Статья на тему: СЕМИНАР КАК ФОРМА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ
Семинар как форма активизации познавательной деятельности на уроке
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты не попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Н. Рыленков
Сейчас, когда идет кардинальная перестройка всей нашей жизни, необычно возросли требования к литературному образованию студентов. Существенную помощь в преподавании литературы могут оказать преподавателю-словеснику активные формы обучения.
Активными являются такие формы, где увеличен удельный вес и степень самостоятельности студентов, осуществляется индивидуальный подход и развиваются творческие способности каждого студента. Одной из таких активных форм обучения является семинар. Семинар обладает громадными возможностями пробуждения творческой активности студентов. Здесь чрезвычайно высока степень самостоятельности, максимально развиваются индивидуальные способности ребят.
На первый взгляд, кажется понятным, почему семинар считается столь эффективным. Но разве не встречаются уроки-семинары, где студенты произносят по бумажке переписанные чужие слова о непрочитанной ими книге?
Дело в том, что активность или пассивность занятия определяется не только видом урока, но прежде всего желанием и способностью преподавателя будить мысль, увлекать словом, чувством, пробуждать к действию. Активность не возникает сама собой, а создается творческим трудом преподавателя и студентов. Для того чтобы использовать в полной мере богатые возможности семинара, необходимо урок-семинар сделать активной формой обучения. Как же сделать семинар активной формой обучения?
Слово «семинар» в переводе с латинского означает «рассадник». Видимо, древние философы окружали себя учениками, чтобы подготовить смену, «рассаду», которая в будущем принесет свои плоды. Сегодня это слово употребляется в ином, более скромном значении: форма занятия, при которой преподаватель стремится организовать активную самостоятельную учебную деятельность студентов и выявить результаты их работы.
Возникает вполне законный вопрос: нужен ли семинар в учебной деятельности? – а при положительном ответе на него – и второй: чем он отличается от других уроков? Ведь пробуждать активность и самостоятельность в учебе – задача каждого урока. Нужен ли еще особый его тип -- семинар?
В первую очередь замечу, что мы готовим студентов к будущей самостоятельной деятельности: и в системе дальнейшего образования, и на производстве им придется сталкиваться с ситуациями, где успешное решение вопроса будет зависеть от умения самостоятельно и творчески мыслить, проявлять активность и инициативу. Урок-семинар позволяет развивать в обучаемых эти поистине жизненно необходимые качества. Кроме того, следует отметить, что такая форма обучения соответствует возрастным психологическим особенностям наших студентов. Возраст наших ребят (16 -- 17 лет) характеризуется глубоким интересом к социальным и нравственным проблемам, к отношениям между людьми, пристальным вниманием к собственному внутреннему миру. В этот период молодые люди начинают чувствовать себя взрослыми и не всегда приемлют «школярские» формы обучения.
В этой ситуации выигрышность семинара в сравнении с обычным уроком очевидна. У ребят возникает потребность в самостоятельности, в повышенной ответственности за выбранное дело, ищут выхода внутренние творческие способности, заложенные, безусловно, в каждом человеке. Семинар дает возможность выявить эти качества, потому что здесь требуется значительно большая самостоятельность, чем на обычном уроке, предъявляются результаты достаточно продолжительной, трудной, но интересной творческой работы, выполненной дома или на предыдущих уроках.
Каким же должен быть урок- семинар? Для начала, пожалуй, следует сказать, каким он быть не должен. Самым распространенным его недостатком оказывается формализм. Внешне все вроде как надо, семинар как семинар: студенты читают доклады и рефераты, в которых все правильно и по теме, преподаватель комментирует и оценивает эти выступления. Казалось бы, что еще надо? А еще надо, чтобы эти рефераты и доклады были результатом самостоятельного творческого мышления, а не только «самостоятельного» списывания и чтения вслух перед аудиторией. Надо, чтобы, готовясь к выступлению, студент овладевал новыми умениями: работать с книгой, анализировать прочитанное, отбирать главное и нужное для доклада, компоновать отобранное, излагать мысли, устанавливать контакт со слушателями.
