Открытый урок по дисциплине История изобразительного искусства на тему Особенности эпохи средневековья, произведения искусства, его стилевые особенности


Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия
среднего профессионального образования
«Хакасский колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса»

План урока теоретического обучения
ОП. 02 История изобразительного искусства
по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство

Разработчик:
И.Г.Муравьева - преподаватель,
высшая категория
2015
ПЛАН УРОКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Тема программы: Средневековое искусство
Тема: Особенности эпохи средневековья, произведения искусства, его стилевые особенности
Тип урока: обобщения и систематизации знаний
Цели урока:
1. К концу урока студенты будут
уметь знать
У1 анализировать особенности эпохи Средневековья, произведения искусства, его стилевые особенности З1 характерные стилевые особенности
произведений искусства эпохи Средневековья
2. Воспитывать у обучающихся толерантное отношение к одногруппникам и принятие мнения других
3. Развивать творческое воображение
Способствовать овладению компетенциями
ОК*1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК*4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК*6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами.
ПК*2.2. Разрабатывать образное содержание прически с учетом индивидуальных особенностей потребителя (особенностей пропорций).

Требования к качеству обученности: К α 2 ≥ 0,75
Методическая цель: отработка методов активного обучения
Межпредметные связи:
ОП.03 Рисунок и живопись (ФГОС СПО, проект Профессиональный стандарт),
МДК.02.02. Моделирование и художественное оформление причесок,
МДК.03.03. Актуальные тенденции и современные технологии парикмахерского искусства, МДК.04.01. Стилистика, моделирование и художественное оформление прически,
ОП.05 Специальный рисунок (Профессиональный стандарт)
Дидактическое оснащение урока: мультимедиа, карточки-задания, эталон ответов
Оборудование, материалы и инструменты: мультимедийный проектор, компьютер
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
№ Структурные элементы урока Время УПД Методические особенности и краткие указания по проведению этапа урока Примечания
1 Орг. момент
Сообщение, темы, цели и хода урока 2 α1 Показать визуальный ряд Архитектуры Средневековья
Подвести студентов к теме и целям урока урокаМотивация
План работы урока Просмотр слайдов
Тема и цель урока
Показать на экране
План урока
2 Актуализация опорных знаний 3 α2 Студенты выполняют тестовое задание, осуществляют самопроверку по эталону и заполняют оценочную ведомость Тестовое задание, эталон ответов. Самопроверка (Прил.1)
Оценочная ведомость (Прил.2)
3 Закрепление и обобщение изученного материала 3.1 Задание 1
Анализ изученного материала 20 α2 Студенты работают с текстом ИЛ 1, заполняют Таблицу 1
осуществляют самопроверку по эталону и заполняют оценочную ведомость Студенты работают в парах
читают ИЛ 1, Табл.1 (Прил.3)
Оценочная ведомость
3.2 Задание 2
Обобщение и систематизация изученного материала 20 α2 Студенты работают с текстом ИЛ 2
Просмотр слайдов Скульптура и Живопись Средневековья, заполняют Таблицу 2, делая обобщение и систематизацию, осуществляют самопроверку и заполняют оценочную ведомость Просмотр слайдов
Работают в группах
Студенты работают в парах
читают ИЛ 2,Прил 2, Табл.2 (Прил.4)
Оценочная ведомость
3.3 Задание3
Обобщение и систематизация изученного материала 15 α2 Просмотр слайдов Декор.-прикл. искусство Средневековья
Демонстрируются слайды
Студенты заполняют Таблицу 2, делая обобщение и систематизацию, осуществляют самопроверку и заполняют оценочную ведомость Просмотр слайдов
Работают в группах (4-5 чел)
Табл.2 (Прил.4)
Оценочная ведомость
4 Закрепление материала
Проверочная работа
10 α2 Студенты индивидуально выполняют работу
Тест на соотнесение слов с определением
Обсудить правильный ответ, сверить с эталоном, итоги занести в оценочную ведомость Тест на соотнесение (Прил.5)
Эталон ответа на экране
Оценочная ведомость
5 Рефлексия
15 α2 Просмотр слайдов Мода Средневековья
Студенты выполняю цветом костюмы Средневековья
(оценивают свою деятельность на уроке) Просмотр слайдов
Студенты рисуют картинки(Прил.6)
Оценочная ведомость
6 Подведение итогов.
Домашнее задание 4 α1 Подвести совместно со студентами итоги работы по достижению цели урока. Выставить оценку за урок
ДЗ: нарисовать орнаменты романского периода и готики Оценочная ведомость - подсчёт баллов
ТЕМА: Особенности эпохи средневековья, произведения искусства, его стилевые особенности
Время урока (Т) -90 мин.
Количество студентов (М) – 20 чел

