Методическая разработка урока : Электромагнитные волны.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области « Губернский техникум м. р. Кошкинский»
Профессия: 23.01.03 Автомеханик 2 курс
Физика
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ТЕМЕ: « ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ»
Преподаватель Якимова Эльвира Константиновна
Урок- обобщение темы « Электромагнитные волны»
Тема: ВСЁ ОБ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ВОЛНАХ
Тип: обобщения и систематизация знаний
Вид: семинар
Методическая цель:
Цель:
-показать практическую направленность преподавания физики ;
- проверка усвоения знаний по теме.
Задачи:
образовательные:
- обобщить знания об электромагнитных излучениях (полях), встречающихся в быту;
- выяснить положительное и отрицательное воздействие этих полей на организм человека,
--сформировать принципы защиты от вредного воздействия полей, либо уменьшения их вредного воздействия.
развивающие:
-продолжить развитие логического мышления, -способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного, умения вести учебный диалог;
воспитательные:
-воспитание познавательного интереса к физике, положительного отношения к знаниям, бережного отношения к здоровью.
-воспитывать культуру устной речи, уважение к окружающим.
Методическая оснащённость и оборудование:
мультимедийная техника , бытовые приборы, рабочие листы; справочные материалы (значение
напряженности магнитной индукции электромагнитного поля бытовых приборов)
Методы: объяснительно-иллюстративный, практический.
Урок по теме: "Всё об электромагнитных волнах"
« Кругом нас, в нас самих, всюду и везде,
вечно сменяясь, совпадая и сталкиваясь,
идут излучения разной длины волны…
Лик земли ими меняется,
ими в значительной мере лепится.»
В.И.Вернадский
План урока:Оргмомент – 30 с
Постановка целей урока – 1 мин
Повторение материала – 40 мин
Подведение итога урока – 3 мин
Домашнее задание – 30 сек.
Ход урока:
Оргмомент.
Преподаватель и учащиеся приветствуют друг друга.
Постановка целей урока.
Преподаватель: Эпиграфом к нашему уроку являются слова Вернадского «Кругом нас, в нас самих, всюду и везде, вечно сменяясь, совпадая и сталкиваясь, идут излучения разной длины волны… Лик земли ими меняется, ими в значительной мере лепится»
Мы сегодня будем говорить об электромагнитных волнах, о воздействии этих волн на человека. Тема урока: « Всё об электромагнитных волнах » . Сегодня мы на уроке проверим, как вы усвоили данный материал.
Человек в процессе жизнедеятельности создал особую среду – ее называют техногенной, т.к. она обусловлена существованием и работой огромного количества разнообразной техники. Сегодня мы уже не можем представить своей жизни без, например, электрического освещения, бытовых электронагревателей, телевизора, компьютера, мобильного телефона…Все эти приборы создают электромагнитные поля. Складываясь, эти поля существенно меняют качество окружающей нас среды.Электромагнитные поля и волны – неизбежные спутники бытового комфорта. Они пронизывают пространство вокруг нас и наши тела: источники ЭМ-излучения согревают и освещают дома, служат для приготовления пищи, обеспечивают мгновенную связь с любым уголком мира. Влияние электромагнитных волн на организм человека сегодня – предмет жарких споров, подключимся к ним и мы. Так хорошо это или плохо – жить в электромагнитном мире?
Повторение пройденного материала.
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним основные свойства электромагнитных волн, посредством которых распространяется электромагнитные воздействия. Для этого берем вс парты желтый лист и отвечаем письменно на вопросы на этих листах.
( для заполнения листа дается 3 минуты.) .
Самостоятельная работа « Приложение № 1»
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Электромагнитное поле
Я знаю, что:
Электромагнитное поле … – этоособый вид материи, осуществляющий взаимодействие между заряженными частицами.Это порождающие друг друга переменные электрические и магнитные поля.
Электромагнитное поле создается…- заряженными движущимися частицами.
Характеристики электромагнитного поля… - напряженность, магнитная индукция, частота.
Электромагнитное поле распространяется… - посредством электромагнитных волн, с расстоянием ослабевает.
Преподаватель: заполненные листы кладем на край парты. А теперь мы работаем все вместе. Работа с презентацией. Читаем вопросы и совместно обсуждаем предполагаемые ответы.
( вопросы на слайдах , с 1 по 10 слайд).Что такое электромагнитная волна?
Ответы: Электромагнитная волна - электромагнитные колебания, распространяющиеся в пространстве и переносящие энергию.
Электромагнитные волны представляют собой возмущения магнитных и электрических полей, распределяющиеся в пространстве.
Электромагнитными волнами называют электромагнитное поле, распространяющееся в пространстве с конечной скоростью, зависящей от свойств среды.Первым ученым, который вообще предсказал их существование, стал Фарадей. Свою гипотезу он выдвинул в 1832-м году. Построением теории впоследствии занимался Максвелл. К 1865-му году он завершил эту работу. Теория Максвелла нашла свое подтверждение в опытах Герца в 1888-м году.
К эм волнам относятся волны ….
