Урок-размышление Уроки мужества и доброты по рассказу В.Распутина Уроки французского


Урок – размышление
по рассказу В.Г. Распутина
«Уроки французского»
Уроки … и …
Цели урока:
образовательные: понять, для чего автор описывает события из своей жизни; какие уроки получил главный герой; определить идею рассказа; определить характеры героев рассказа;
воспитательные: воспитывать в учениках здоровое чувство доброты, справедливости, гордости и человеческого достоинства; формировать духовную память и обогащать их духовный опыт; воспитание уважения к личности и творчеству В. Г. Распутина;
развивающие: развивать умения анализировать художественное произведение; развивать речь, логическое и аналитическое мышление.
Тип урока: интегрированный (литература, история России, обществознание)
Форма урока: урок – размышление
Форма учебной работы: классно-урочная
Техническое обеспечение: мультимедийная установка (презентация по биографии В.Г. Распутина с кратким очерком его творчества; слайды к уроку; песни «Дорогою добра», «Учительница», фрагмент телевизионного фильма «Уроки французского» режиссера Евгения Ташкова).
Характеристика урока
Приобретаемые навыки учащимися: учащиеся учатся мыслить, добывать знания в групповой и самостоятельной работе, отстаивать свою точку зрения; уметь оценивать поведение литературных героев и определять их характеры идею художественного произведения; самостоятельно определять цель урока, искать и обрабатывать информацию, формулировать выводы.
Приобретаемые учащимися жизненные ценности: быть добрыми и мужественными, обогащать свой духовный опыт и память.
Роль учителя на уроке: вдохновитель и помощник
Организация работы: индивидуальная (презентация по биографии и творчеству В.Г. Распутина); работа в группах; фронтальная работа с классом.
Методы урока: 1.словесные (слово учителя);
2.репродуктивный (пересказ прочитанного отрывка, чтение эпизодов, беседа по содержанию);
3.наглядно-иллюстративный (слайды компьютерной презентации, фрагмент фильма);
4.частично-поисковый (нахождение эпизодов при работе в парах, выбор эпиграфа к уроку и домашнего задания).
План урока:
1.Оргмомент. Размышление (слайд №1).
2.Целеполагание (слайд №2).
3.Презентация по биографии и творчеству В. Г. Распутина.
4.Основная часть урока. Изучение нового материала:
а) фронтальная беседа с классом;
б) выступления групп ( записи на доске, просмотр отрывка из кинофильма).
5.Подведение итогов обсуждения.
6.Составление словаря нравственных понятий (слайд №3)
7. Проверка домашнего задания (пословицы или мудрые высказывания великих людей о добре и зле, мужестве и предательстве, трусости)
8. Выбор эпиграфа к теме урока. Слайд №1
9. Значение посвящения и вступления к рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского».
10.Подведение итогов. Рефлексия. Оценивание ответов учащихся.
Ход урока.
НА ПЕРЕМЕНЕ ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ДОРОГОЮ ДОБРА» («УЧИТЕЛЬНИЦА»)
Вступление. Слайд №1
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим необычный урок: во-первых, урок внеклассного чтения; во-вторых, это урок-размышление по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского» (урок посвящается 75-летию автора). Я надеюсь, что присутствие гостей не помешает вам думать, рассуждать, задавать вопросы, спорить, высказывать свою точку зрения.
СЛАЙД №1 (высказывания выходят по очереди)
«Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает» (В.Г. Распутин).
Как вы понимаете эти слова?
«…спустя более чем 20 лет я сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то со мной, пятиклассником, мальчишкой из глухой сибирской деревни. Вернее, стал записывать то, что никогда не забывалось, что постоянно просилось во мне на люди. Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя». (В.Г.Распутин)
Как связаны эти высказывания с темой урока?
- Рассказ связан с биографией автора.
2.Целеполагание. СЛАЙД №2
Внимательно посмотрите на название урока. Можете ли вы его определить сразу? Я советую не спешить, подумать.
Давайте определимся с целью урока. Что вы ждете от урока, на какие вопросы хотели бы получить ответы?
- проанализировать…
- понять, какие уроки на самом деле получил главный герой…
- понять, для чего автор описывает события из своей жизни;
-дать оценку поступкам героев рассказа
Посмотрим на слайд. Слайд №2 (цели урока)
3. С чего начнем? Может быть, что-то станет более понятным, если мы познакомимся с биографией Валентина Григорьевича Распутина (презентация).
4. Основная часть урока. Изучение нового материала. Анализ рассказа.
1.Фронтальная беседа с классом.