п/пЭтапы урока
(структурный элемент) время t УПД
на
этапеРаспределение учащихся в моносистемах0 1 2 3 4 5 6 7 8 m mj1 Орг. момент
Сообщение темы и цели урока
Мотивация 0 20 20 0
2 α1 20 20 0
2 Актуализация опорных знаний 3 α2 20 20 20
3 Закрепление и обобщение изученного материала 3.1 Задание 1
Анализ изученного материала 20 α2 20 20 20
3.2 Задание2Обобщение и систематизация изученного материала 20 α2 20 20 20
3.3 Задание 3
Обобщение и систематизация изученного материала 15 α2 20 20 20
4 Закрепление изученного материала Проверочная работа 10 α2 20 20 20
5 Рефлексия 15 α2 20 20 20
6 Подведение итогов урока
Выдача домашнего задания 5 α1 10 10 20 10
К эф = Σ (t ×mj) ≥ 0,75 Т×М К эф = 20×3+20×20+20×20+15×20+10×20+15×20 = 1660 = 0,92
90×20 1800 Приложение 1
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
специальность 43.02.02 Парикмахерское искусство
по дисциплине «ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
I вариант

задания Тестовое задание
1 УКАЖИТЕ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА:
Искусство - это
1) «делание» вещей 3) творческое отражение действительности в художественных образах
2) одухотворение вещей 4) направление моды
2 УКАЖИТЕ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА:
Основными чертами готического стиля в средневековой архитектуре являются
1) строгость и простота 3) остроконечные формы, легкость и динамика
2) декоративность и роскошество 4) суровость и аскетизм
3 УКАЖИТЕ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА:
Вид изобразительного искусства, основанный на принципе объемного физически 3-х мерного изображения – это
1) архитектура 3) живопись
2) скульптура 4) графика
4 УКАЖИТЕ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА:
Искусство проектировать и строить разнообразные здания, сооружения и их комплексы называют
1) скульптурой 3) дизайном
2) архитектурой 4) декоративно-прикладным искусством
5 УКАЖИТЕ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА:
Живопись по сырой штукатурке называют
1) фреской 3) финифтью
2) эмалью 4) форэскизом6 УКАЖИТЕ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА:
Вид изобразительного искусства, произведения которого художественно формируют окружающую материальную среду человека, вносят в нее эстетическое, идейно-образное начало – это
1) архитектура 3) декоративное искусство
2) скульптура 4) фотография
7 УКАЖИТЕ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА:
Ковер – картина, вытканная вручную из шерсти или шелка –
1) икона 3) гобелен
2) витраж 4) фреска
8 УКАЖИТЕ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА:
Основными чертами романского стиля в средневековой архитектуре являются
1) строгость и простота 3) остроконечные формы, легкость и динамика
2) декоративность и роскошь 4) суровость и аскетизм
9 УКАЖИТЕ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА:
Произведение декоративно-прикладного искусства орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение
1) фреска 3) икона
2) витраж 4) миниатюра
10 УКАЖИТЕ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА:
Скульптура, как вид изобразительного искусства возникла в период
1) средневековья 3) античности
2) первобытного общества 4) нового времени
______________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
№ Выполняемая работа Максимальное
кол-во баллов Заработанные баллы
1 Тестовое задание 10 2 Анализ архитектуры Средневековья 18 3 Особенности скульптуры Средневековья 3 4 Особенности живописи Средневековья 3 5 Особенности декоративно-прикладного искусства Средневековья 3 6 Соотнесение слов и определений 10 7 Рисунок костюма Средневековья 3 Итого 50 44-50 баллов – отлично
38-43 баллов – хорошо
33-37 баллов - удовлетворительно
Приложение 3
Архитектура средневековья

