Конспект урока по истории России на тему: Новая экономическая политика (9 класс)
План – конспект урока в 9 классе по истории.
Тема: «Новая экономическая политика»
Цели урока:
Образовательная:представление о причинах введения и сущности новой экономической политики; раскрыть понятие «новая экономическая политика
Развивающая: умение выделять главное и устанавливать причинно следственные связи.
Воспитательная: прививать интерес к новой теме, воспитывать чувство верности к своим убеждениям.
Основные термины и понятия:НЭП, продналог, концессия, рентабельность, нэпман. аренда, концессия, денационализация, хозрасчет
Ход урока:
I. Организационный момент.(Приветствие учеников, проверка присутствующих.)
II. Изучение нового материала.
План :1.Причины перехода к НЭПу2.Цели НЭПа3. Основные мероприятия НЭПа4.Итоги и значение НЭПаМы изучили тему Гражданская война и военный коммунизм. Состояние, в котором оказалась страна к концу ГВ, это страшные, трагические события. В результате, которых сложился общенациональный кризис в стране. И нам известны итоги «военного коммунизма»: не работали предприятия, безработица, голод, недовольство политикой большевиков.И тогда для большевиков встал вопрос: как же выйти из этой ситуации, чтобы удержаться у власти?
С этой целью была разработана программа, вошедшая в историю под именем НЭПа. И сегодняшняя наша цель - выяснить, как большевики пытались выйти из этого кризиса с помощью новой экономической политики. Итак, тема урока НЭП.
Причины перехода к НЭПу:1.Недовольство крестьян продразверсткой, о чем свидетельствуют вооруженные выступления крестьян против новой власти; 2.Недовольство матросов, солдат, рабочих чрезвычайщиной, сложившейся в период гражданской войны; 3.Хозяйственный и политический кризис системы «военного коммунизма» требовал коренного изменения экономической политики Советского государства.
Цели НЭПА: 1.снять социальную напряженность, 2.укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян
Работая с текстом учебника и документами, учащиеся самостоятельно заполняют сравнительную таблицу «НЭП» и «Военный коммунизм». 1.меры в области сельского хозяйства; 2.меры в области промышленного производства; 3.меры в области товарно - денежных отношений; 4.меры в области трудовых отношений; 5. Основная экономическая задача; (заполняем в конце урока), 6.Основная политическая задача; (заполняем в конце урока)
Вопросы для сравнения «Военный коммунизм» НЭП
1.Меры в области
с/х. Введение продразверстки, т.е. изъятие у крестьян всех излишков хлеба сверх установленных норм. Продналог
2.Меры в области промышленного производства Национализация промышленности, ликвидация частной собственности. Денационализация промышленности, мелкая частная собственность, аренда.
3. Меры в области товарно-денежных отношений. Уравниловка в оплате труда, натурализация заработной платы. Отмена свободной торговли, продукты распределялись государством. Свобода торговли, тарифная оплата труда, денежная реформа.
4.Меры в области трудовых отношений. Трудовая мобилизация, создание трудовых армий. Свободный наем рабочей силы
5. Основная экономическая задача. Подчинение экономики потребностям войны. Максимальная мобилизация всех ресурсов. Предотвращение падения народного хозяйства и дальнейшего восстановления народного хозяйства
6. Основная политическая задача. Свертывание демократии и установление партийной диктатуры. Концентрация сил для победы над противником. Укрепление союза рабочих и крестьян, сохранение и укрепление власти большевиков
Характерные черты НЭПаНЭП «Военный коммунизм»
1.Рыночные отношения. 1.Бестоварное производство.
2. Многообразие собственности. 2. Государственная собственность.
3. Экономическая свобода. 3. Принуждение к труду.
4. Рыночная экономика. 4. Командно – административная система.
4.Итоги Нэпа ( по тексту учебника)
К1923 году восстановлены дореволюционные посевные площади;
К1925 году валовой сбор зерна превысил на 20% уровень 1913 года;
К 1927 году в животноводстве достигнут уровень 1913 года.
На селе: 60% - середняков; 26% - бедняков; 10% - батраков; 4% - кулаков.
К 1928 году промышленность достигла уровня 1913 года.
В то же время:
1) не хватало промышленных товаров;2) рост цен;3) безработица;4) перенаселение городов;5) изменение соцструктуры;6) бюрократизация;7) отсутствие иностранных инвестиций.
После военно-коммунистических экспериментов Россия вернулась на путь рыночной экономики. Народное хозяйство страны стало быстро восстанавливаться.
Такая экономика была так же не застрахована от кризисов.
В 1927 г. из-за нехватки промышленных товаров для обмена на зерно, низких государственных цен, сократилась продажа зерна и других продуктов питания государству. Резко подскочили цены на продукты, с прилавков исчезли масло, сыр, молоко, начались перебои с хлебом. Для ликвидации кризиса были предприняты чрезвычайные меры. В деревню для выколачивания хлеба направили 30 тыс. членов партии. Эти меры не принесли желаемых результатов. В 1929 г были введены карточки на хлеб. К концу года карточная система распространилась на все промышленные товары. Стало ясно, что требуется немедленная корректировка экономической политики.
III. Закрепление изученного материала
Вопросы:
Каковы были причины введения новой экономической политики?
Какова сущность нэпа?
Каковы были экономические итоги нэпа?
Какие изменения произошли в социальной структуре общества в годы нэпа?
IV. Выставление оценок, домашнее задание.
Д/З: п. 20, вопросы.