К вопросу о формах и методах проведения занятий по дисциплинам профессиональной направленности
К вопросу о формах и методах проведения занятий по дисциплинам профессиональной направленности с использованием ИКТ
Бойченко Л.П., Витович Е.А.
На сегодняшний уверенно внедряются в образовательный процесс ИКТ. Данное обстоятельство можно объяснить тем, что в образовании часто наблюдается то, что традиционные формы и методы обучения не обеспечивают достижение поставленных перед образованием целей. И как следствие этого, в образовательных процессах идет поиск новых подходов и путей их реализации для дисциплин различного профиля, разрабатываются и подбираются различные варианты содержания рабочих программ по дисциплинам профессиональной направленности. В связи с этим в образовании появляются новые педагогические технологии, в том числе и информационно-коммуникативные. Применение информационных и коммуникативных технологий позволяет реализовать дифференцированный подход к студентам с разным уровнем готовности к обучению. Интерактивные и активные обучающие средства, основанные на гипертекстовой структуре и мультимедиа, можно использовать в организации одновременного обучения студентов, обладающих различными способностями и возможностями, создавать различные адаптивные системы обучения.
При использовании современных технических средств значительно меняется роль преподавателя и студента, характер самого учебного процесса, его метод и содержание. ИКТ позволяют индивидуализировать и активировать образовательный процесс даже в рамках коллективного обучения. Они обладают необходимыми воспитательными возможностями, приучают к компьютерной и информационной дисциплине, аккуратности, вниманию, организованности, самоконтролю и анализу выполненных действий на компьютере. Адаптивные системы обучения с использованием информационно-коммуникативных технологий имеет ряд преимуществ:
предполагает дифференциальный подход к студентам в образовательном процессе;
способствует индивидуализации учебной деятельности (дифференциация темпа обучения, преодоление трудностей при выполнении учебных заданий и т.п.);
позволяет уменьшить непроизводительные затраты живого труда преподавателя;
дает студентам широкие возможности свободного выбора собственной траектории обучения;
повышает оперативность и объективность контроля и оценки результатов обучения;
повышает мотивацию обучения;
развивает у студентов продуктивные и творческие функции мышления, интеллектуальные способности, и находить правильные решения;
формирует операционный стиль мышления
получает студент удовлетворение от полученных результатов.
Формы и методы проведения занятий по дисциплинам профессиональной направленности, с использованием информационных технологий могут быть разными. Кроме традиционных форм и методов проведения занятий при изучении дисциплин профессиональной направленности могут быть использованы:
методика работы с Интернет-технологиями (путешествие по сети Интернет, посещение профессиональных сайтов;
поиск профессиональной литературы и необходимой информации в ней);
методика применения метода проектов на занятиях с использованием средств Microsoft Office (обработка текстовой и цифровой информации, используя различные редакторы, электронные таблицы и системы управления базами данных);
методика выполнения творческих заданий на занятиях по дисциплинам профессиональной направленности с применением средств Microsoft Office (создание рекламных проспектов, бизнес-планов и т. п.);
методика организации компьютерно-информационного практикума на занятиях по дисциплинам профессиональной направленности (поиск тематической информации, её структурирование, деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания, оформление профессиональных документов, рекламных буклетов и т.п.);
различные формы организации учебных занятий: лекции, семинары, лекционно-практическое занятия, самостоятельные работы, дискуссии, компьютерно-информационные практикумы, творческие задания, проекты, деловые игры и т. д.;различные формы контроля на занятиях по дисциплинам профессиональной направленности могут быть: письменные и устные работы, приуроченные к теме занятий, диктанты, тестовые задания, зачеты, контрольные (входные, срезовые) работы, фронтальный опрос, викторины, самоконтроль, лабораторные и практические работы, эссе. Планируя занятие с применением современных ИКТ, преподаватель обязан соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:
четко определять педагогическую цель применения информационных и коммуникативных технологий в учебном процессе;
уточнять, где и когда он будет использовать ИКТ на занятиях в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;
согласовывать выбранное средство ИКТ с другими техническими средствами обучения;
учитывать специфику учебного материала, особенности группы, характер объяснения новой проблемы с использованием новой профессиональной информации;
анализировать и обсуждать с группой фундаментальные, узловые вопросы изучаемого профессионального материала.
При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения. Средства Microsoft Office, как инструмент подготовки и проведения занятий по дисциплинам профессиональной направленности позволяют решать задачи профессионального уровня. Использование типовых приложений пакета Microsoft Office: Word, Excel, Power Point, в работе преподавателя дает огромные возможности для подготовки к занятиям и их проведению. Текстовый редактор Word предоставляет широкие возможности для создания профессионально выполненных документов, художественного оформления текстов: нестандартное расположение текста на странице, придание впечатления объемности тексту, изображение тени от написанного текста, закрашивание букв узором произвольного текста, работа с таблицами, диаграммами, рисунками, формулами. Использование презентационной графики программы Power Point позволяет подготовить выступление с использованием слайдов, которые можно напечатать, продемонстрировать на компьютерах индивидуально или с помощью видеопроектора, а также включить в конспект доклада или в комплект материалов для раздачи студентам. Программа Excel позволяет внедрять в текстуальную часть работы: таблицы, численную информацию, формулы, диаграммы и графики; является одним их наиболее удобных способов решения экономико-математических и инженерных задач. Пример использования информационных технологий на занятии по холодильным и компрессорным установкам по теме “Режимы работы устройств» сопровождается презентацией, подготовленной преподавателем заранее, так как использование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и эффективность занятия при объяснении учебного материала, способствует увеличению выразительности излагаемого материала. Очевидно, что производительность обучения значительно повышается, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия учебного материала студентами. В рамках изучения технической механики, например, используется электронное учебное пособие «Автокад». Возможности данного ЭОР можно не только просмотреть учебный материал, связанных с выполнением заданий по технической механике, но и приобрести навыки практической работы при выполнении различных заданий. Для студентов осваивающих разделы: экономики и финансов, как правило, используется ППП 1С. Для этого необходимо показать студентам все разновидности использования этого пакета для: расчёта заработной платы, движения материальных ценностей по складам и т.п. Закрепление полученных знаний осуществляется на практической занятиях для решения конкретных задач профессиональной деятельности.