Статья Организация проектной деятельности младших школьников как средство формирования УУД
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Антонова Галина Стефановна, МБОУ «Графовская СОШ Шебекинского
района Белгородской области»
Стремительное развитие системы образования, внедрение инновационных технологий обусловили изменение и повышение требований к участникам образовательного процесса. В докладе раскрыта ценность метода проектов и возможность его применения в работе с младшими школьниками. Школа второй год работает по реализации требований нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, поэтому преждевременно говорить о качественных результатах. Однако первые выводы о формировании УУД посредством проектного обучения дают основания полагать об эффективности новых технологий.
Образован не тот, кто много знает,
а тот, кто хочет много знать и
кто умеет добывать эти знания.
В.П.Вахтеров
Жизнь современного человека состоит из различных жизненных проектов. Задача учителя – научить школьников эффективно реализовывать их; воспитывать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Успешность каждого нашего ученика будет зависеть от того, насколько школа сумеет организовать процесс обучения и воспитания. Новое время выдвигает и новые требования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в требованиях к результатам обучения – личностным, предметным и метапредметным – определяет программу формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу умения учиться. Теперь начальная школа, кроме обучения чтению, счёту и письму, должна сформировать навыки решения творческих задач и поиска, анализа и интерпретации информации; оказать помощь в самоорганизации и саморазвитии.
Именно на первой ступени обучения закладываются те умения, которые позволят учащимся стать субъектом своей деятельности, развиваются способности самостоятельно получать информацию из разных источников, организовывать свою деятельность, успешно общаться со сверстниками и взрослыми. Отсюда актуальность проектной деятельности, которая осознаётся всеми, и поэтому метод проектов получил широкое признание и одобрение.
Почему я использую проектную технологию и внедряю её элементы в свою педагогическую деятельность?
Во-первых, потому что проектная деятельность помогает обучающимся самостоятельно определить ближнюю и дальнюю перспективу.
Во-вторых, - наметить план действий, осуществить его и оценить.
В-третьих, - проанализировать, что удалось и что нет.
И самое главное, работа над проектом повышает уровень мотивации к учебной деятельности, так как ребёнок видит её результат.
Метод проектов в полной мере отвечает современным принципам отечественного образования: компетентностному, личностно-ориентированному подходам к обучению и воспитанию, субъектности школьника в процессе приобретения знаний. Практическим опытом многих педагогов, психолого-педагогическими исследованиями доказана возможность применения проектного метода в работе с младшими школьниками и совместимость с различными системами обучения.
«Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить», - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту совершенно особые: необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы). Реализация идей проектной технологии возможна лишь в том случае, если дети подготовлены к такому роду деятельности. Немаловажным является личная готовность и заинтересованность педагога к организации проектной деятельности младших школьников. Чем меня, прежде всего, привлекает метод проектов? Он помогает устранить сложившееся на практике противоречие между необходимостью получения знаний и ситуацией их применения (осознания того, для чего обучающийся получает знания). Метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен общеобразовательного учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, пробуждающих интерес школьников к разным видам общественно значимой деятельности.
На мой взгляд, работа именно по системе УМК «Школа России» даёт богатые возможности подготовки обучающихся к новому виду деятельности. По каждому учебному предмету предусмотрено создание проектов. Задания учебников нацелены не только на изучение темы, но и на решение научной, технической или иной проблемы и создание образовательного продукта, который может быть разным: исследовательским, познавательным, конструкторским или каким-то другим. В рабочих тетрадях авторы предлагают в помощь обучающимся алгоритм реализации проекта. Например, к проекту «Профессии» в рабочей тетради А.А.Плешакова «Окружающий мир» (Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.-М: «Просвещение», 2012) обучающиеся выполняют следующие задания, направленные на формирование учебных универсальных действий:
На этих страницах представь рассказ о профессиях своих родителей, других родственников, знакомых (познавательные и коммуникативные УУД)
План моего выступления на презентации (регулятивные УУД)
Как я оцениваю свою работу над проектом: была ли работа интересной, лёгкой или трудной, как складывалось сотрудничество со взрослыми, была ли работа успешной (регулятивные и коммуникативные УУД)
Благодарности за помощь и сотрудничество (личностные УУД)
Причём выполнение предложенных заданий предполагает постепенное (от класса к классу) дозированное (от занятия к занятию) формирование у учащихся исследовательских навыков. Подготовительная работа по формированию специфических навыков проектирования ведётся не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с обучающимися.