Некоторые говорят, что в списывании умных мыслей есть своя польза. На мой взгляд, это заблуждение. Мысль нельзя списать, списать можно только текст. А мысль надо обязательно понять и прочувствовать, чтобы ее принять или отвергнуть. Об этом писал еще Ф. М. Достоевский: недостаточно, говорил он, понять какую-либо идею, мало, бывает даже признать ее истинной – ее еще нужно принять душой, и только тогда она сможет превратиться в убеждение, которому человек будет следовать в жизни.
Не случайно уроки литературы традиционно считаются человеко- формирующими, поскольку художественная литература играет главную роль в формировании духовных качеств личности. В связи с этим особенно важно, чтобы на уроке литературы художественное произведение не анализировалось как замкнутый в себе искусственный мир, отвлеченный от жизни. Поэтому особенно важно на уроках-семинарах по литературе создавать живые ассоциации литературы и современной действительности, помогать студентам почувствовать актуальность многих проблем, содержащихся в художественных произведениях. Например, изучая роман И. А. Гончарова «Обломов», рассматривая образ главного героя, его судьбу, рассуждая о трагедии его жизни, студенты самостоятельно должны сделать вывод о том, насколько губительны для человеческой личности ее слабости: апатия, лень, равнодушие к себе, отсутствие цели в жизни и интереса к жизни. А при изучении романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» на уроке-семинаре необходимо не просто попытаться проследить, как эпоха отражается в романе, но и заставить ребят почувствовать актуальность этого произведения для нашего времени, поскольку проблема взаимоотношений между родителями и детьми, вынесенная в заглавие романа, является актуальной в любую эпоху. Рассматривая на уроке-семинаре рассказы И. А. Бунина, А. И. Куприна, посвященные одной из главных тем литературы – теме любви, студенты постигают вечную тайну и вечную драму этого самого загадочного человеческого чувства. Урок-семинар по этой теме не просто вызывает у ребят желание обсудить прочитанное, но и почувствовать реальность и актуальность тех жизненных историй, которые были художественно преобразованы писателями в произведениях.
Таким образом, урок-семинар позволяет многие социальные, нравственные проблемы, содержащиеся в художественных произведениях, сделать личностно значимыми, пробуждает желание у студентов философствовать на актуальные для них темы; ребята учатся отстаивать свое мнение, приводят веские аргументы из художественного текста и из жизни.
Для актуализации проблемы на уроке-семинаре по литературе целесообразно поставить перед студентами ряд проблемных вопросов, касающихся современного бытия человека, а потому так или иначе затрагивающих каждого, например:
-- Что лучше: сладкая ложь или горькая правда? (по роману М. Горького «На дне»);
-- Кого мы называем манкуртом? (по роману Ч. Айтматова «Буранный полустанок»);
-- Встречали ли вы в современной жизни Обломова? (по роману И. А Гончарова «Обломов»);
-- Кто такие «футлярные» люди? (по рассказу А. П. Чехова «Человек в футляре»);
-- Насколько актуальны проблемы, поставленные в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»?);
-- Вы согласны с А. С. Пушкиным, что «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой»? (по произведениям ХХ века о Великой Отечественной войне;)
-- Насколько актуальна для современного человека проблема потери нравственных ориентиров? (по произведениям В. П. Астафьева);
-- Вы согласны с тем, что «семья – хранилище нравственности»? (по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»);
-- Как вы считаете, насколько актуальна для современного человека проблема нравственного выбора? (По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» и повести В. Быкова «Сотников»).
Такая форма урока, как семинар, позволяет сделать урок литературы интересным, ярким, эмоционально насыщенным. А для того, чтобы это стало возможным, необходим совместный сознательный, целеустремленный творческий труд преподавателя и студентов. Этот труд имеет определенный термин – анализ художественного текста. Главная задача любого преподавателя литературы – научить студентов глубокому и точному анализу художественных произведений. А между тем слабым местом в организации семинаров на уроках литературы является поверхностный анализ художественного текста.
Готовясь к уроку семинару, необходимо всегда помнить, что книга для писателя – это способ выражения своих мыслей о человеке и мире, о законах жизни, о добре и зле, о собственных мыслях и чувствах.
