Пояснительная записка и программа курса Литература Дона
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к программе элективного курса «Литература Дона».
Данная программа разработана на основе регионального компонента литературного образования с учетом федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе, что позволяет соотнести содержание данной программы с ведущими аспектами программы по литературе для образовательных учреждений под редакцией …
В соответствии с федеральным законодательством в Ростовской области установлены государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный компоненты, а также компонент образовательного учреждения.
Региональный компонент государственных образовательных стандартов наряду с федеральным компонентом является обязательным для реализации в областных государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Для иных образовательных учреждений региональный компонент государственных образовательных стандартов носит рекомендательный характер.
Региональный компонент государственных образовательных стандартов определяет дополнительные к установленному федеральному компоненту государственных образовательных стандартов требования к обязательному минимуму содержания образовательных программ, максимальному объему учебной нагрузки обучающихся и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений Ростовской области с учетом социально-экономических, географических, культурных и исторических особенностей.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:Главнейшая цель – подготовка каждого учащегося к жизни в обществе, к практической деятельности. Она может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире. Концепция государственного образования основана на сохранении культурной преемственности поколений. Культура выступает эффективным фактором создания и освоения механизмов совершенствования многогранного мира, инструментом самопознания, самоизменения человека как личности, созидающей мир.
Региональный компонент общего образования обеспечивает особые потребности и интересы нашего субъекта федерации и включает в себя часть содержания образования, в котором отражено национальное и региональное своеобразие культуры: язык, литература, история, география региона, экономика и др. Рассредоточенные культурные ценности, не скрепленные региональной идентичностью, воспринимаются и передаются с трудом. Любая неточность, небрежность в изучении региональной специфики культуры чреваты распадом культурного пространства. Поэтому одна из наиболее важных проблем образования, в том числе и регионального, является отбор содержания. В содержание регионального компонента литературы включаются только наиболее значимые образцы региональной культуры.
В региональный компонент литературного образования включены произведения для чтения и обсуждения, для чтения и изучения.
Для чтения и изучения предназначены произведения писателей Дона, признанные во всем мире, вошедшие в мировую классику.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в рамках регионального компонента являются:
высокая художественная ценность;
гуманистическая направленность;
тесная связь произведений с культурными традициями народов региона, с историей региона;
позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития социализации и возрастным особенностям;
тесная взаимосвязь с общероссийским литературным процессом;
нравственно-эстетическая значимость для времени создания и современности.
В соответствии с этими показателями в перечень вошли произведения разного порядка:
произведения писателей Дона, признанные не только в России, но и в мире, оказавшие значительное влияние на развитие мирового литературного процесса, вошедшие в мировую классику. Это произведения А.П. Чехова и Нобелевских лауреатов М.А. Шолохова и А.И.Солженицына. Произведения этих авторов вошли в Федеральный стандарт литературного образования. Региональный стандарт расширяет списочный состав произведений А.П. Чехова, А.И. Солженицына и включает всё творчество М.А. Шолохова;
Шолоховские произведения изучаются с 5 по 9 класс; распределение их по классам учитывает психолого-познавательные возможности школьников и особенности программ по литературе,выбранных учителем - произведения писателей Дона, писавших о Доне, либо писателей, творивших на Дону. Имена этих писателей включены в современные биобиблиографические словари литературы XIX и XX веков (соответственно под редакцией П.А. Николаева и под редакцией Н.Н. Скатова). Это -произведения Д.Л. Мордовцева, Ф.Д. Крюкова, П.Н. Краснова, В.Н. Семина, В.А. Закруткина, В.В. Овечкина, А.В. Калинина, занявшие видное место в русской литературе;
- произведения поэтов и прозаиков Дона, читаемые широким кругом жителей региона. Это произведения Б. Примерова, Б.Куликова, А. Рогачёва, В. Фоменко, Г.П. Аматуни, Б. Изюмского, П. Лебеденко, Г. Шолохова-Синявского, Д. Петрова-Бирюка.При отборе произведений регионального компонента, включенную в данную рабочую программу, определяющими явились такие критерии, как идейно-художественная значимость, сопоставимость с произведениями базового компонента курса литературы, соответствие возрастным особенностям и созвучие интересов. Это позволяет решить такие учебно-познавательные задачи:- освоение содержания литературы Дона и о Доне как феномене отечественной духовной культуры, порожденного географическим положением, особенностями исторического, экономического развития, этнокультурным своеобразием нашего региона;- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.КОМПЕТЕНЦИИ.
