Обобщение по теме «Главные члены предложения», «Типы односоставных предложений ».


Дата: _______
Предмет: русский язык
Класс: 8«А»
Тема: Обобщение по теме «Главные члены предложения», «Типы односоставных предложений ».
Цели урока: Обобщить знания о способах выражения подлежащего, о типах сказуемого и его способах выражения; закрепить умение применять при письме правила постановки тире между подлежащим и сказуемым; о типах односоставных предложений, воспитывать чувство восхищения природой.
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой.
- Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания по теме «Главные члены предложения», «Односоставные предложения». На уроке прозвучат стихи русских поэтов.
Эпиграфом нашего является слова К.Паустковского: «С русским языком можно творить чудеса!» Будьте внимательны, чтобы в конце урока смогли сделать вывод: «Почему с русским языком можно творить чудеса, связав с темой урока и прозвучавшими стихотворениями»
II. Постановка цели учащимися.
III. Актуализация знаний, умений и навыков.
Задание 1 Повторение теоретического материала
Составить диаграмму Вена (в малой группе)
Подлежащее
Сказуемое

Заполнить таблицу «Слепая схема» (в паре)
Типы односоставных предложений
Назывное Определенно-личное ? Безличное Обобщенно-личное
? сказуемое сказуемое ? ?
Имя существительное ? Глагол в форме 3 лица Глагол в форме 1,2,3 лица
Задание 2
Выпишите из каждого предложения только подлежащее, укажите, какой частью речи оно выражено (индивидуально)
1) Колокольчик однозвучно утомительно гремит.
2) Встает заря во мгле холодной.
3) Она заботилась нежно о своих родителях.
4) И никто с начала мира не видал такого пира.
5) Уважать старших – долг каждого человека.
6) Слезливый слезами обольется, смешливый со смеху надорвётся.
7) Двести двадцать делится на двадцать без остатка.
8) Вышедший протянул мне письмо.
Сделайте вывод, какими частями речи могут выражаться подлежащее.
Задание №3
Исправьте ошибки в именной части составного сказуемого (устно)
1) Воздух становится чистый, морозный.
2) Погода стояла очень хорошей.
3) Две ели кажутся несчастны среди такой компании берёз.
4) Наш сосед по купе оказался военный.
Сделайте вывод, по способу выражения основной части составное сказуемое делятся на именное (основная часть -имя) и глагольное (основная часть - инфинитив)
Задание №4
Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Объясните их постановку
(в паре, Наталья индивидуально)
1) Рябина красавица наших северных лесов.
2) Дважды два четыре.
3) Мороженое вот моё любимое лакомства.
4) Курить здоровью вредить.
5) Я девушка с характером.
6) С другом и горе не беда.
Сделайте вывод, когда между подлежащим и сказуемым ставится тире, когда нет.
Задание №6
Вслушайтесь в стихотворения поэтов и определите тип односоставного предложения. (устно)
1.Шорохами опояшусь,
Шелестами опушусь (М.Цветаева)
2. Синий, синий мой цветок,
неприхоженный песок (Есенин)
3.И плакать грешно и грешно томиться
В милом родном дому. (А.Ахматова)
4. Но здесь с победою поздравили
Татьяну милую мою. (А.С.Пушкин)
5. Никогда не забывай,
что главное в твоей жизни – это твои мысли. (Толстой Л.Н.)
Сделайте вывод, как определить тип односоставного предложения.
Задание №7
Работа по карточкам (индивидуально)
1 уровень
Запишите пословицы, вставляя буквы и раскрывая скобки. Подчеркните основу предложения, определите тип односоставного предложения.
1.Без пословиц… (не) прож..веш… 2. На деньги ума (не)куп..шь. 3.Всех речей (не)переслуша..шь. 4.Готовь сани летом, телегу зимой. 5.По одежк.. встречают, по уму пров..жают. 6. Хлеб, соль кушай, а правду слушай.
2 уровень
Продолжите пословицы. Подчеркните основу предложения, определите тип односоставного предложения.
Пословицы
Соловья баснями … Семеро одного….
Что написано пером… Не говори «гоп» …
По одежке встречают… Поспешишь –людей…
Слово воробей… Готовь сани …
3 уровень
Вспомните пословицы, в состав которых входят односоставные предложения. Запишите их, подчеркните основу предложения и определите тип односоставного предложения.