Замок Тауэр в Лондоне Замамок Лидс. Англия Замок Сюлли. Франция

Замок в Речестере. Англия Реймский собор Церковь Сент-Шапель. Франция

Шартрский собор. Франция Замок в Виртбурге. Германия Вестминстерское Аббатство

Миланский собор Собор Святой Анны. Вильнюс Графский замок в Генте

Норманнская крепость. Франция Собор Вита. Прага Собор Дуомо. Милан

Нотр-Дам де Пари Замок Стерлинг. Шотландия Королевский дворец Алькасар
Архитектура средневековья
№ Романский период № Готика

Приложение 3
Информационный лист 1
СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО
Архитектура
Средневековая архитектура в своем развитии прошла два последовательных этапа:
ранний - период романского стиля (VI-XII вв.)
поздний - период готического стиля (XII-XV вв.).
Ранний период феодализма характеризуется раздробленностью земель и междоусобными войнами между феодалами. Эти условия находят отражение в архитектуре. Места для строительства выбирают удобные в стратегическом отношении. Здания отвечают целям обороны; стены и своды, делают массивными, световые проемы напоминают бойницы, здания увенчивают дозорными башнями.
Средневековое искусство возникло и существовало на почве феодализма, более прогрессивной общественной формации по сравнению с рабовладельческим строем. Художественная культура феодального общества, отличаясь в нравственном содержании от этических и эстетических идеалов античности, внесла в мировое искусство неповторимый вклад.
Культура проникла в широкие слои общества глубже, чем в древнем мире, в искусстве сильнее ощущались народные представления и ярко выражала себя живая струя мифологического по характеру реализма, непохожего на античный.
Это было время расцвета искусства масс: неистощимая фантазия народа, его поэтическое отношение к миру особенно ярко проявлялись в расцвете декоративных форм и прикладного искусства, на основе которых возникло монументальное синтетическое искусство средних веков.
Средневековье создало иное понимание человека и меры его ценности, чем античность. В христианстве возникло учение о существовании двух миров — высшего божественного, духовного и низшего мира земной реальности, являющегося лишь его отражением; обнажились и противоречия между двумя природами человеческой натуры — духовной и телесной, материальной. Образ человека в искусстве утратил разумную ясность и внутреннее равновесие, характерное для античных героев.
Готика — более зрелый стиль искусства средневековья, чем романский. Он поражает единством и целостностью художественных проявлений во всех видах искусства. Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Оно включило и свой круг всю сумму средневековых знаний, сложных и противоречивых представлений и переживаний. В мечтательности и взволнованности образов готики, в патетическом взлете духовных порывов, в неутомимых исканиях ее мастеров ощущаются новые веяния — пробуждение разума и чувств, страстные стремления к прекрасному. Повышенная одухотворенность готического искусства, нарастающий интерес к человеческим чувствам, к остроиндивидуальному, к красоте реального мира подготовили расцвет искусство Возрождения.
Готический стиль характеризуется вытянутыми ввысь формами больших общественных зданий (соборы, ратуши), которые возвышаются над остальными постройками города.
Возникшая в эпоху Готики смелая и сложная каркасная конструкция собора позволила преодолеть инертность и массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамическое единство пространственных ячеек и намного увеличить интерьер.
Собор стал как высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи .Огромное, несоизмеримое с человеком пространство собора, устремление к небу его башен и сводов, подчинение статуй динамическим архитектурным ритмам, ирреальное свечение витражей оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих.