КОМПОНЕНТЫ.
РегиональныйЗнать: - литературу донских писателей с позиций духовно-нравственного воспитания, развития мировоззренческих позиций, нравственных и этических норм, формирование культуры чувств, с учетом культуры родного Донского края;- своеобразие выразительного и меткого языка донской культуры; народно-поэтическое наследие Дона.
Уметь: - читать осмысленно и выразительно поэтические и прозаические произведения писателей Дона и о Доне;- находить и самостоятельно читать об истории Донского края, о культурных традициях населения Дона – донских казаках;- составлять отзыв о прочитанных произведениях;- находить в словарях Донских говоров значения диалектных слов и выражений;- воспринимать и чувствовать настроение автора и понимать поэтическое слово как средство выражения чувств автора;- осмысливать общечеловеческие ценности.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.В программе курсивом выделен материал, который при изучении учебной дисциплины «Литература» контролю не подлежит.Предлагаемая программа составлена с учетом необходимости проведения занятий по развитию речи, а также итоговых занятий (сочинения, контрольные работы, семинары и т.д.). Форма проведения таких занятий и их тематика зависят от поставленных преподавателем целей и задач, а также от уровня подготовленности обучающихся. Эти виды работ тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений.
Обязательный минимум содержания образования по предмету.1. Донской фольклор.2. Русские поэты о Доне.3. Сказки донских писателей.4. Проза донских писателей.5. Литературное краеведение.
Введение разных видов занятий и заданий исследовательского характера активизирует позицию учащегося – читателя, развивает общие креативные способности.При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы учащихся:– работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов);– подготовка к семинарским занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и интернет-информация);– составление текстов для самоконтроля;– составление библиографических карточек по творчеству писателя;– подготовка рефератов;– работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения).Программа рассчитана на 1 час в неделю (35часов в неделю)
№ п/п Количество часов Тема урока Основные виды учебной деятельности Дата Введение(2 часа)
1 1 Ростовская область-мой родной край. Работа с книгой, чтение ; слушание, беседа по прочитанному; письменный ответ на вопрос «Зачем мы изучаем литературу Дона» 05.09 2 1 Легенды и мифы древнего Дона и Приазовья. Чтение и изучение текстов, пересказ, обсуждение; сопоставление; создание собственного определенного текста определенного жанра 12.09 Донской фольклор.(11 часов)
3 1 Художественные особенности донских сказок. Сказка«Танюшка и мачеха». Работа с текстами, отзыв о прочитанном.
Сопоставление
19.09 4 1 Донские казачьи сказки про животных.»Глупец и жеребец», «Казак и лиса». Выразительное чтение, художественный пересказ; письменный ответ на вопрос
3,стр.8 26.09 5 1 Сказки казаков - некрасовцев Работа с книгой, чтение 03.10 6 1 Донской фольклор: предания, легенды, былички Чтение и изучение текстов, работа с изобразительными средствами языка. 10.10 7 1 Сказки донских армян Работа с книгой, чтение; сопоставление, написание рассказа 17.10 8 1 Сказки донских калмыков Работа с книгой, чтение ;пересказ, слушание и анализ выступлений своих товарищей 24.10 9 1 Фольклор и литература. Сказка «Бисеринка» Работа с книгой, чтение, сопоставление; составление плана 31.10 10 1 Малые жанры казачьего фольклора. Пословицы и поговорки. Работа с книгой, чтение 14.11 11 1 Малые жанры казачьего фольклора. Загадки казаков. Работа с книгой, чтение 21.11 12 Казачий народный театр. Работа с книгой, ролевое чтение, инсценирование 28.11 13 1 Итоговый урок-викторина по теме «Донской фольклор» Систематизация 05.12 Сказки донских писателей.(5часов)
14 1 П.В.Лебеденко «Сказки Тихого Дона». «Доброе сердце дороже красоты». Работа с книгой, чтение; групповая работа: наблюдения над текстом, характеристика героев, сопоставление 12.12 15 1 «Сказка о чуде – чудище заморском, девице – красавице и серой волчице». Работа с книгой, чтение 19.12 16 1 «Игнатка»
«Петрусь – мальчонка русский» Работа с книгой, чтение, работа с иллюстрациями,
сочинение на тему "Петрусь - защитник родины". 26.12 17 1 «Сказка о песне легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном». Работа с книгой, чтение 16.01 18 1 Урок - игра по «Сказкам Тихого Дона». Групповая работа, творческие задания, решение познавательных задач 23.01 Русские поэты о Доне.( 6 часов)
19 1 Дон в стихах поэтов 19 века.
