Задания по философии Возрождения и Нового времени


Философия Возрождения и Нового Времени
I. Практическое занятие "Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени "
Форма: тестовое задание
Инструкция
Уважаемый студент, вам предстоит письменно ответить на вопросы тестового задания. Необходимо внимательно прочитать вопрос и выбрать один из предложенных вариантов ответа. Помните, что время выполнения задания ограничено и регламентируется преподавателем.
1. Основная мировоззренческая установка эпохи Возрождения …а) атеизм;б) деизм;в) пантеизм;г) теизм.
2. Впишите пропущенное слово в выражение:«Освобождение мировоззрения и практической деятельности людей отвлияния религии и церковных институтов называется __________».
3. Установите соответствие:
Автор Произведение
а) Т. Мор 1) «Похвала глупости»
б) Ш. Монтень 2) «Божественная комедия»
в) А. Данте 3) «Утопия»
г) Э. Роттердамский4) «Опыты»
4. Ярчайший представитель возрожденческой науки Леонардо да Винчи считал, что основным союзником науки является опыт. Определите его гносеологическую установку. Это …а) рационализм;б) эмпиризм;в) мистицизм;г) сенсуализм.
5. Не является представителем эпохи Возрождения…а) Фичино;б) Дамиани;в) Петрарка;г) Пико делла Мирандола.
7. Установите соответствие:
Мировоззренческая позиция Автор
а) Деизм 1) Кузанский
б) Пантеизм 2) Галилей
в) Теоцентризм3) Августин
8. Социальную теорию Т. Мора можно оценить как …а) реалистическую;б) утопическую;в) христианско-гуманистическую.
9. Истинным мерилом нравственности Д. Бруно утверждал …а) религию и веру;б) человеческое «Я»;в) принцип «Не вреди»;г) деятельность человека и его земные цели.
10. Основной тенденцией в мышлении, идеологии и культуре Ренессанса являлся…а) переход от теоцентрического понимания мира к антропоцентрическому;б) борьба против антропоцентризма;в) стремление к мирному сосуществованию со средневековым теократизмом.
11. Философы Нового времени, по преимуществу, размышляли над проблемами...а) онтологии;б) гносеологии;в) аксиологии;г) антропологии.
12. Учение об «идолах» (призраках), которые «осаждают умы людей», создал …а) Локк;б) Бэкон;в) Спиноза;г) Лейбниц.
13.Проблема научного метода является главной в философии …а) Древней Греции;б) Средневековья;в) Нового времени;г) Возрождения.
14. Субстанцией в философии Г. Лейбница выступает ….а) материя;б) монада;в) ощущение;г) тело.
15. «Свобода есть познанная необходимость" -  позиция, принадлежащая…а) Спинозе;б) Августину;в) Лейбницу;
г) Беркли.
16. У истоков философско-политического учения об «общественном договоре» стоял: а) Локк;б) Гоббс;в) Декарт;г) Спиноза.
17. Установите соответствие:
Автор Произведение
а) Декарт 1) «Опыт о человеческом разуме»
б) Локк 2) «Новая Атлантида»
в) Бэкон 3) «Правило для руководства ума»
г) Спиноза 4) «Этика»
18. Высказывание: «Существовать – значит быть воспринимаемым» выражает суть.. а) материализма;б) объективного идеализма;в) субъективного идеализма;г) мистицизма.
19. Д. Локку принадлежит афоризм:а) «Человек человеку - Бог»;б) «Человек человеку - волк»;в) «Человек человеку - друг»;г) «Человек человеку - брат».
II. Практическое занятие "Основные понятия немецкой классической философии "
Форма: работа со словарем
Понятия:
Трансцендентный, имманентный, трансцендентальный, феноменальный, ноуменальный, априорный, апостериорный, практический разум, категорический императив, рассудок и разум, «вещь-в-себе», явление, антиномии, телеологизм, абсолютный дух, отчуждение, тезис, антитезис, синтез, становление, развитие, наукоучение, интеллектуальная интуиция, «философия тождества», антропологический принцип, эвдемонизм.
Задание:
дайте определение указанным понятиям;
выясните их происхождение;
выделите в них основную, смыслообразующую часть;
установите взаимосвязи между понятиями.
Литература:
Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с (с хрестоматией).
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М.: Рольф, 2001. - 416 с
Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ- Пресс. 2010. – 496 с.
Самостоятельная работа по теме: Философия Возрождения и Нового времени
I. Составить сравнительную таблицу основных философских систем XVIII-XIX вв.
Задание: заполните таблицу, выбрав из перечня три философские системы
Философская система Представители Основные филос. идеи Ключевые категории Вклад в развитие мировой философии
Философия просвещения Объективный идеализм Субъективный идеализм Философия жизни Иррационализм Марксизм Позитивизм Эволюционизм Прагматизм II. Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений
Задание: заполните таблицу
Критерий отличия Рационализм Эмпиризм
Представители Главный источник достоверного знания Ориентация на тип наук Дедукция или индукция? III. Творческое задание: «Почему позитивизм как философия науки появился в XIX в?»
Написать философское эссе по теме. Рекомендованный объем - 1 страница. Требования к написанию см. Приложение 3.
Литература:
Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 337 с.
Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с (с хрестоматией).
Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. – 286 с.