Конспект урока ОРКСЭ (модуль ОСЭ) на тему О добродетелях и порокахю Делать добро


ТЕМА: «О добродетелях и пороках. Делать добро.»

Цель урока: создание представлений у детей о понятиях «добродетель» и «порок», подведение учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.
Задачи:
1) создать условия  для осмысления учащимися, какие поступки людей являются добродетельными, а какие порочными;
2) способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;
УУД
Познавательные: умение находить середину между расточительностью и скупостью, вредностью и угодничеством, безрассудной отвагой и трусостью, представление о понятия «добродетель» и «порок».
Личностные: воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, сопереживания, уважения к интересам и убеждениям других людей, что является первым шагом к добродетельному поведению; развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах
Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; сотрудничать с учителем и сверстниками, проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе, адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности.
Регулятивные: принимать  и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию и способы выполнения; строить устное и письменное высказывание с учётом учебной задачи.
Оборудование:
1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2012. – 63 с.
2. Проектор, ноутбук, колонки.
3. Раздаточный материал, словари С.И.Ожегова, Д.Н.Ушакова, Т.Ф.Ефремовой, ЭОР.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


ХОД УРОКА
Оргмомент.
- Рад приветствовать вас на уроке светской этики. Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок с хорошим настроением.

АКТУАЛИЗАЦИЯ.
Сделать паузу

У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку.
(М.Ю.Лермонтов, «Нищий», отрывок)

- Объясните, на какие человеческие качества, как положительные, так и отрицательные, обращает наше внимание поэт М.Ю.Лермонтов? (Милосердие, жестокость)
- Вы назвали качества личности, которые можно разделить на хорошие – добродетель и плохие – пороки.
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока?
Итак, тема этого урока «О Добродетелях и пороках. Делать добро»
А имя нашего урока - «Спешите делать добрые дела!»

- О добродетели и пороке размышляли в разные времена. Я расскажу вам притчу.
Прежде чем рассказать – хочу спросить – Как выдумаете, чем отличается притча от басни?
(У басни всегда есть мораль или вывод, а притча лишь заставляет задуматься и поразмышлять над собой, своим поведением. СДЕЛАТЬ СОБСТВЕННЫЙ ВЫВОД)
Итак, притча о двух волках
Притча о двух волках
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, сожаление, эгоизм, ложь. Другой волк представляет добро: дружбу, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Как вы думаете, почему так ответил старик мальчику? В чем смысл слов старика?
(В человеке уживается и хорошее и плохое)
Как вы думаете, на какой вопрос нам сегодня необходимо найти ответ?
(Как нужно поступать, чтобы не допускать ошибки и что нужно делать, чтобы быть добродетельным?)

ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ.

Мы начинаем нашу совместную работу. Выясним, что такое «добродетель» и «порок». Для этого обратимся к материалам, которые есть у нас на партах: тексту учебника, выпискам из словарей. Вам необходимо найти значения и особенности объяснения слов «добродетель», «порок»

Работа в группах с разными источниками.)
Формулируем понятия, добавляя, но не повторяя предыдущую группу.)

Сделаем вывод: Понимание слов «добродетель» и «порок» во всех источниках одинаково.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ
- Перед вами карточки. В них собраны слова, которые характеризуют человека с хорошей и плохой стороны. Вам необходимо разделить их в два столбика, озаглавить каждую графу. Подумать и объяснить: «Почему вы так озаглавили столбцы? Какие слова вам непонятны?» (словарная работа)
Задание: Распределите слова в таблицу, озаглавьте столбцы, какие слова вам непонятны.
Лживость
Гордыня
Доброта
Послушание
Бесчувственность
Сострадание
Злость
Сопереживание
Честность
Бессердечность
Милосердие
Ненависть
Равнодушие
Упрямство

- Ребята. Подумайте и скажите, откуда в вашу жизнь пришли слова о хорошем и плохом?
(Из литературы)
- Познакомимся с очень интересной и поучительной сказкой, ответим на вопросы. Скажу, что в каждой группе свой вопрос, и если кто-то не сможет на него ответить – право ответа переходит другой группе.
(Чтение вслух, каждая группа отвечает на свой вопрос)
Прочитайте сказку, ответьте на вопрос
Сказка «Четыре дочери»
«Было у матери 4 дочери. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по матери.
- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.
- Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- сказала третья.
А четвертая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.
(по В.А. Сухомлинскому)
Вопрос:
- Какую дочь можно назвать добродетельной? Почему?
- Как вы думаете, что труднее: говорить добродетельно или поступать добродетельно?
- Что вы делаете для мамы, когда она устаёт?