А.С.Пушкин «Дон»
М.Ю.Лермонтов «Казачья колыбельная» Работа с книгой, выразительное чтение,анализ лирического произведения 30.01 20 1 Родной край в поэзии Н.Ф.Щербины
«Таганрогская ночь»,
«Не в ведро тихое…» Работа с книгой, выразительное чтение .анализ лирического произведения 06.02 21 1 Донская земля в творчестве К.Д.Бальмонта
«Ковыль», «Скифы». Работа с книгой, выразительное чтение анализ лирического произведения, 13.02 22 1 Дон в творчестве поэтов 20 века. Работа с книгой, выразительное чтение анализ лирического произведения, 20.02 23 1 И.А.Крылов и донцы (по Д.И.Петров(Бирюк) Кутузов читает басню.) Работа с книгой, чтение, чтение по ролям 27.02 24 1 И.Н.Лесной. Стихи и басни. Работа с книгой, чтение, выразительное чтение, сопоставительный анализ 06.03 Проза донских писателей( 8 часов)
25 1 А.Ф.Корольченко «Атаманова борода» Отбор и сравнение материала, наблюдение, самостоятельная работа с текстом 13.03 26 1 А.П.Чехов «Белолобый» Работа с книгой, чтение, пересказ, анализ эпизода, 20.03 27 1 «Славный народ собаки»…по рассказу А.П.Чехов «Каштанка» Работа с книгой, чтение; групповая работа, работа с иллюстрациями 03.04 28 1 Славный народ собаки»…по рассказу А.П.Чехов «Каштанка» Работа с книгой, чтение; написание отзыва 10.04 29 1 М.А.Шолохов «Жеребенок» Работа с книгой, выразительное чтение 17.04 30 1 Люди и животные в повести А.А.Коркищенко «Старая лошадь Зина». Работа с книгой, чтение, пересказ 24.04 31 1 А.А.Коркищенко «Старая лошадь Зина». Сражение у ерика. Работа с книгой, чтение, сравнение героев с помощью опорных схем, пересказ 08.05 32 1 А.А.Коркищенко «Старая лошадь Зина».История дружбы. Работа с книгой, чтение; написание сочинения-миниатюры «Если бы я оказался на месте Федьки…» 15.05 Литературное краеведение (3 часа)
33 1 История написания пролога к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
В.П.Гнутов «Поэт в краю степей необозримых» Работа с книгой, чтение 22.05 34 1 В.А.Закруткин «Путь поэта»
А.В.Софронов «О самом главном» Работа с книгой, чтение 29.05 35 1 Итоговое повторение Обязательный минимум содержания региональных основных образовательных программ основного общего образования (5 – 9 классы)
Фольклор Дона
Малые жанры донского фольклора: загадки, пословицы, поговорки. Предания, легенды, байки, былины донского казачества. Предания и легенды казаков-некрасовцев (1 – 2 по выбору). «Шат и Дон», «Казак цветок съел», «Казачий круг», «По слову Игната», «Как голубь казака спас», «Почему у выхухоли хвост пахучий», «Мать нарушила завет Игната».
Мифы. Дон и Приазовье в античной мифологии.
Сказки
Казачьи народные сказки (1 – 2 по выбору).
Волшебные сказки: «Танюшка и мачеха», «Свадебный каравай».
Сказки о животных: «Бисеринка», «Казак и лиса», «Глупец и жеребец».