С целью становления субъектности младших школьников в процессе выполнения проектов стараюсь создавать условия для проявления активности, самостоятельности и инициативности. Этого можно достичь через организацию
речевой деятельности. Составляющим компонентом интерактивного, личностно-ориентированного обучения является учебный диалог.
Работа по формированию умения строить учебный диалог проводится поэтапно с 1 по 4 класс, при этом в содержание каждого следующего этапа обучения входит содержание предыдущего, но на более высоком уровне. Если в 1 классе дети задавали вопросы с целью получения недостающей информации, то во 2 классе они формулируют вопросы с целью взаимопроверки, а к концу обучения в начальной школе уже могут самостоятельно вести диалог по решению учебной проблемы. Повышается также степень самостоятельности каждого ученика при работе в группах: от диалога учащихся под руководством учителя до самостоятельного планирования совместных действия и оценки полученных результатов. Самым значительным достижением является продуктивное сотрудничество, в ходе которого учащиеся от умения устно высказываться переходят к монологам разных видов, к созданию более совершенных текстов. Стремлюсь дать всем учащимся возможность высказывать свои предположения и выводы, чтобы у них формировался навык самостоятельного монологического высказывания, желание учиться и узнавать новое.
Коммуникативный опыт – один из важнейших факторов, определяющий, как представляет ребенок свои способности и связанные с ними возможности. Поэтому естественно предположить, что общение влияет на смелость детей при поисках новой информации, на их настойчивость при решении задач, поставленных в порядке инициативного целеполагания.
Следующие умения и навыки проектной деятельности формируются в процессе работы над проектом. Очень важно учитывать при этом интересы детей, поэтому практикую мозговой штурм для непосредственной формулировки темы проекта, письменные опросы («Ответ на какой вопрос тебе было бы сегодня интереснее всего получить?», «Какая проблема в настоящий момент волнует тебя больше всего?»). На первоначальном этапе эффективны задания, содержащие предполагаемые темы, например:
1.О чём ты больше всего хочешь рассказать друзьям? Выбери:
- о любимой игрушке
-об интересной книге
-о своём друге или о своей семье
-о домашнем питомце
-о чём-то другом
2.Расскажи об этом свободно, уверенно. Всем интересно послушать.
Интерес к работе и соответствие заданий возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся во многом определяют успех. Конечно, младшие школьники не могут самостоятельно сформулировать задачи проекта и возможные пути его решения. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают дети. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь во время его формулирования, при этом важно ещё на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Такие выражения, как «Послушайте Олю, у неё очень интересное предложение», «Молодец, Настя, твой способ поможет лучше справиться с работой!», «Какая важная информация у Димы!» помогают повысить мотивацию, которая является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Именно творческие задания являются пропедевтикой проектной деятельности. На этом этапе ребята выполняют творческие задания по базовым предметам и во внеклассной работе. С помощью детских энциклопедий, журналов готовят дополнительный материал по заинтересовавшей их теме. Большой интерес проявляют к изготовлению книжек-самоделок, карточек-ребусов или загадок.
Хотелось бы отметить, что наибольшую эффективность реализации проектной деятельности имеют такие предметы, как окружающий мир, информатика, технология. Преподавание этих дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся. Так, например, интересные проекты были выполнены по темам «Моё родное село», «Моя родословная» (окружающий мир), «Убранство избы», «Праздничный стол» (технология). Большей педагогической поддержки требуют проектные работы по русскому языку, математике, литературному чтению. В то же время, оказывая помощь, стараюсь не подменить проектную деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, одно из родительских собраний я посвятила консультации родителей по их степени участия в организации помощи детям. Для родителей подготовлена памятка, в которой отражены этапы работы над проектом. Тесное взаимодействие учитель-ученик-родитель даёт ощутимые результаты: учебный материал усваивается легче и в полной мере, дети заинтересованы в получении новых знаний. На этом этапе дети учатся учитывать интересы своего соавтора, находить компромиссы в спорных вопросах, что не вызывает затруднений, ведь соавтор – любимая мама. Дети более тесно общаются с родителями, причём не на бытовом уровне (что чаще бывает), а на содержательном. Такое общение дарит радость познания и сближает членов семьи. Оттого навык парной формы работы легче переносится впоследствии в классный коллектив, где дети учатся работать не только в паре, но и в малых группах. Участие в работе группы даёт возможность каждому ребёнку почувствовать сопричастность к данной работе, ведь в любом классе есть дети, которые не проявляют инициативы, не обладают приемами поэтапного выполнения учебных исследований. Чтобы поддержать таких школьников, стремлюсь каждую удачную находку, маленький успех сделать достоянием всего класса. Это помогает повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят. Таким образом, реализуется одно из положений психолого-педагогической теории Л.С.Выготского, который писал: «То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно».