Ответ: К э.м. волнам относятся волны, длины которых колеблются от 10 км ( радиоволны) до меньше 5 пм ( 5 . 10-12 ) ( гамма лучи)
3. Перечислите основные свойства электромагнитных волн.
Ответ:
Преломление.
Отражение.
ЭМ волна является поперечной.
Скорость эм волн в вакууме равна скорости света.
Электромагнитные волны распространяются во всех средах, но скорость будет ниже чем в вакууме.
ЭМ волна несет энергию.
При переходе из одной среды в другую частота волны не меняется.
4. Почему электромагнитное поле влияет на человека?
Человек – антенна, принимающая электромагнитные волны, тело человека – проводник через который эм поле хорошо проходит, следовательно, на естественные электромагнитные колебания организма накладывается дополнительное электромагнитное поле, за счет чего нарушается естественное биополе человека.
5.От чего зависит биологический эффект действия электромагнитного поля?
Преподаватель : снова берем рабочие листы -
Самостоятельная работа.(Приложение 1 - заполняют схему 1)СХЕМА 1
Ответы: Биологический эффект зависит от:
-значений Е (напряженности электрического поля);
-значений В (магнитной индукции);
-значений w (частоты), от времени воздействия.
Преподаватель :Биологический эффект может быть положительным (возникновение жизни на Земле, акселерации, методы лечения в медицине) и отрицательным. Медики установили, что длительное пребывание в искусственно созданном электромагнитном поле дает…
(Таблица на доске).
Субъективные ощущения Объективные нарушения
Головная боль Функциональные нарушения
Вялость ЦНС и сердечно-сосудистой системы
Сонливость Изменение состава крови
Бессонница ЦНС
Раздражительность ЦНС
Боль в области сердца сердечно-сосудистая система
Преподаватель: Ощущали ли вы на себе такие действия электромагнитного поля и когда? Какие бытовые приборы создают электромагнитное поле в вашей квартире?
Самостоятельная работа.(Приложение 1 - заполняют схему 2)
Преподаватель:Все работающие электроприборы (и электропроводка) создают вокруг себя электромагнитное поле, которое вызывает движение заряженных частиц: электронов, протонов, ионов или молекул-диполей. Клетки живого организма состоят из заряженных молекул – белков, фосфолипидов (молекул клеточных мембран), ионов воды – и тоже обладают слабым электромагнитным полем. Под влиянием сильного электромагнитного поля молекулы, обладающие зарядом, совершают колебательные движения. Это даёт начало целому ряду процессов как позитивных (улучшение клеточного метаболизма), так и негативных (например, разрушение клеточных структур).
В нашей стране исследования влияния электромагнитных полей на человека и животных ведутся больше 50 лет. Проведя сотни экспериментов, российские ученые установили, что, все бытовые электроприборы являются источниками электромагнитного излучения, но как именно влияет на нас электромагнитное поле от обычных бытовых приборов и насколько оно вредно для здорового человека – вопрос спорный, поэтому разумно по возможности стараться свести к минимуму его воздействие.
Чтобы сформировать принципы защиты от вредного воздействия электромагнитных излучений, учащимся предлагается поработать со справочными материалами.
( лист красный))Приложение № 2
Таблица 1.ПДУ (предельно допустимые уровни).
Частота, Гц Напряженность электрического поля, Е (В/м) Индукция магнитного поля, В (мкТл)
НЧ 5-2000 25 0,2
ВЧ 2000-4000 2,5 0,2
СВЧ 4000 и выше 0,2
Таблица 2.
Источник ЭМ поля Частота, Гц Е (В/м) В (мкТл) Безопасное расстояние
Утюг 50 120 0,2 От 25 см
Электрочайник 50 140 0,6 От 50 см
Электроплитка 50 140-200 1-3 От 30 см от передней панели
Монитор компьютера НЧ 220 На расстоянии вытянутой руки
СВЧ-печь СВЧ 8 От 1 м
Холодильник с системой nofrost 50 0,2 От 1 м от дверцы
Пылесос 50 100 От 1 м
Как же обезопасить себя от вредного воздействия электромагнитного поля, или хотя бы уменьшить биологический эффект?
Досмотрим презентацию ( с 11 слайда и до конца)
Подведение итога.
Выводы:
1. Экранирование металлом источников электромагнитного излучения (провода, катушки индуктивности и т.п.) ,
2. Выдерживать безопасное расстояние.
3. Все бытовые электроприборы должны быть исправны и соответствовать ПДУ. (Сертификат качества).
4. Зеленые насаждения активно поглощают электромагнитные волны.
Памятка “Полезно знать” раздается каждому ученику.
Домашнее задание.
Преподаватель: Вместе с родными дома обсудите памятку “Полезно знать” дома, может ваши близкие в нашу памятку добавят что-то полезное и нужное.
Список использованной литературы:
Марон А.Е. контрольные работы по физике: 10 – 11 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2003.
Рымкевич А.П. Задачник. 10 – 11 кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2003.
Степанова Г.Н. Сборник задач по физике: Для 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2003.
4.http://festival.1 september.ru
5. doc4web.ru›fizika/konspekt-uroka-po-fizike…volni…