Сказки казаков-некрасовцев:
детские или «приманки» (о животных, о Бабе-Яге, о злой мачехе и сиротах),
волшебные,
старинки про Игната (главный герой сказки),
житьевые (бытовые),
страшные сказки,
смешные (анекдоты).
Сказки народов, проживающих на Дону
Русские, армянские, калмыцкие (1 – 2 по выбору).
Песни казаков Дона (по выбору 2 – 3 песни)
Исторические песни: Песни о С.Разине: «Ай, у нас было, братцы, на Дону…» и др. Песни о Ермаке: «Ай, на вольных степях было, на Саратовских», «Как на речке там было на Камышенке», «Собрались казаки-други, люди вольные». Песни о Е.Пугачёве: «Из-за леса, леса тёмного…», «Ты звезда ли моя, звёздочка». Песни об атамане И.Некрасове: «Помутился, возмутился наш славный тихий Дон», «На заре было, братцы, да на зорюшке». Песня о И.Краснощекове: «Приуныло, приумолкло войско донское».
Лирические казачьи песни: «Не сохами-то, славная землишка наша распахана…», «Ой да, разродимая ты моя сторонушка», «По серой земле туман стелется», «По-за лесом, лесом темненьким…».
Строевая казачья песня о народных героях-полководцах М.Платове и Я.Бакланове.
Обрядовые казачьи песни (по выбору).
Донская былина
О Добрыне Никитиче (Дончаке). Об Илье Муромце. Об Алёше Поповиче (по выбору).
Былины – песни о зверях и птицах: «А и где то ы слышно» (Индей – земля и Индрик – зверь), «Ой да, ввечеру, братцы» (Туры златорогии), «Ой да, на ровной да на площади» (Спор сокола с конем).
Древнерусская литература и Дон
«Азовское осадное сидение 1637 – 1641» (по летописным источникам) (фрагментарно), «Повесть о взятии Азова» (1 – 2 фрагмента).
Донская тематика в русской литературе XVIII века
Г.Р. Державин «Атаману и войску Донскому» (фрагментарно)
Донские страницы русской прозы XX века
Н.А. Дурова «Записки кавалерист-девицы» (фрагменты), Л.Н. Толстой «Метель».
Донские страницы в рассказах А.П. Чехова
«Наивный леший», «Письмо к ученому соседу», «Радость», «Случай с классиком», «Умный дворник», «Репетитор», «Экзамен на чин», «Свадьба», «Моя жизнь», «Казак», «Красавицы», «Дорогая собака», «Печенег», «В родном углу», «Учитель словесности».
(2 – 3 произведения по выбору)
Донские поэты в контексте общерусского литературного процесса
Н.Ф. Щербина «Поэт», «Письмо», «Женщине», «Деревня» и др., Ф.И. Анисимов «Всколыхнулся, взволновался…»
Донские страницы в творчестве русских поэтов-классиков XIX века
В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов», «Ты видел Дона берега», «Край ты мой, родимый край»; К.Ф. Рылеев «Дмитрий Донской» (обзор); Е.А. Баратынский «Ермак»; А.В. Кольцов «По-над Доном»; А.С. Пушкин «Дон», «Калмычке», «Казак», «Был и я среди донцов», М.Ю. Лермонтов «Колыбельная», «Два сокола», «О чём ты думаешь, казак?»; Н.Г. Огарёв «Дон»; А.Н. Майков «Емшан».
(1 – 2 стихотворения в каждом классе по выбору)
Донские прозаики конца XIX – начала XX веков.
Д.Л. Мордовцев «Амазонки на Дону», «Державный плотник» (по выбору); Ф.Д. Крюков «Казачка», «На тихом Дону», «Счастье» (по выбору); А.С. Срафимович «Сильные люди», «Фетисов курень», «Песни» (по выбору).
Литература XX века
Сказки донских писателей XX века
П.В. Лебеденко «Сказки Тихого Дона»; Ю.А. Дьяконов «Восемь волшебных желудей», П.Г. Аматуни «Королевство Восемью Восемь»; Н.А. Суханова «Сказка о Юппи».