В помощь обучающимся для выполнения проектных работ подготовила памятку, содержащую общий для всех проектов алгоритм (таблица №1)
Табл.1 Памятка «Учусь создавать проект»
Этапы работы над проектом
Фразы-помощницы
Народная мудрость
1.Проблема
Задаю вопрос, ставлю цель (познавательные, регулятивные УУД)
За всякое дело берись смело
2.Планирование
Понимаю и планирую (регулятивные УУД)
Семь раз отмерь, один раз отрежь
3.Поиск информации
Ищу и нахожу (познавательные УУД)
Копни поглубже, найдёшь погуще
4.Продукт
Работаем вместе, преодолеваем трудности (личностные, регулятивные, коммуникативные УУД)
Доброе братство лучше богатства
5.Презентация
Учусь оценивать, учусь представлять (регулятивные, коммуникативные УУД)
Не дорого начало, а похвален конец
Примечание: УУД указаны для учителя
Хорошим опытом организации проектной деятельности является работа над учебным проектом. Сделанные в рамках школьных предметов эти проекты соответствуют темам, изучаемым в ходе учебных курсов, и имеют определённую структуру. Но зачастую «рождение» проектов происходит из ситуаций, сопровождающих нашу обыденную жизнь. Так, Цацорина Алина (2 класс) услышала, как бабушка пожаловалась, что у неё болит зуб мудрости. Девочка решила выяснить, влияет ли наличие зуба мудрости на умственные способности человека. Папа Даши Черевченко (2 класс) принёс маме в подарок тюльпаны. Девочке захотелось вырастить эти цветы в комнатных условиях. Продуктом работы «Когда же я стану мудрой?» стал буклет, в котором содержалась информация о правилах ухода за зубами, а продуктом работы «Выращивание тюльпанов в комнатных условиях» - горшок с цветущими тюльпанами. Защита проектов дала возможность каждому участнику проявить свои творческие способности, показать культуру речи.
В классе всегда есть ученики, которые нестандартно мыслят и активно подходят к изучению окружающего мира. Стимул для роста – участие в конкурсах различного уровня. Так, Анпилов Иван и Цацорина Алина стали призёрами (соответственно 2 и 3 место), а Черевченко Дарья - участником муниципального этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь».
В основе метода проектов лежит идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной жизни. С учётом этого в начальной школе наиболее приемлемы краткосрочные мини-проекты с постепенным переходом к долгосрочным проектам.
Считаю, что бесценным достоянием обучающихся является всё же внутренний результат – опыт деятельности, который позволил соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности. Это первый шаг во взрослую жизнь. Таким образом, проектное обучение рассматривается как тип развивающего обучения, целью которого является общекультурное, личностное и познавательное развитие школьника как субъекта учебной деятельности. При этом решаются не только учебные, но и воспитательные задачи, поскольку между обучающимися и учителем формируются отношения сотрудничества, свободной дискуссии.
Литература.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Электронный ресурc] - Режим доступа:http://standart.edu.ru
Ларина, В.П. Формирование универсальных учебных действий младших школьников: от теории к методике\ В.П.Ларина, О.Н.Бершанская, Н.И.Санникова.- Киров: АНО «Центр инновационных ресурсов», 2012.-101с.
Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации: программа, занятия, проекты/ авт.-сост. М.Ю.Шатилова и др. – Волгоград: Учитель, 2010.- 169 с.
Проектная деятельность в начальной школе /авт.-сост. М.К.Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2008. – 131 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2011
13PAGE 15
13PAGE 14115