ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ И ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ К ЧТЕНИЮ.


ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ И ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ К ЧТЕНИЮ.
В.В. Стрижова
Учитель начальных классов ГУ «Новосёловская средняя школа»
отдел образования акимата Карасуского района
специалист среднего уровня квалификации
без категории
Привить ребенку вкус
к чтению – лучший подарок,
который мы можем ему сделать.Сесиль Лупан.
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения.
Трудно поверить, что были времена, когда познавательный интерес пытались изгнать из школы как несерьезное, развлекательное начало учебного процесса. Его подменяли такими понятиями как долг, обязанность, прилежание. Конечно, это очень важные стимулы обучения, но ведь заинтересованность предметом не противоречит им, а, наоборот, помогает привести ученика к успеху.
Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят на уроках? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески?
Становление навыка чтения, обучения восприятию и пониманию текста, а также формирование квалифицированного чтения – одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения и ее успешное решение во многом зависит от первых шагов ребенка, обучающегося читать. Я задалась вопросом, как же научить ребенка правильно и осознанно читать, и как определить уровень понимания, прочитанного учащимися, формировать навыки работы с разными видами текста? Ведь ребёнок, благодаря чтению, получает разнообразные знания знакомится и изучает литературу, узнает много нового и интересного.
Я, как учитель начальных классов, поставила перед собой цель: изучить наиболее эффективные методы и приёмы обучения детей чтению. И поэтому, тему для самообразования я выбрала «Пути повышения положительной мотивации и интереса к чтению». Ведь чтение является одной из основных дисциплин начального образования, которое в будущем определяет качество обучения учащегося.
Чтоб достичь запланированных результатов необходимо на каждом уроке тренировать навык чтения. И чтобы для моих деток это не было слишком сложным и утомительным, я свой урок начинаю с психологического настроя и тщательно подбираю весёлые стихотворения в начале урока, комплименты, пожелания успехов. С помощью создания «коллаборативной среды» я настраиваю учеников на весёлый и эффективный урок, который проводится для создания благоприятной рабочей обстановки в классе, чтобы дети поняли, что им рады, их ждали. Приветливые, доброжелательные слова учителя, спокойная, уверенная манера являются условием выполнения задач данного этапа. Приходя на урок, учитель, посмотрев на лица ребят, должен понять, с чего нужно начинать работу, какие слова сказать, чтобы настроить детей на рабочий лад.
А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам. При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:
чтение с остановками и Вопросы Блума;
опорный конспект;
ассоциативный ряд;
лингвистические карты
мозговая атака;
ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ;
нетрадиционные формы домашнего задания.
групповая дискуссия;
кластеры;
синквейн;
лингвистическая аллюзия (намек);
«Продвинутая лекция» ;
эссе;
ключевые термины;
работа с тестами;
перепутанные логические цепочки;
медиапроекты;
дидактическая игра;
исследование текста;
Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в технологии развития критического мышления.
Преподавание с помощью приемов развития критического мышления, например, таких как «Ромашка Блума». Очень интересный приём, который я люблю использовать на уроках литературного чтения. «Куббизм» чаще всего использую для актуализации опорных знаний, приём «Шесть шляп», способствуют более прочному усвоению знаний, и развивает интерес учащихся. Уроки, проведенные с помощью приемов критического мышления эффективны, способствуют более прочному усвоению знаний. Применение приемов КМ позволяет выявить степень понимания обучающимися изучаемого материала. На таких уроках обучающиеся не только добывают знания, но и развивают умение аргументировано отстаивать свое мнение, видеть учебную задачу в комплексе, постоянно корректировать свои действия в процессе поиска решения. Ребята учатся планировать свою работу при решении поставленной задачи, выбирать наиболее рациональные способы, самостоятельно добывать информацию, анализировать и оценивать ее. С помощью этого модуля критическое мышление учащиеся учатся слушать друг друга, уважать чужое мнение, оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей. Изучая новую тему учащиеся знакомятся с информацией, анализируют для того, чтобы сделать вывод. Учащиеся смогут обменяться информацией, высказывать собственное мнение, аргументировать свои ответы и понимать, что их мнение важно и нужно.
Также не менее важным является использование на уроках «Чёрного ящика», применение разных игр, вопросов по «ромашке Блума». Готовясь к урокам планирую их так, чтобы обучаемые, работая в группах, в парах, занимались самообучением и взаимообучением. И, как следствие, взаимооценкой своей деятельности. При этом я должна выступать в роли координатора и наблюдателя за процессом самообучения). Обучение будет успешным, если обсуждаемые идеи ещё не являются частью настоящего понимания ученика, но входят в его зону ближайшего развития. Диалоговое обучение я предусматриваю на всех своих уроках. Это прослеживается на первом этапе уроков для определения новой темы, при исследовательской беседе, в подведении итога урока, для этого буду задавать вопросы высокого и низкого порядка. Этот вид работы не только даст возможность ребятам найти ответ, но и заставит их думать, приводить аргументы в защиту своего мнения, защищать его. Кроме того учащиеся будут развивать мышление, речь, умение слушать собеседника и давать оценку.
Виды работы с текстом на уроке чтения
Чтение всего текста (по заданию учителя)
Чтение, деление на части. Составление плана.
Чтение по готовому плану.
Чтение, после чтения пересказывание.
Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.
Чтение цепочкой по предложению.
Чтение цепочкой по абзацу.
Чтение вполголоса.
Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
Чтение, ответы на вопросы.
Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.
Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание).
Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).
Чтение, подборка звукового оформления «фильма».
Беседа с сопровождением выборочного текста.
Нахождение в тексте 3 (5, 7…) выводов.
Высказывание своих непосредственных суждений о прочитанном после чтения учителем или учеником.
Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
Чтение названия рассказа. (Как ещё можно назвать?)
Чтение по ролям.
Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики.
«Живая картинка» (один ученик читает, другой – мимикой лица реагирует на услышанное).
Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.Нахождение и чтение образных слов и описаний.
Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, медленно, быстро.
Чтение стихотворения, расстановка пауз.
Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.
Выразительное чтение отрывка (стихотворения) по собственному выбору.
Нахождение в тексте слов на заданное правило.
Нахождение в рассказе самого длинного слова.
Чтение, пометка непонятных слов.
Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
Нахождение и чтение слов, близких по значению данным.
Чтение слов, к которым даны сноски.
Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
Приведу пример одного из своих уроков. Урок литературного чтения по теме: «Валентин Петрович Катаев «Цветик-семицветик». При подготовке к уроку использовала загадки – шутки. Для мотивации учащихся в деятельности смайлики определяющие настроение детей. Для дальнейшей работы с целью создания коллаборативной среды использовала загадки шутки. Посредством бегущей строки набор букв дети расшифровали пословицу, которая стала эпиграфом урока, с целью актуализации знаний и определение темы и цели урока детям была предложена выставка книг Валентина Петровича Катаева. А также, была предложена работа в группах. Ребята готовили толстые и тонкие вопросы для другой группы, задавали и отвечали, проверяли друг друга. На этапе осмысления проводилась словарная работа по группам. А также работа с текстом чтение по ролям, чтение с остановками, пантомима. В ходе урока была использована физминутка с музыкальным сопровождением. В течение урока было использовано формативное оценивание, которое позволяет поднять детям настроение и желание работать.
Обобщая все вышеуказанное, можно сказать, что «Технология развития критического мышления» и ее основные стратегии обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией,  методами организации учения самообразования.