Какие события рассказа носят автобиографический характер? Что в рассказе указывает на его автобиографичность?
Повествование ведется от 1-ого лица. Время действия в рассказе -1948 г, послевоенный голод. В.Г.Распутин окончил в это же время начальную школу в Аталанке и вынужден был перебраться жить одному в районный центр за 50 км от дома, чтобы продолжить учебу.
2. Общее впечатление. Какие мысли и чувства вызывает рассказ и его герои?
-Рассказ понравился, хотя читать было нелегко, т.к. автор повествует о тяжелом времени, об одиночестве, о жестокости и голоде. Но всему этому противостоит маленький герой и его учительница, которые привлекают силой своего характера, честностью, благородством.
3. Давайте поговорим о них подробнее (работа в группах)
1-ая группа Главный герой рассказа
1.Как и почему жилось мальчику в родном доме и у знакомых? Есть ли еще в тексте рассказа приметы трудного послевоенного времени?
- Он постоянно испытывал муки голода (зачитать отрывок со слов «Весной, когда пришлось особенно туго…» до слов «а мы по неопытности что-то там делали неверно»). Этот отрывок вызывает сначала улыбку, а потом горькое чувство. Рассказчик, уже взрослый человек, не смеется над странной затеей детей, ведь все это они придумали, чтобы спастись от голода. В тексте много эпизодов, которые рисуют трудное послевоенное время. Трудно и голодно было не одному мальчику ( «Голод еще в тот год не отпустил», «колхозник в те годы был рад любой копейке», «жили мы без отца, жили совсем плохо», «нас у матери было трое, я самый старший», «корову не держали», «денег у нас не водилось»; «тетя Надя, крикливая, замотанная женщина, одна мыкалась с тремя ребятишками»; «голод здесь совсем не походил на голод в деревне»; «мне все время хотелось есть, даже во сне я чувствовал, как по моему желудку прокатываются судорожные волны»; макароны для мальчика – «богатство с приисков»; радиоприемник комнате Лидии Михайловны – «невиданное чудо».
2.Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь? Какие испытания ожидали его? Какие черты характера проявляет мальчик? (выпишите их на доске)
-Несмотря на эти трудности, он «учился хорошо», в школу ходил с удовольствием, в деревне «признавался за грамотея», писал за старух и читал письма, проверял облигации, поэтому мать решила отправить сына в город учиться.
-Герой по-прежнему голодает. Кроме того, сталкивается с жестокостью мира, в котором живет. Пропажа продуктов смущает мальчика. Но герой проявляет достоинство, благородство, деликатность: «Кто потаскивал – тетя Надя ли… я не знал. Я боялся даже думать об этом, не то что следить» (прочитать отрывок полностью)
-Еще одно испытание для героя – одиночество ( зачитать эпизод свидания с матерью). Наш герой опомнился и убежал, потому что ему стало стыдно за свою слабость перед матерью, всей своей деревней. Ведь он первый из родной деревни поехал учиться дальше, он должен оправдать надежды. В этом эпизоде проявляется гордость характера мальчика, гордость человека, умеющего преодолевать свою слабость.
3.Какие приемы раскрытия характера героя использует автор?
- речь героя; в ней преобладает разговорная, бытовая лексика (примеры: «тетя Надя, крикливая, замотанная женщина, одна мыкалась с тремя ребятишками»), но и в обычной фразе нередко встречаются слова, передающие сложную гамму чувств и переживаний.
УЧИТЕЛЬ: Какое отношение имеет к уроку эта вещь? (показывает облигацию послевоенного времени)
Вывод: деталь – еще один прием раскрытия характера героя; « Особую поэзию рассказов Распутина составляет умение отыскать и преподнести деталь, совершенно пронзительную и, при всей своей невероятности, очень вещественную и убедительную»,-пишет критик И.Розенфельд. (Попросить в краеведческом музее и показать детям облигацию)
4.Какие качества характера проявили мальчик и учительница? Оформите записи на доске.
Запись на доске Качества героя: честность, упорство, смелость, мужество, стойкость, воля, самостоятельность2-ая группа Герой и мальчишки
1.Почему герой рассказа стал играть в чику? Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик?
-Вадик и Птаха играют в «чику» не из-за голода, как мальчик: «Вадимом руководило чувство жадности и собственного превосходства над младшими. Он всегда считал себя умнее, хитрее, выше всех». Птаха – тень Вадика, его подручный, собственного мнения не имеет, но такой же подлый. Тишкин – выскочка, суетливый, заискивает перед старшими и сильными.
2.Найдите слова, передающие состояние мальчика в тот момент, когда Вадик и Птаха избивают его. Почему они это сделали?