Подводятся итоги работы групп.

Знакомство детей с точкой зрения Аристотеля.
- Ребята, надо сказать, что некоторые качества добродетели стоят очень близко, и бывает трудно понять, как нужно было бы поступать. Поможет нам древнегреческий философ Аристотель, который жил много веков назад.
Как вы думаете, почему столько поколений людей хранят в памяти не только его имя, но и мнение этого человека?

Добродетель находится где-то посередине

Задания по группам.
Рассмотрите картинки и подумайте, какая картинка будет о добродетели, а какие нет и почему?
Заполните пробелы в таблице, используя слова заголовка, или подпишите картинки.
Дружелюбие, вредность, угодничество





- Я почему ____ был? Потому что у меня велосипеда не было!
- Ребята, давайте жить ______!
- Как вам будет _______, - сказал шакал, прогнувшись перед Шерханом.





Вопросы и задания. 1. Назовите поступки данных персонажей, которые могут быть оценены как добродетельные или как порочные. 2. Как вы понимаете высказывание философа, что добродетель стоит между двумя пороками. Используйте эти картинки. Заполните пробелы в таблице, используя слова заголовка, или подпишите картинки.
Трусость, мужество, безрассудная отвага









Вопросы и задания. 1. Назовите поступки данных персонажей, которые могут быть оценены как добродетельные или как порочные. 2. Как вы понимаете высказывание философа, что добродетель стоит между двумя пороками. Используйте эти картинки. Заполните пробелы в таблице, используя слова заголовка, или подпишите картинки.
Расточительность, щедрость, скупость







Вопросы и задания. 1. Назовите поступки данных персонажей, которые могут быть оценены как добродетельные или как порочные. 2. Как вы понимаете высказывание философа, что добродетель стоит между двумя пороками. Используйте эти картинки.
- Правильному оцениванию своих поступков и дальновидности нужно и можно учиться. А помогает нам, в этом нелегком деле, народная мудрость – пословицы.
Вы знаете много пословиц и легко справитесь с моим заданием: соотнесите начало с продолжением пословицы.
Молодцы, справились!

- Душа человека призвана всегда трудиться, поэтому надо так много работать над важнейшими качествами души – волей и чувствами. Поэтому для воспитания добрых качеств, желание человека делать добро является одним из главных условий. Доброделание должно быть деятельным, сильным, созидающим. Но самое главное оно должно войти в привычку, стать частью характера доброго человека.

- Ребята, а вы можете вспомнить свои поступки, от которых радостно было на душе?

Сегодня можно вспомнить и о современных акциях, таких как акция помощи пострадавшим от наводнения в Приморском крае и Дальнем Востоке, гуманитарная помощь Украине (14 раз грузовики КамАЗы с грузом доставляли самое необходимое в Донецк и Луганск), «Первый – детям!» и о многих других акциях, проводимых различными благотворительными фондами и организациями. Подобных примеров много. Но, вы можете не дожидаться, когда вас попросят о помощи. Посмотрите вокруг – наверняка есть люди, ветераны войны, которые нуждаются именно в вашей помощи. И не забудьте поздравить ветеранов с 70-летием Победы.

ИТОГИ УРОКА
- Ребята, давайте вспомним притчу о двух волках.
Подумайте, а какого волка вы кормите? Какими бы вы хотели стать в будущем? И что для этого нужно сделать?

РЕФЛЕКСИЯ
Напишите, пожалуйста, на листочках по одному доброму делу, которое вы хотели бы сделать в ближайшее время или в будущем.

ДЕРЕВО ДОБРЫХ ДЕЛ.

А в качестве напутствия я хочу вам прочитать отрывок из стихотворения «Добро» современного поэта-песенника Влада Амелина.
Ты твори по жизни лишь одно добро,
Чтоб от доброй мысли множилось оно.
От тепла в округе расцветут сады
Ведь добро все любят люди и цветы.

Словарь (для учителя).

Обитель - монастырь.
Глад – голод.
Подаяние – милостыня нищему; подать бедному человеку.
Нищета – крайняя бедность.









13PAGE 15


13PAGE 14115




Рисунок 15Что надо знать по орксэ?Рисунок 12Добро и пороки сказочных героевРисунок 11Список добродетелей и Пороков15