Статья авт. Л.П.Бойченко, З.М. Реджепова, О.Г. Савёлова, Ю.Н. Плетнёва Применение активных и интерактивных средст и ИКТ в преподавании дисциплины История в пищевом колледже №33 г. Москвы


Применение активных и интерактивных средств и ИКТ в преподавании дисциплины «История»
в пищевом колледже №33 г. Москвы
Бойченко Л.П., Реджепова З.М., Савёлова О.Г., Плетнёва Ю. Н. - ГБПОУ «Пищевой колледж №33» г. Москвы
Современное общество характеризуется быстрыми и глубокими переменами, связанными со стремительным развитием, распространением и внедрением информационных технологий во все сферы человеческой деятельности. Успехи в информатизации нашего общества во многом зависят от того, как осуществляется подготовка всех его членов и, прежде всего, преподавателей к использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в педагогической деятельности.
На сегодняшний день одним из важных направлений модернизации системы образования в целом и исторического образования в частности, является внедрение компьютерных и мультимедиа технологий в образовательный процесс. Изменение системы образования ведет к смене приоритетов в деятельности преподавателя: его задачей становится не простое представление готовой информации студенту, а создание условий для самостоятельной деятельности, творческого поиска обучающегося. Поскольку мультимедиа технологии объединяют в себе как традиционную статическую (текст, графику), так и динамическую (речь, видеофрагменты, музыку, анимацию) визуальную информацию, возникает возможность одновременного воздействия на зрительные и слуховые органы чувств студентов. А это, в свою очередь, позволяет создавать динамически развивающиеся образы в различных информационных представлениях, отнесённых к различным ситуациям, процессам, описаниям. В соответствии с этим, владение информационно-коммуникативными технологиями - одно из важнейших требований, предъявляемых к современному преподавателю.
Одним из последних современных цифровых устройств является электронная интерактивная доска – это сенсорная панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором. Электронные интерактивные доски обогащают возможности компьютерных технологий, предоставляя большой экран для работы с мультимедийными материалами. Этот экран, который могут видеть все студенты, выводит взаимодействие студентов с преподавателем на новый уровень. Интерактивные доски позволяют ускорить темп занятия и вовлечь в него всех студентов. При использовании электронной доски студенты более внимательны, заинтересованы, чем при работе на обыкновенной доске.
Применение мультимедиа-технологий в ходе образовательного процесса и подготовки преподавателя к занятию позволяет:
расширить дидактические возможности такой формы урока, как лекция;
максимально эффективно усвоить теоретические основы дисциплин и практики их применения через активизацию познавательной деятельности студентов, повышение интереса к предмету;
развить приёмы мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
развить умение осуществлять обработку информации;
формировать информационную культуру: выходить в интернет и просматривать сайты, запускать различные приложения;
существенно экономить время с возможностью увеличения объема учебного материала;
улучшить качество графического материала и облегчить восприятие наглядных компонентов занятия;
записывать ход урока в видеофайл;
предварительно подготовить необходимые для занятия материалы;
изменять и дополнять подготовленные материалы в процессе проведения занятия;
работать с «конспектом» занятия, как на традиционной доске.
Занятия с использованием ИКТ наглядны, красочны, информативны. Материал, размещенный на слайдах или, к примеру, видеофрагмент, включенный в ход занятия, позволяют выдерживать комфортный как для преподавателя, так и для студентов, темп работы, правильно (в соответствии с поставленными задачами) распределить и сэкономить время, дают возможность педагогу работать со студентом дифференцировано и индивидуально, оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Следует остановиться на специфике использования ИКТ именно на занятиях по истории. Сегодняшнее развитие мультимедийных технологий позволяет говорить о настенной карте, как о пережитке прошлого. Студентам и преподавателям доступны так называемые интерактивные карты. На них с помощью анимации можно отследить:
процесс во всей его протяженности как во времени, так и в пространстве (например, прирастание территории Российской империи на протяжении одного, двух или нескольких столетий);
вооруженные конфликты (направления главных ударов, командующих, численность войск). В данном случае на интерактивной карте могут быть представлены портреты, звуковые эффекты, записи голоса и многое другое.
