Рабочая программа по ОДНКНР Светская этика 4 класс

ОСНОВЫ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
Пояснительная записка
Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса определили модуль учебного курса «Основы духовно - нравственной культуры народов России», модуль «Светская этика».
Рабочая программа курса «Основы духовно - нравственной культуры народов России» (модуль «Светская этика») для четвертых классов разработана на основе рабочей программы курса «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Светская этика» 4-5 классы / Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И.Кремлева.
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации для решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» направлено на достижение следующих целей:
- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества; 
- формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; 
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; 
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; 
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; 
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Этот курс не только готовит учащихся к освоению в основной школе основ обществознания и истории, но и способствует развитию и воспитанию личности. Это имеет огромное значение для формирования гражданской позиции, умения
ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта.
Часто дети знают, как надо поступать, и легко могут объяснить, почему правильно именно так, а не иначе. Но при этом они совершают противоположные поступки и, анализируя своё поведение, удивляются своим действиям. Осмысление личного опыта важно потому, что вводит в мир ребёнка ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» помогает ребёнку в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к окружающему миру.
Характеристика учебного предмета
Одна из особенностей этой программы – формулирование целей изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» в виде линий развития личности школьника средствами этого курса. Под линией развития мы понимаем группу взаимосвязанных умений по работе с содержанием, позволяющих человеку решать определённый класс жизненно-практических задач. Иными словами, это наш вариант ответа на вопрос, который часто задают дети в школе: «Зачем изучать этот предмет? Где он может мне пригодиться?» Линии развития как цели изучения данного курса определяются во взаимосвязи с линиями развития предметов «Окружающий мир» и «Обществознание».
Обозначая цели через линии развития, мы облекаем требования федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы по этому предмету в более понятные ребёнку формулировки с ясной структурой. Использование доступных для детского восприятия формулировок необходимо для осознания детьми нравственных правил и реальных действий в соответствии с этими правилами.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом, курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» изучается в 4 классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа. Особое место занимают проекты и практические работы. Они предполагают как совместную, так и самостоятельную работу учащихся по созданию несложных моделей.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения
школьников:
- Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого (Л1).
- Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими (Л2).
- Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей) (Л3).
- Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях (Л4).
- Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт
ответственность за свои поступки (Л5).
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю и 2-ю линии развития школьников.
Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения (МР1).
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему) (МР2).
- Совместно с учителем составлять план решения задачи (МР3).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя (МР4).
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся (МР5).
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов (МП1).
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.) (МП2).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления (МП3).
- Определять причины явлений и событий (МП4).
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний (МП5).
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста (МП6).
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (МП7).
Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю линию развития.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций (МК1).
-
· Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы (МК2).
- Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения (МК3).
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план (МК4).
- Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе (МК5).
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.
К 1-й линии развития относятся следующие из них:
- Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям
(нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим) (1П1).
- Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества (1П2).
- Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России (1П3).
- Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях (1П4).
Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:
- Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций (2П1).
- Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него (2П2).
- Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций (2П3).
Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.
Содержание учебного предмета
Введение. Россия – наша Родина! Россия – наша Родина! Введение. Как работать с учебником.
Как отличить добро от зла? Граница между добром и злом. Долг и совесть. Честь и достоинство. Счастье и смысл жизни. Справедливость и милосердие.
Каковы истоки правил морали? Ценность рода и семьи. Образцы культуры народов. Взгляд светский и взгляд религиозный. Каковы истоки правил морали?
Какие правила морали особенно важны в школе? Правила поведения в школе. Этикет – форма для содержания этики. Какие правила морали особенно важны в школе?
Тематическое планирование

Тема
Содержание
Характеристика основных видов деятельности
Планируемые результаты

1.
Введение. Россия – наша Родина! (2)

Такие разные граждане одной страны. Что общего у всех нас? Общие этические понятия на разных языках России. Общепризнанные ценности. Идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны. Духовность человека. Внутренний мир человека.
Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации. Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок). Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).
Л1, Л2, Л3, Л4, Л5, МР1, МР2, МР3, МР4, МР5, МП1, МП2, МП3, МП4, МП5, МП6, МК1, МК2, МК3, МК4, МК5, 1П1, 1П2, 1П3, 1П4, 2П1, 2П2, 2П3.

2
Как отличить добро от зла? (13)

Граница между добром и злом. Чему учат сказки? Хорошие и плохие поступки. Представления о добре и зле. Культура. Мораль. Нравственность. Этика. Долг и совесть. Профессиональный долг. Моральный долг. Чувство вины, чувство стыда. Честь и достоинство. Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская. Счастье и смысл жизни. Стремления и мечты человека. Ради чего живёт человек? Справедливость и милосердие. «Золотое правило нравственности». Ценные качества человеческой души. Представление проектов по теме.



3.
Каковы истоки правил морали? (10)

Род. Семья. Ценность рода и семьи. Как появилась семья? Чувство любви. Семейные традиции. Что даёт человеку семья? Народы. Образцы культуры народов. Различия в культурах разных народов. Обычаи нравственной культуры. Взгляд светский и взгляд религиозный. Религия. Правила морали разных религий. Религиозная община. Атеисты. Светские правила. Представление проектов по теме.



4.
Какие правила морали особенно важны в школе? (9)

Правила поведения в школе. Что значит играть роль ученика? Равновесие прав и обязанностей школьника. Новые ситуации – новые правила. Этикет – форма для содержания этики. Форма в отношениях между людьми в школе. Действия – форма для поступков. Представление проектов по теме.




Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение.
1. Елена Коротеева: Изобразительное искусство: Искусство и ты. / под ред Б.М. Неменского. Учебник. 1 класс. М.: «Просвещение», 2014 г
2. Карточки по темам.
3. Классная доска, магнитная доска.
4. Мультимедийный проектор.
5. Персональный компьютер.
6. Планируемые результаты начального общего образования/Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение. 2011. – (Стандарты второго поколения).
7. Сборник рабочих программ "Школа России". 1 - 4 классы/под руководством А.А. Плешакова. - М.: Просвещение. 2011.
8. Сканер, принтер лазерный
9. Экспозиционный экран.
Планируемые результаты
В результате изучения курса «Основы духовно - нравственной культуры народов России» (модуль «Светская этика») Ученик научится:
- осознавать себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства;
- развивать чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем - осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия России;
- узнают важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
- осознают необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие.
Ученик получит возможность научиться:  
- способности контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
- настроенности на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
- как результат преданности и уважения к традициям своего народа - уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
Система оценки планируемых результатов
Критерии результатов усвоения курса «Основы духовно - нравственной культуры народов России» (модуль «Светская этика»):
Личностные качества:
- карта наблюдений;
- диагностика качеств личности;
- портфолио.
Метапредметные результаты:
- творческие работы;
- участие в конференциях;
- диспуты;
- ролевые игры;
- тесты;
- тренинги.
Предметные результаты:
- тесты;
- составление словарей терминов и понятий;
- контрольно - измерительные материалы;
- защита проектов.
Содержательный контроль и оценка знаний четвероклассников предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения курса ОРКСЭ учеником и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
- стартовые и итоговые проверочные работы;
- тестовые диагностические работы;
- текущие проверочные работы;
- «портфель» ученика.

15