-Им не нравится, что он серьезен, что он почти отличник, что ему надо делать уроки. Вадик чувствует превосходство мальчика и боится, что другие ребята, зависимые от него, тоже могут это понять.
Вывод: Во время избиения мальчик ведет себя мужественно, упрямо твердит свою правду: «Перевернул!» Слабый, больной, малокровный, он старается не унизиться: « Я старался только не упасть, ни за что не упасть, даже в те минуты мне казалось это позором».
3.Какого цвета была крапива на поляне? Какое отношение это имеет к событиям? Как называется это средство выразительности?
- Игра на деньги – грязное («черное») дело, на душе у мальчика черно. Автор использует эпитеты как одно из средств выразительности
4.Какие качества характера проявили мальчик и учительница? Дополните записи на доске.
3-я группа Мальчик и Лидия Михайловна
1.Прочитайте разговор Лидии Михайловны и героя рассказа после уроков (по ролям). Обратите внимание на их портреты. Почему, по-вашему, эти описания автор поставил рядом? Как называется этот прием? Чего добивается писатель?
- Этот прием называется антитеза (противопоставление)
2.Почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий по французскому языку? Случайно ли это? Как сама учительница объясняет это своему ученику?
- В общении с Л.М. вновь проявляются гордость, непреклонность, благородство мальчика: он голоден, но отказывается есть дома у учительницы; вежливо, но решительно отказывается принять посылку с макаронами. В поединке с неподдающимся языком писатель показывает его трудолюбие, упорство, желание учиться и преодолевать трудности.
УЧИТЕЛЬ: По рассказу Распутина снят телевизионный фильм. Предлагаю посмотреть эпизод фильма и подумать над вопросами: Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок? Что выдавало ее во время игры?
- Она хотела помочь мальчику выдержать испытание голодом. Она понимала, что в другой форме этот необычный ученик помощи от нее не примет. Он принимал от нее деньги, потому что это был «честный выигрыш»
- По-моему, Лидия Михайловна очень тонко понимает своих учеников в отличие от директора, который не любит учеников и действует только по инструкции, формально. Когда мальчик не принял посылку, она выбрала форму игры, хотя рисковала при этом.
4. Какие качества характера проявили мальчик и учительница? Дополните записи на доске.
Качества Лидии Михайловны: чуткость, милосердие, чувство собственного достоинства, щедрость, отзывчивость, честность, смелость, мужество5.Подведение итогов обсуждения. Идея рассказа.
УЧИТЕЛЬ: Почему рассказ называется «Уроки французского»? Какие нравственные уроки преподает своему ученику Лидия Михайловна?
- Непреклонная, очень открытая человечность была самым главным, самым важным в уроках далекого и изысканного языка. Но еще – уроки мужества и доброты преподает молодая учительница, не побоявшаяся грозного директора.
Вернемся к теме урока. Допишите ее (УРОКИ МУЖЕСТВА И ДОБРОТЫ) Лидия Михайловна Молокова, настоящая учительница Распутина, стала прототипом учительницы французского языка.
Распутин вспоминал: «Она купила мою книжку, узнала в авторе меня, а в героине рассказа себя и написала мне. Удивительно, но Лидия Михайловна, оказывается. Не помнит, что она похожим же образом, как в рассказе, образом отправляла мне посылку с макаронами. Я это прекрасно помню и ошибаться не могу: было. Меня сначала поразило: как же так не помнит?! Как можно такое забыть?! Но, поразмыслив, понял, что удивительного тут в сущности нет ничего: истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. Так и должно быть. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе – изволь и ты мне помогать), а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе. И если, уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия».
6.Прочитайте подобранные вами пословицы или мудрые высказывания великих людей о добре и зле, мужестве и предательстве, трусости
Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра. (Л.Н. Толстой)
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Л.Н.Толстой)
Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. (Л.Н. Толстой)
Тот, кто сеет зло, пожинает раскаянье. (Саади)
Если не хочешь знать страха, не чини зла. (Кабус)
Кто громоздит злодейство на злодейство, свой множит страх. (Сенека)
Жизнь злых людей полна тревог. (Дидро)
Как хорошо, что доброта
Живет на свете вместе с нами.
Без доброты ты – сирота,
Без доброты ты – серый камень.
Добрым быть совсем непросто,
Доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
7. Выбор эпиграфа к теме урока. СЛАЙД №1
«Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает» (В.Г. Распутин)
«Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя». (В.Г.Распутин)
Какие слова вы выбрали бы в качестве эпиграфа? Почему? Запишите в тетрадь.