Анимация, присутствующая на таких картах позволяет студентам посмотреть на предлагаемый материал как бы с большей высоты, заметить важные мелочи, но и осознать место события в историческом процессе.
Кроме того, исторический материал, предлагаемый для изучения студентам государственными стандартами и программами, предусматривает изучение тем, связанных с развитием культуры в разные исторические периоды. Культура – явление многогранное, включающее в себя литературу, архитектуру, музыку, театр и многое другое. При подготовке к изучению данных тем, педагог всегда сталкивается с обилием материала, который просто физически не вмещается в отведенное для урока время. В данном случае обилие наглядного материала (картины, фотографии) и звуковых фрагментов (отрывки из театральных постановок, музыкальные фрагменты) позволяет педагогу «отработать» весь материал, а студентам лучше понять, усвоить, запомнить предлагаемую информацию.Естественно, использование ИКТ на уроках истории не ограничивается указанными выше темами, они лишь наиболее часто употребимы.
Необходимо помнить, что, несмотря на использование современных компьютерных и телекоммуникационных технологий, мультимедийных средств обучения для процесса восприятия информации большое значение имеет живая речь преподавателя, которую невозможно заменить другими средствами и технологиями. Однако занятия с элементами ИКТ позволяют организовать работу с определенным видео- или аудиофрагментом, подобрать вопросы к нему и акцентировать внимание студентов на наиболее важных моментах или дать возможность иначе структурировать материал (таблица, схема); с помощью логических схем, которые даны на слайде, есть возможность сравнить содержание различных источников (летописи, археологические источники, судебники), что позволяет развивать критическое мышление студентов.
Но следует помнить, что не все так просто в применении мультимедиа-технологий, здесь есть свои немалые трудности. Восприятие кадров на экране требует достаточно большого напряжения и, если их слишком много, наступает быстрая утомляемость студентов. Поэтому такая форма обучения требует изменения привычной техники чтения лекции. К тому же картинки на экране не должны превратиться в веселый фильм для студентов, вот почему приходится тщательно подготавливать как сам материал, так и подробный сценарий лекции. Кроме того, не всякие учебные материалы годятся для визуализации. Наглядно-образные представления эффективны только тогда, когда они удовлетворяют дидактическим, методическим и психологическим требованиям учебного материала.
В обязательном порядке необходимо соблюдать единые требования оформления презентаций: избегать обилия текста, соблюдать размер шрифта, тщательно подбирать фон и картинки, чтоб информация «читалась».
По мере внедрения современных мультимедийных технологий в образование происходит изменение роли преподавателя в учебном процессе. Студенты посредством новых технологий приобретают более прочные и глубокие знания своей профессии. Традиционные методы и приёмы обучения на занятиях по дисциплине «История» имеют свои определенные достоинства, но они не в полной мере способствуют развитию и саморазвитию студентов в условиях современного информационного общества. Использование ИКТ способствует изменению методов и приемов обучения, структурированию элементов урока, увеличению объема получаемой в различных видах информации. Развивается творческая инициатива и самостоятельная деятельность студентов. Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков в освоении исторического материала, более глубокую заинтересованность предметом. Студент становится активным участником процесса обучения, а не пассивным слушателем лекций, организация материала позволяет ему вживаться в своеобразную роль исследователя. Устанавливаются и расширяются межпредметные связи с основами информатики и вычислительной техники. Студент получает возможность проектной деятельности по созданию учебных программ под руководством преподавателя.
В условиях рыночной экономики к выпускникам СПО предъявляются все более жесткие требования, как со стороны работодателей, так и со стороны общества в целом. Тем самым происходят изменения, которые обуславливают потребность пересмотра содержания и технологий профессионального образования с позиций развивающего и продуктивного обучения.