Статья авт. Бойченко Л.П.,Реджепова З.М.О значимости активных и интерактивныз методов обучения
О значимости активных и интерактивных методов обучения
в пищевом колледже №33 г. Москвы
Бойченко Л.П., Реджепова З.М. - ГБПОУ «Пищевой колледж №33» г. Москвы
Большой объем информации, необходимой для усвоения к концу обучения в учебном заведении вынуждают использовать в средних специальных образовательных учреждениях различные методы активного и интерактивного методов обучения. На сегодняшний день, следует отметить, что активные и интерактивные методы обучения не получили достаточно широкого распространения во многих, как общеобразовательных, так и профессиональных, дисциплинах. Цель наших наблюдений заключалась в выявлении возможности и теоретической обоснованности применения, активных и интерактивных методов обучения вообще, а также поделиться некоторыми выводами из практики личного участия и использования таких методов обучения в преподавании. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть общее понятия активных и интерактивных методов обучения;
- выявить соотношение активных и интерактивных методов обучения;
- обобщить методику подготовки и проведения таких активных и интерактивных методов обучения как, мозговой штурм и кейсовый метод обучения.
В качестве объекта наблюдения мы определили теорию и практику активных и интерактивных методов обучения. Затем был выделен предмет исследования, заключающийся в методических разработках и практике применения активных и интерактивных методов обучения. В качестве основной гипотезы исследования и наблюдения являются, на наш взгляд, активные и интерактивные методы обучения, которые способствуют развитию у студентов самостоятельного мышления и способности решать нестандартные не только специфические, но технологические задачи. Рассматривая методологические основы и методы исследования такие как:
теоретические методы: изучение и анализ педагогической, психологической, дидактической, методической и специальной литературы, нормативных документов;
эмпирические методы: целенаправленное психолого-педагогическое наблюдение, изучение результатов деятельности, анкетирование, тестирование, моделирование, педагогический эксперимент.
В. А. Сухомлинский призывал специальными мерами и приёмами поддерживать желание учеников быть первооткрывателями. А. М. Смолкин дает следующее определение: активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и обучающиеся.
Активный метод – это форма взаимодействия обучающихся и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и обучающиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники занятия.
Интерактивный метод («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействие, нахождение в режиме беседы, диалога с кем-либо. Иными словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на преобладание активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Значимо-важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, студенты не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый, а также приобретают конкретные навыки и умения.
Традиционно активные методы обучения (без учета их интерактивности) делятся на два типа. Активные методы обучения первого типа включают в себя проблемные лекции, проблемно-активные практические занятия, семинары и дискуссии, курсовое и дипломное проектирование, практику, стажировку, конференции. Все они ориентированы на самостоятельную деятельность обучаемого студента и его проблемность. Но в них отсутствует имитация реальных обстоятельств в условной ситуации. Активные методы обучения второго типа (имитационные) подразделяются на неигровые и игровые. Интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого обучающегося задач. Интерактивное обучение исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе результатов анализа определённых обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми, вступать в деловые контакты. Здесь уместно привести китайскую пословицу «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я могу запомнить, вовлеки меня, позволь мне сделать это – я пойму и это станет моим навсегда». Исследования, проведенные Национальным тренинговым центром (США, штат Мэриленд), показали, что интерактивные методы позволяют резко увеличить % усвоения материала. Результаты этого исследования отражены, как известно, в "Пирамиде обучения". Из этой пирамиды видно, что наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция 05%, чтение - 10%), а наибольший интерактивные 221 (дискуссионные группы - 50%, практика через действие - 75%, обучение других, или немедленное применение - 90%). Степень вовлеченности студентов в процесс познания можно представить в виде диаграммы, где 10% - читаем, 20% - что слышат, 30% - видят, 50% - того, что видим и слышим, 70% - того, что говорим, 90% - того, что говорим и делаем.
К методическим приёмам и формам интерактивного обучения мы относим те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний. Эти знания, с учетом необходимости формирования общих и профессиональных компетенций, включают в себя: тематические дискуссии, решение задач с помощью методов моделирования, применение ИКТ и персональных компьютеров и др. Можно также использовать деловые или ролевые игры как имитационно-игровое моделирование.
Методы моделирования имеют большие преимущества в сравнении с другими, это: развитие навыков проведения исследований, анализа и формирование критического мышления, понимание взаимосвязи между теорией и практикой; изучение теории принятия решений на конкретных примерах из практики обработки информации, бизнеса и отработки типовых схем решения проблемных ситуаций, тренировка навыков принятия различных решений; возможность выбора из множества вариантов решений, развитие творческих начал; поощрение индивидуальной и самостоятельной работы студентов в сочетании с групповым обсуждением, развитие навыков работы в команде; возможность контроля и текущей оценки знаний и умений обучающихся. Подводя итог изложенному материалу, можно сделать следующие выводы:
1. Реформы в области образования устанавливают, что реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов.
2. Активные и интерактивные методы обучения - это методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся и изменяющие его пассивную роль слушателя на роль полноправного участника процесса обучения. Такие методы обучения позволяют активизировать самостоятельную работу.
3. Считаем, что применения активных и интерактивных методов обучения должны использоваться не по желанию преподавателя, а как обязанностью.
4. В современных условиях качество образования – одна из важнейших характеристик конкурентоспособности учебного заведения, поэтому учебному процессу с применением активных и интерактивных методов обучения должно уделяться первостепенное значение.
5. Значимость применения активных и интерактивных методов обучения определяется формированием соответствующих компетенций.
6. Использовать повсеместно ИКТ для обработки информации при изучении как общеобразовательных, так и профессиональных дисциплин.