Статья авт.Бойченко Л.П., Реджепова З.М., Савёлова О.Г., Плетнёва Ю.Н. Применение ИКТ в преподавании дисциплины История в пищевом колледже №33 г. Москвы
Применение ИКТ в преподавании дисциплины «История»
в пищевом колледже №33 г. Москвы
Бойченко Л.П., Реджепова З.М., Савёлова О.Г., Плетнёва Ю. Н. - ГБПОУ «Пищевой колледж №33» г. Москвы
Современное общество характеризуется быстрыми и глубокими переменами, связанными со стремительным развитием, распространением и внедрением информационных технологий во все сферы человеческой деятельности. Успехи в информатизации нашего общества во многом зависят от того, как осуществляется подготовка всех его членов и, прежде всего, преподавателей к использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в педагогической деятельности. На сегодняшний день одним из важных направлений модернизации системы исторического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа, которые объединяют в себе как традиционную статическую визуальную информацию (текст, графику), так и динамическую (речь, видеофрагменты, музыку, анимацию). Тем самым возникает возможность одновременного воздействия на зрительные и слуховые органы чувств студентов, что позволяет создавать динамически развивающиеся образы в различных информационных представлениях, отнесённых к ситуации, процессу и вообще к их описанию. Система современного образования ведет к смене приоритетов в деятельности преподавателя - не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска студента. Информационно-коммуникативные технологии становятся необходимым компонентом занятий истории в современном колледже и современный преподаватель – это высокопрофессиональный педагог, использующий в своей работе информационные и телекоммуникационные технологии. Лекции с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время преподавателя и студента, позволяет студенту работать в своем темпе, позволяет педагогу работать со студентом дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Применение мультимедиа-технологий в ходе образовательного процесса представляет:
- богатейшее расширение дидактических возможностей лекции; - наглядное представление учебного материала;
- эффективное усвоение теоретических основ дисциплин и практик их применения через активизацию познавательной деятельности студентов, повышению интереса к предмету;
- развитие приёмов мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
- развитие умений осуществлять обработку информации;
- формирование информационной культуры; - возможность существенно сэкономить время и намного увеличить объем учебного материала;
- возможность улучшить качество графического материала и облегчить восприятие наглядных компонентов.
Необходимо помнить, что, несмотря на использование современных компьютерных и телекоммуникационных технологий, мультимедийных средств обучения для процесса восприятия информации большое значение имеет живая речь преподавателя, которую невозможно заменить другими средствами и технологиями.
Занятия-презентации имеют ряд преимуществ:
- потери рабочего времени сведены к минимуму, есть возможность проверить знания студентов, осуществить самопроверку или взаимопроверку;
- в ходе лекции можно включить видеофрагмент, организовать работу с определенным фрагментом и вопросами к нему;
- с помощью логических схем, которые даны на слайде, сравнивать содержание различных источников (летописи, археологические источники, судебники), что позволяет развивать критическое мышление студентов;
- с помощью системы заданий, вопросов, выставленных на слайде, организовать работу с текстом учебника, документа;
- на слайде может быть таблица, а так же инструкция по ее заполнению;
- с помощью заданий на слайде можно активизировать познавательную деятельность студентов.
Использование ИКТ позволяет:
- экономить время при объяснении нового материала;
- сделать новый материал более наглядным и доступным для восприятия виде;
- воздействовать на разные системы восприятия, что позволит лучше усваивать материал;
- вариативность в работе педагога, в зависимости от своих педагогических и методических предпочтений, уровня подготовки студентов, профиля и особенностей материальной базы учебного заведения.
Использование ИКТ предоставляет возможности планировать свое занятие, использовать кинофрагменты, электронные презентации, осуществлять контроль усвоения знаний. Но следует помнить, что не все так просто в применении мультимедиа-технологий, здесь есть свои немалые трудности. Восприятие кадров на экране требует достаточно большого напряжения и, если их слишком много, наступает быстрая утомляемость студентов. Поэтому такая форма обучения требует изменения привычной техники чтения лекции. К тому же картинки на экране не должны превратиться в веселый фильм для студентов, вот почему приходится тщательно подготавливать как сам материал, так и подробный сценарий лекции. Кроме того, не всякие учебные материалы годятся для визуализации. Наглядно-образные представления эффективны только тогда, когда они удовлетворяют дидактическим, методическим и психологическим требованиям учебного материала.
По мере внедрения современных мультимедийных технологий в образование происходит изменение роли преподавателя в учебном процессе. Студенты посредством новых технологий приобретают более прочные и глубокие знания своей профессии. Традиционные методы и приёмы обучения на занятиях по дисциплине «История» имеют свои определенные достоинства, но они не в полной мере способствуют развитию и саморазвитию студентов в условиях современного информационного общества. Использование ИКТ способствует изменению методов и приемов обучения, структурированию элементов урока, увеличению объема получаемой в различных видах информации. Развивается творческая инициатива и самостоятельная деятельность студентов. Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков в освоении исторического материала, более глубокую заинтересованность предметом. В условиях рыночной экономики к выпускникам СПО предъявляются все более жесткие требования, как со стороны работодателей, так и со стороны общества в целом. Тем самым происходят изменения, которые обуславливают потребность пересмотра содержания и технологий профессионального образования с позиций развивающего и продуктивного обучения.