Приложение 4
Информационный лист 2
СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО
Скульптура и живопись
Скульптура романского стиля возродила использование камня и оригинальную переработку в монументальном масштабе образцов, взятых из позднеантичного искусства (искусства римских провинций) и искусства малых форм, вроде предметов из металла и книжной миниатюры.
Фасад романского собора, акцентированный крупными порталами, предоставлял много места скульптуре, а иллюстрирование сюжетов из Нового и Ветхого Завета выполняло также дидактическую функцию, воспитывая сознание верующих. В декоративных частях свободное обыгрывание античных мотивов чередовались с тягой к небывалому и гротескному.
Живопись и скульптура, так же как и архитектура, прошли две эпохи: романскую и готическую. Но если во время готики архитектура подавляет собой все остальные искусства, то в романское время, пожалуй, доминирующим искусством является скульптура. 
Фантазия скульпторов не знает удержу в изобретении новых форм: узоров, растений, животных. Яркий пример - знаменитые химеры на соборе Нотр-Дам. При этом все фигуры покорно изогнуты под очертания колонн, капителей и сводов, подобно тому, как сам средневековый человек изгибался, подчиняясь разнообразным требованиям общества. И это придает фигурам особую выразительность. Кроме того, вытянутые и несколько условные романские фигуры имели ту дозу бестелесности, которая так необходима церковной скульптуре.
Менее целостной представляется картина романской живописи, так как она развивалась автономно и этот процесс проходил до конца XIII в, запаздывая, по сравнению со скульптурой; сильнее в ней сказываются региональные различия.
В романских храмах (Франция,Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, и в так называемых окнах «розах.
Готический собор представлял собой обширное поле деятельности для скульпторов. Функция иконографии была воспитательная. Сюжетный состав расширился: кроме тем, связанных с верой, теперь находят отражение все аспекты жизни. Наряду с ветхозаветными и новозаветными сценами появляются изображения людских занятий, астрологические знаки, аллегорические образы, знания человеческие и божественные. Гуманизация священных сюжетов привнесла новое отношение к человеческой фигуре: больший натурализм с пластическими акцентами, в которых чувствуется оглядка на классику. В XIV в скульптура сосредотачивается на создании отдельно стоящей статуи и оформлении надгробий ( королевские гробницы в Сен-Дени и герцогов Бургундских в монастыре Шанмоль).
В готическом искусстве XII-XIII вв. живопись играла подчинённую роль по отношению к архитектуре и скульптуре. В сравнении с фресками романики теперь основное место занимает многоцветный витраж. Однако в XIV в фреска возвращает утраченные позиции, благодаря широкому распространению светской живописи (росписи в замках и муниципальных дворцах); в это же время происходит и утверждение станковой живописи.
Красота линий, изысканное чувство цвета и свежие веяния натуроподобия ещё более явственно заявляют о себе в книжной миниатюре, распространённой во всех европейских странах. Активно развиваются обработка металлов в мастерских ювелиров-скульпторов, резьба по дереву, а также ковроделие и шитьё с изображением рыцарских сцен, витраж и гравировка по стеклу, керамика. Резная слоновая кость стала важнейшим средством в распространении стилистических образцов готики. Чрезвычайное значение имело также производство ковровых тканей в мастерских Франции и Фландрии - настоящих «ковровых стен» с изображением преимущественно светских сюжетов, неотъемлемой части убранства феодального замка.
Со средних веков и вплоть до XIX века практиковался выпуск шпалер циклами (ансамблями), в которые объединялись изделия, связанные одной темой. Такой набор шпалер предназначался для украшения помещения в едином стиле. Количество шпалер в ансамбле зависело от размеров помещений, в которых предполагалось размещать их. В таком же стиле, как шпалеры для стен, выполнялись пологи, занавеси, наволочки подушек.
ОСОБЕННОСТИ СКУЛЬПТУРЫ, ЖИВОПИСИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Романский период Готика
скульптура скульптура живопись живопись Декоративно-прикладное искусство Декоративно-прикладное искусство
Приложение 5
ВЫПОЛНИТЬ СООТНЕСЕНИЕ СЛОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ
Готика А Красные краски, применявшиеся в оформлении рукописных книг, в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.
Фреска Б Один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей
Витраж В -Средневековая мистическая наука, искавшая философский камень, средство превращения простых металлов в драгоценные и т.п.
Миниатюра Г Период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV—XVI века. Пришел на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его.
ЭклибрисД Произведение изобразительного декоративного искусства орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
Гобелен Е Религиозная философия, стремящаяся познать мир и Бога при помощи логических рассуждений
Шпалера Ж Живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей. При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую роспись долговечной.
Алхимия ЗУчение о звездах, основанное на вере, что по расположению звезд можно предсказывать будущее.
Астрология И - «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина. Выполнялись из шерсти, шёлка, иногда в них вводились золотые или серебряные нити.  
Схоластика К Книжный знак, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета. На знаке обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца.

Приложение 6