии а), тогда дается карточка только для записи разряда под разрядом
а) записать разряд под разрядом;
65349+2987534
387465+192835
40926+28735
276453098+347609
120098876+3568884
9774552+95008
67584909+3798006
Когда допущены ошибки в переполнении разрядов б), тогда дается карточка по данному виду деятельности.
б)определить переполнение разрядов
в) определить количество цифр в результате
г) определить цифру в каждом разряде
В первом классе регулятивные универсальные действия направлены на формирование контроля «в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона», коррекции как «внесения необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата», оценки для «выделения и осознания учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения». Познавательные универсальные действия позволяют осуществлять «...контроль и оценку процесса и результатов деятельности». Коммуникативные универсальные действия формируют умение управлять поведением партнёра - «контроль, коррекция, оценка его действий».
Поэтому с первого дня школьной жизни действия контроля и оценки, как у учеников, так и у учителей должны включаться в контекст всей учебной работы. Начиная с первого класса учителю и учащимся необходимо сосредоточить свои усилия на формировании самоконтроля и самооценки как основы для постановки будущих учебных задач. Необходимо вооружить детей такими умениями, как:
выделять критерии оценки,
фиксировать их определённым образом,
проводить прогностический, пооперационный, рефлексивный, итоговый контроль,
проводить самостоятельно коррекцию выявленных недостатков,
высказывать свою точку зрения при оценке ответов товарищей и т. д
Например
Обучение грамоте
В слове «Весна»
1)поставить ударение;
2)обозначит гласные звуки;
3)разделить слово на слоги;
4)обозначить согласные твёрдые звуки;
5) обозначить согласные мягкие звуки
Вывод:
Таким образом, в классе осуществляется индивидуальный подход : дети , сгруппировавшись по типам допущенных ими ошибок, совместно с учителем решают каждый свою задачу на специальных учебных коррекционных занятиях.
Проверочная работа
·Основная цель: проверить использование учащимися освоенного способа при решении конкретно- практических задач;
Отличие данной работы от тестовой : нет отдельных операций способа деятельности;
Используется освоенный способ для разных частных практических задач.
На основе итогового контроля определяется уровень сформированности знаний по предметам и основных компонентов учебной деятельности школьников. Этот вид контроля в традиционной практике осуществляет учитель. Но к данному контролю можно привлечь и учащихся, при этом у учащихся формируется и прогностическая оценка своих возможностей.
Самооценка по установленным критериям
СПИШИТЕ, РАЗДЕЛЯЯ СЛОВА ЧЕРТОЧКАМИ ДЛЯ ПЕРЕНОСА.
Школа, страна, площадь, урожай, озеро, игра, дружба, решаю, песня, одежда.
Дети сами определяют, какие критерии ( умения) надо соблюдать, чтобы правильно выполнить задание.
Называют их в том порядке, по которому будут их применять.
1 Умение определять количество гласных в слове.
2 Умение делить слова на слоги.
3 Умение не оставлять одну букву на строке.
Таким образом:
- правило переведено на язык алгоритма.
- выполняя задание, ученик может осуществлять самоконтроль учебных действий и грамотно оценить себя по сформулированным критериям.
- критерии к оценке умений могут усложняться от класса к классу.
Взаимоконтроль
Критерии отражают не только знание программного материала, но и такие как аккуратность, внимание, умение слушать и слышать, высказывать свое мнение.
взаимоконтроль позволяет ребенку увидеть свои успехи, так как всегда есть критерий, по которому можно оценить успешность обучающегося;
способствует формированию позитивной самооценки.
Критерии оценивания
Умение слушать
1. Смотреть на говорящего.
2.Сидеть спокойно.
3.Молчать в то время, когда кто-то говорит.
4.Задавать вопросы говорящему (если что-то непонятно или нужно уточнить).
Умение прочитать стихотворение
1.Все слова должны быть понятны.
2. Выделение голосом знаков препинания.
3.Должно быть все слышно.
4.Плавность чтения.
5. Хорошо знать стихотворение наизусть.
6. Передать настроение стихотворения («нарисовать» голосом картину)
Критериальное оценивание дает ученикам возможность:
активно участвовать в учебной деятельности (самостоятельно ставить цели и задачи)
формулировать критерии выполнения задания, выстраивать ответы
устанавливать причины затруднений
проводить работу по исправлению ошибок).
осуществлять рефлексию
Постепенно в работу на уроке включаются и такие виды контроля как итоговый, рефлексивный и прогностический.
Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализом, осмыслением, оценкой предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни
Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока, например, на этапе актуализации знаний или в конце урока. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого ребенка на разных этапах урока.
Например
Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Предлагается детям сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.
«Светофор»
Дети сигнализируют карточками:
Зелёный – побольше таких уроков, поучительно;
Жёлтый– понравилось, но не всё, интересно,
Красный–не понравилось, скучно.
Высказываются одним предложением
Сегодня я узнал
Было интересно узнать
Было трудно выполнять
Теперь я могу решать..
Я научился
У меня получилось
Я смог
Я попробую сам
Рисунок 315