К вопросу о методах формирования лингвостановедческой компетенции у студентов.
К вопросу о методах формирования лингвостановедческой компетенции у студентов.
Тексты страноведческого характера занимают все большее место в процессе обучения иностранным языкам. Благодаря им, учащиеся знакомятся с реалиями, историей и культурой другой страны. Студенты всегда проявляют живой интерес к традициям, увлечениям, истории, искусству, способам организации досуга своих сверстников, а значит и к разным данным о стране изучаемого языка. Одной из первостепенных задач, стоящих перед современными преподавателями иностранного языка, является формирование коммуникативной компетентности студентов, способных к адекватному общению в условиях значительных культурно обусловленных различий.
Помимо ознакомления учащихся с лингвострановедческим материалом, преподавателю нужно помочь студентам сформировать лингвострановедческую коммуникативную компетенцию. В процессе обучения, у студентов должно сложиться чёткое представление о культуре, традициях, социальных и политических явлениях страны изучаемого языка. Это важно для того, чтобы студенты и носители изучаемого языка одинаково воспринимали одну и ту же информацию, добиваясь при этом полноценной коммуникации. Для достижения этой цели на занятиях по иностранному языку среди студентов начального профессионального образования нами используются различные методы и средства. Наиболее распространенными из них являются метод стимулирования познавательной активности и частично-поисковый метод.
Метод стимулирования заключается в возникновении у студентов стремления как можно больше узнать о стране изучаемого языка. Материалами для ознакомления с культурой и языком другого народа могут служить телевизионные передачи, документальные фильмы и т.д. Согласно проведенным нами опросам, среди студентов особой популярностью пользуется песенный текстовый материал. Работа с песнями позволяет лучше понять представителей другой культуры. Данный вид деятельности является универсальным. Прослушивание песен, в отличие от обычных языковых занятий, не требует сосредоточенности и напряжения внимания, а напротив, помогает расслабиться. К тому же происходит развитие слуха и слуховой памяти. Если песня нравится, то после многократных прослушиваний обучающиеся запоминают сначала мелодию, а потом и отдельные слова и фразы. Затем, встречая в разговоре или тексте уже знакомые им сочетания слов, студентам проще понять перевод услышанного или прочитанного. Источником получения аутентичного материала, информации и возможностью общения является Интернет. С его помощью студенты могут общаться с носителями изучаемого языка, а личное общение является средством самовыражения и самоутверждения подростков. Общение может быть как живым, т.е. происходить в виде общения с собеседником через веб-камеру, так и в текстовом чате. Любой пользователь может выбрать наиболее удобный для него способ общения и приступить к совершенствованию иностранного языка.
Частично-поисковый метод позволяет обучающимся в повседневной практике не только выделять из всего многообразия текстового материала особенности жизни носителей другой культуры, но и сопоставлять их с родной культурой. Мотивацию к более интенсивному изучению иностранного языка может усилить также привлечение студентов к подготовке и организации занятий. Одним из самых популярных видов работы на занятиях среди наших студентов является подготовка презентаций. При разработке тем для презентаций важно учитывать интересы обучающихся. Чем интереснее для студента тема его доклада, тем больше стараний он приложит к его выполнению. Вспомогательные аудио и видеоматериалы в презентациях неизменно повышают интерес к докладу.
Таким образом, данные методы могут использоваться преподавателями на уроках иностранного языка, ведь лингвострановедческий подход к обучению иностранному языку учитывает взаимосвязь и взаимодействие культуры и языка и представляет это процесс в виде целостной структуры единиц, в единстве их языкового и внеязыкового содержания. Предложенные к использованию в образовательном процессе методы и средства позволяют расширить область знаний о стране изучаемого языка, активизируют интерес обучающихся к культуре носителей чужого языка, а значит, повышают мотивацию к получению дополнительных знаний о языке и культуре страны изучаемого языка.
15