(1 – 2 сказки по выбору)
Мир детства в литература Дона XX века
А.С. Серафимович «Маленький шахтёр», М.А. Шолохов «Федотка» (фрагмент из романа «Поднятая целина»), Г.Ф. Шолохов-Синявский «Казачья бурса» (обзор), Д.И. Петров-Бирюк «История моей юности» (фрагментарно), П.Яковлев «Первый ученик», И.Д. Василенко «Жизнь и приключения Заморыша» (обзор), Б.В. Изюмский «Алые погоны»
(2 – 3 произведения по выбору)
Прошлое донского казачества в литературе первой половины XX века
Ф.И. Анисимов «Гимн Всероссийского Войска Донского», А.С. Серафимович «Чибис», М.А. Шолохов «Донские рассказы» (например: «Жеребёнок», «Родинка», Алёшкино сердце»)
(1 – 2 рассказа по выбору)
Поэты казачьего зарубежья
Н.А. Келин «У Дона», «Сын степей и равнин», «Верба»; П.И. Туроверов «Мать», «Мне белая сирень сегодня снилась», П.С. Поляков «Казачке», «Господь послал мне в дар любовь»
(2 – 3 стихотворения по выбору)
Поэзия о Доне первой половины XX века
А. Рогачев «Любимый Ростов»; А.В. Софронов. Сб. стихов «Над Доном-рекой», «Мы с тобою из Ростова», «Посвящение Дону»; Н.К. Доризо «Дон»; Ю.В. Друнина «В степи», Е.А. Долматовский «Сенокос»; А.Г. Гарнакерьян «Весна идёт»; И. Фролов «У Дона-реки»
(2 – 3 стихотворения по выбору)
Великая Отечественная война в литературе о Доне
Проза
М.А. Шолохов «Судьба человека», «Наука ненависти»; В.А. Закруткин «Матерь человеческая»; А.В. Калинин «Суровое поле», «Цыган» (по выбору); А.С. Серафимович «На хуторе»; И.М. Бондаренко «Чет или нечет» (по выбору).
Поэзия
А.Т. Твардовский «Бойцу Южного фронта»; Н.К. Доризо «Сегодня вспоминаем снова», «Бинокль»; Н. Ушаков «Лето 1941 года»; В. Гусев «Казак уходил на войну»; А.В. Софронов «Бессмертник»; А.И. Недогонов «Пулемётчик», «Солдатам большого мужества», «22 июня 1941 г.», «Под Выборгом», «Я, гвардии сержант Петров».
(2 – 3 стихотворения по выбору)
Стихи поэтов Дона.
Сборник «С кровавых не пришедшие полей» (1 – 2 стихотворения по выбору)
Путешествия, приключения, фантастика в литературе Дона
П. Шестаков «Через лабиринт», «Мальчик на качелях»; И. Бондаренко «Астрид»; П.Г. Аматуни «Тайна Пито-Као», «Гаяна», «Парадокс Глебова»; Н.А. Суханова «В пещерах Мурозавра».
(1 – 2 произведения по выбору)
Литература второй половины XX века
Поэзия
Д. Долинский «Моя любовь – родная Дон-река»; В. Калмыков «Хороши на Дону вечера»; Н. Скребов «Горжусь тобою, Дон».
(1 – 2 стихотворения по выбору)
Проза
М.А. Никулин «Погожая осень»; П.В. Лебеденко «Льды уходят в океан» (фрагменты); В.А. Закруткин «Подсолнух»; А.И. Солженицын «Крохотки»; А.В. Калинин «Гремите, колокола»; А.А. Кондаков «Последний козырь».
(1 произведение по выбору)
Донские критики, писатели о А.С. Пушкине, Л.Н. Толстом, А.П. Чехове, М.А. Шолохове
В.Л. Моложавенко «Донские были»; В.П. Гнутов «Поэт в краю степей необозримых» (об А.С. Пушкине); И. Балашова «Пушкин в Ростове»; Л.П. Громов «Этюды о Чехове»; А.А. Айрумян «Лев Толстой: Донские страницы»; В.Д. Седегов «Родной край в произведениях Чехова»; И.М. Бондаренво «Следы его жизни» (о Чехове); Г.Сивоволов «Михаил Шолохов: страницы биографии».
(1 – 2 статьи фрагментарно по выбору)