При таком подходе студент вынесет с урока-семинара не нравоучение и наставление, как нужно жить, с какого героя надо брать пример или, наоборот, кого следует «гневно осуждать», а представление о сложности и многообразии жизни, представление о сложности, многогранности, а порой и внутренней противоречивости человеческой личности. Невольно вспоминаются слова Воланда, героя самого загадочного произведения ХХ века М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли все тени?» Эта мысль о вечном трагическом духовном поединке двух сторон человеческой души звучит во многих произведениях мировой художественной литературы. Поэтому главная задача любого урока-семинара заключается в том, чтобы раскрыть замысел автора и оценить то, как он воплощен в художественном слове.
Итак, в чем же специфика урока семинара, его отличие от других видов уроков? Уроки-семинары имеют специфическое содержание: их целесообразно проводить по таким темам, где студент должен не просто усвоить определенный учебный материал, но найти решение проблемы. При обращении к художественным произведениям с ярко выраженной гражданской, философской, нравственной проблематикой, с героями, стоящими в ситуации выбора, к лирике, решающей коренные вопросы бытия, семинар бывает необходим. Причем проблемы, предложенные для обсуждения, должны быть актуальны, интересны и для студентов, и для преподавателя. При взаимной заинтересованности становится возможной педагогика сотрудничества.
Урок-семинар отличает и особый характер деятельности студентов. Прежде всего семинару предшествует основательная подготовительная работа, часто исследовательского характера. При подготовке к нему преподаватель может, опираясь на индивидуальные особенности студентов, учитывая их интересы и способности, прибегнуть к разумному «разделению труда». К уроку-семинару готовятся, как правило, все студенты, но каждый находит свою долю участия. Здесь широко применяются как фронтальные, так и индивидуальные (подготовка выразительного чтения и комментария, обдумывание собственного мнения о проблеме, доклад и пр.) и групповые задания (подготовка доклада, поиски литературы, создание презентации по теме и др.). Если на обычном уроке все студенты в идеале должны быть готовы ответить на все вопросы, то на семинаре каждый отвечает за какой-то отдельный участок, но отвечает персонально или как член рабочей группы, а потому ответственность для студента становится вполне реальной.
С этим связаны специфические цели уроков-семинаров. Участие в таком уроке требует от студента определения своей собственной позиции, личного мнения, выявления интеллектуальных и духовных способностей. Главная цель уроков-семинаров – формирование умения самостоятельно трудиться, искать решения проблемы, всесторонне раскрывая свои личные качества. Конечно, и на других уроках надо стремиться к этому, но все же семинарская форма занятий в большей степени, чем, например, лекция, создает благоприятные условия для реализации возможностей каждого студента, для самостоятельного познания и творчества.
При организации семинара целесообразно создавать рабочие группы, поручая им различные задания. В группах ребята между собой распределят обязанности, здесь может найтись посильная работа для студентов разного уровня, в процессе ее выявляются способности, о которых преподаватель мог и не подозревать. Когда обсуждаются коллективно подготовленные ответы или доклады, возникает соревновательность, подготовленный ответ воспринимается членами группы как свой личный, выстраданный, они защищают свое мнение.
Семинар обычно начинается вступительным словом преподавателя, где ставятся проблемы, которые надо решить на уроке. Вступление может быть подготовлено не обязательно преподавателем, а и инициативной группой студентов – организаторов семинара. Затем идет главная часть урока – обсуждение проблем. В заключительном слове преподаватель сделает выводы, которые нужны не для того, чтобы раз и навсегда решить все вопросы, часто не имеющие однозначного решения. Необходимо выделить важнейшие достижения участников, оценить работу каждого.
Урок-семинар требует от преподавателя серьезной предварительной подготовки (продумать форму участия каждого студента, подготовить вопросы, провести консультации, разработать «сценарий» урока.
Как видим, урок-семинар требует большой предварительной подготовки и преподавателя, и студентов, напряженной работы на самом уроке. Дают ли эти усилия особенный эффект, стоит ли результат затраченного труда? При разумном проведении семинарская форма занятий открывает многообразные пути для вовлечения студентов в духовные искания, для организации деятельности каждого с учетом индивидуальных свойств, для создания атмосферы творческого общения в коллективе, для роста личности, способной к познанию и творчеству. Семинары с их спецификой – углубленным исследованием и обсуждением проблемы – призваны помочь студенту состояться как личности, способной к творчеству и ответственности.