IV. Рефлексия
Прием «Внешний и внутренний круг»
V. Домашнее задание (по выбору)
Дома попробуйте побывать в роли писателей и поэтов
1.Написать небольшое сочинение на тему, подсказанную М.М.Пришвиным (уместно использовать односоставные предложения).
Это мое счастье – радоваться солнцу так сильно
А что же есть счастье вообще?
2.Написать миниатюру «Мое восприятие стихотворения М.Лермонтова «На севере диком…»
Дополнительное заданиеИз каждого ряда слов составьте предложение так, чтобы между подлежащим и сказуемым было тире. Подчеркните грамматическую основу.
А) не думая, не целясь, говорить, стрелять;
б) это, родной, изучение, дело, речи, великое;
в) в юности, это, в старости, знание, мудрость;
г) для меня, в жизни, чувствовать, самая, радость, себя, большая, нужным.Оценочный лист
ИФ _____________________________________ класс______
Вид деятельности Баллы учащихся
(1-5) Баллы учителя
(1-5)
1 задание (работа в паре, в малой группе составление диаграммы Вена, заполнение таблицы «Слепая схема») 2 задание (индивидуально выписать подлежащее, указать какой частью речи выражено) 3 задание (устно исправить ошибки в именной части) 4 задание (знаки препинания между подлежащим и сказуемым) 5 задание (устно определить тип односоставного предложения) 6 задание (индивидуально работа по карточкам) Критерии оценивания
Оценка «5» (25-30)
Оценка «4» (20-24)
Оценка «3» (15-19)
Оценка «2» (менее 9)
Оценочный лист
ИФ _____________________________________ класс______
Вид деятельности Баллы учащихся
(1-5) Баллы учителя
(1-5)
1 задание (работа в паре, в малой группе составление диаграммы Вена, заполнение таблицы «Слепая схема») 2 задание (индивидуально выписать подлежащее, указать какой частью речи выражено) 3 задание (устно исправить ошибки в именной части) 4 задание (знаки препинания между подлежащим и сказуемым) 5 задание (устно определить тип односоставного предложения) 6 задание (индивидуально работа по карточкам) Критерии оценивания
Оценка «5» (25-30)
Оценка «4» (20-24)
Оценка «3» (15-19)
Оценка «2» (менее 9)
Заполнить таблицу «Слепая схема» (в паре)
Типы односоставных предложений
Назывное Определенно-личное ? Безличное Обобщенно-личное
? сказуемое сказуемое ? ?
Имя существительное ? Глагол в форме 3 лица Глагол в форме 1,2,3 лица
Задание №7
Работа по карточкам (индивидуально)
1 уровень
Запишите пословицы, вставляя буквы и раскрывая скобки. Подчеркните основу предложения, определите тип односоставного предложения.
1.Без пословиц… (не) прож..веш… 2. На деньги ума (не)куп..шь. 3.Всех речей (не)переслуша..шь. 4.Готовь сани летом, телегу зимой. 5.По одежк.. встречают, по уму пров..жают. 6. Хлеб, соль кушай, а правду слушай.
2 уровень
Продолжите пословицы. Подчеркните основу предложения, определите тип односоставного предложения.
Пословицы
Соловья баснями … Семеро одного….
Что написано пером… Не говори «гоп» …
По одежке встречают… Поспешишь –людей…
Слово воробей… Готовь сани …
3 уровень
Вспомните пословицы, в состав которых входят односоставные предложения. Запишите их, подчеркните основу предложения и определите тип односоставного предложения.
Задание №7
Работа по карточкам (индивидуально)
1 уровень
Запишите пословицы, вставляя буквы и раскрывая скобки. Подчеркните основу предложения, определите тип односоставного предложения.
1.Без пословиц… (не) прож..веш… 2. На деньги ума (не)куп..шь. 3.Всех речей (не)переслуша..шь. 4.Готовь сани летом, телегу зимой. 5.По одежк.. встречают, по уму пров..жают. 6. Хлеб, соль кушай, а правду слушай.
2 уровень
Продолжите пословицы. Подчеркните основу предложения, определите тип односоставного предложения.
Пословицы
Соловья баснями … Семеро одного….
Что написано пером… Не говори «гоп» …
По одежке встречают… Поспешишь –людей…
Слово воробей… Готовь сани …
3 уровень
Вспомните пословицы, в состав которых входят односоставные предложения. Запишите их, подчеркните основу предложения и определите тип односоставного предложения.