Технологическая карта урока по литературе на тему:Картины подневольного труда в стихотворении Некрасова Железная дорога
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Автор урока Уртаева З.Р.
Учебный предмет: литература
Класс: 6
Автор УМК: Коровина В.Я. и др. Литература: учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2 ч. –М.: Просвещение, 2013.
Тема урока: Н.А.Некрасов. Стихотворение « Железная дорога». Картина подневольного труда.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цели урока.
Содержательные: 1) познакомить учащихся с важными вехами детства и юности поэта; 2) обозначить главную тему его поэзии;
Деятельностные: 1) формирование у учащихся умений проводить комплексный анализ поэтического текста.; 2) развивать умение формулировать собственное мнение и позицию; 3) воспитывать любовь к окружающему миру, людям;
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1. Мотивация к деятельности
1.Обратите внимание на эпиграф к статье о Некрасове: « Воля и труд человека
Дивные дивы творят». Как вы понимаете эти слова?
Я желаю вам, чтобы ваш труд на уроке принёс успешный результат. Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте удачи.
Отвечают на вопрос , высказывают своё понимание.
Л- смыслообразование,
П-общеучебные универсальные действия,
К-уметь формулировать собственное мнение и позицию,
Р-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.
2. Актуализация и пробное учебное действие
1.Знакомство с биографией поэта. Презентация о жизни и творчестве Н.А. Некрасова.
Какие черты личности проявились у молодого Некрасова?
Слушание стихотворения « Железная дорога» по фонохрестоматии.
Читают статью в учебнике о Некрасове Н.А.. Закрепляют прочитанное по презентации.
Отвечают на вопрос.
Слушают стихотворение.
П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
доказательство;
К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия;
3. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Комплексный анализ текста.
Какое значение имеет эпиграф перед стихотворением.
Работа по группам. Анализ текста.
Высказывают собственное мнение.
1 группа: Что представляет собой картина, нарисованная в 1 части?
Каким настроением проникнуто? Как рисуется Некрасовым образ родины в 1 части?
2 группа: Выпишите лексику, создающую настроение в 1 части.
П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
К- уметь формулировать собственное мнение и позицию;
Р- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
4.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
1. Работа с тестом.
Н. А. Некрасов использует звукопись в строках «...Быстро лечу я по рельсам чугунным,/Думаю думу свою...» для передачи
а) скорости движения поезда
в) звука свиста ветра
б) звучания перестука колес г) внутреннего состояния героя
5. Какое слово в монологе заменяет определение «железная дорога», «рельсы чугунные»?
а) насыпи узкие
в) коробушка
б) дороженька г) дебри бесплодные
6. С какой целью Н. А. Некрасов вводит в стихотворение «Песню мертвецов»?
а) напугать читателя
б) показать широкую панораму России
в) изобразить реалистичную картину строительства железной дороги
г) вызвать сострадание к тяжелому положению народа
7. Сопоставьте строки. Что в них выражено?
1) ...любо нам видеть свой труд...
2) Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной. Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли и мокли, болели цингой...
а) авторское противоречие
б) жалоба труженика
в) осознание значения понесенных жертв
8. Как показан автором генерал?
а) сочувственно
б) иронически
в) сатирически
9. В чем суть спора и разногласий генерала и попутчика?
а) в том, кто является строителем дороги
б) во взглядах на роль народа в истории развития общества
в) в понимании значения культуры для народа
10. С какой целью автор вводит в стихотворение четвертую часть? Ведь основная тема стихотворения (вера автора в торжество народа) исчерпана уже во второй части.
а) показать долготерпение, забитость народа
б) выразить авторское негодование по поводу слепого подчинения народа эксплуататорам
в) показать «светлую сторону» отношений рабочего и хозяина
11. Почему стихотворение посвящено детям?
а) связь с будущим России
б) попытка пробудить молодое поколение к действию
в) тема детства является одной из излюбленных для писателя.
Работают самостоятельно, ищут ответы в тексте стихотворения.
П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий,
К- уметь использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
Р- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
5. Включение в систему знаний и повторение
1. Словесное рисование. Работа с деталями.
2.В чём созидательная сила труда?
Почему лирический герой обращается к Ване?
Каково авторское отношение к изображаемому?
3.Предлагает написать учащимся мини – сочинение по предложенному началу: « В стихотворении « Железная дорога» Н.А. Некрасов пишет о .»
Фронтальная работа. Учащиеся рассказывают, какие картины они воображают.
Отвечают на вопросы.
Пишут мини - сочинение
П- использование символических средств для решения задач;
К- уметь формулировать собственное мнение и позицию;
Р- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
К- уметь формулировать собственное мнение и позицию
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке
1. Учитель предлагает составить хайку:
1 строка: «Я узнал или увидел что-то»
2 строка: « Какого..»
3 строка: «Как»
2. Предлагает заполнить карточки (самооценка за каждый вид работы)
3. Дает дифференцированное домашнее задание.
4. Выставляет отметки за урок.
Составляют хайку, выставляют себе оценки за урок, подводят итоги урока, выбирают домашнее задание.
Хайку
Я увидел народ
Изнурительно трудившегося
Несправедливо.
Л- формирование адекватной позитивной самооценки, формирования границ собственного знания и «незнания»,
П- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь задавать вопросы;
Р- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя;
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515
15