8.Значение посвящения и вступления к рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» (группа №4)
Прочитайте посвящение и вступление к рассказу. Каково их идейно-композиционное значение?
- Вступление раздвигает рамки повествования;
- придает ему более глубокий, обобщающий смысл; мы понимаем, что рассказ обо всех учителях, бескорыстно и мужественно делавших свое дело;
- рассказ заключает в себе 3 плана: действительный мир; его отражение в сознании ребенка; воспоминания взрослого человека о своем трудном, голодном, но прекрасном детстве.
Р.S. Рассказ посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой – матери товарища, земляка Распутина, замечательного драматурга А. Вампилова, которая всю жизнь проработала в сельской школе учителем математики. Валентин Григорьевич познакомился с ней, когда она уже многие годы отработала в школе, и его поразило, что в ее глазах не было жестокости, свойственной многим учителям. И человеком она была очень мудрым и добрым.
9. Составление «словаря нравственных понятий». Слайд №3.
Для чего автор описывает события из своей жизни?
- Герой рассказа на всю жизнь запомнил то, что молодая учительница спасла его от голода и позора. СЛАЙД №3
- «Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. Это то главное и как бы высшее, дающее нам нравственное направление вперед, что мы выносим из событий своей жизни и что представляет интерес не только для нас одних. Когда такое происходит и когда моральное извлечение из внешних событий представляется нам важным, мы, естественно, хотим поделиться им с другими людьми», - такое объяснение дал сам автор.
Как вы его понимаете?
Давайте составим «словарь нравственных понятий»
Посмотрите внимательно на слова, записанные на доске. Вспомните из уроков обществознания, какое понятие их объединяет. (СЛАЙД №4)
Духовные ценности - нравственные законы (понятия), по которым живет человек.
Духовная память - память о тех людях и событиях, которые оставили глубокий след в нашем нравственном развитии, которые определили наше отношение к миру.
Духовный опыт – важный опыт, приобретенный в определенных жизненных ситуациях
Учитель: Именно наличие или отсутствие этих нравственных категорий отличает личность от индивида. Личностью можно стать в 15 лет и не стать личностью до конца жизни. Только духовная память делает человека внутренне красивым. Кого из героев рассказа можно считать личностью?
- Хочется пожелать, чтобы вы стали личностями.
10. Подведение итогов урока. Итак, наш урок подошел к концу. Что нового и полезного вы для себя в нем почерпнули? Чему учит вас этот рассказ?
- Вместе с писателем сопереживать юному герою и его учительнице;
- размышлять о добре и зле;
- рассказ учит внимательнее всматриваться в окружающих, в своих близких, в себя.УЧИТЕЛЬ: Спасибо за это писателю В.Г. Распутину.
11. Домашнее задание. Определите его сами. Условие: это должна быть небольшая по объему письменная работа: СЛАЙД №5
-сочинение о любимом учителе
- очерк о человеке, который бескорыстно делает добро
- размышление по рассказу Распутина (вопросы, которые мы не обсуждали)
-рассказ о человеке-личности
12. Рефлексия.
Продолжите фразу: «Я на сегодняшнем уроке (узнал, научился, понял, удивился, чувствовал себя) … Мне на сегодняшнем уроке…
13.Оценивание ответов учащихся
- Я попрошу руководителей групп оценить работу своих одноклассников.
СПАСИБО ЗА УРОК! УРОК ОКОНЧЕН
В КОНЦЕ УРОКА ЗВУЧАТ ПЕСНИ об учителях
Из самоанализа:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим необычный урок: во-первых, урок внеклассного чтения (урок посвящается 75-летию автора) ; во-вторых, это урок-размышление по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». Я надеюсь, что присутствие гостей не помешает вам думать, рассуждать, задавать вопросы, спорить, высказывать свою точку зрения,- такими словами начала открытый урок учитель русского языка и литературы, «Отличник народного образования» Симендяева Валентина Михайловна.
Лейтмотивом урока стала песня «Дорогою добра», которая прозвучала на перемене. Содержание рассказа доступно девятиклассникам, поэтому, готовясь к уроку, школьники поработали в группах, самостоятельно подготовили презентацию по биографии и творчеству В.Г. Распутина. В ходе урока-размышления учащиеся учились мыслить, добывать знания в групповой и самостоятельной работе, отстаивать свою точку зрения; оценивать поведение литературных героев и определять их характеры, идею художественного произведения; самостоятельно определять цель урока, искать и обрабатывать информацию, формулировать выводы.
Приобретаемые учащимися жизненные ценности: быть добрыми и мужественными, обогащать свой духовный опыт и память.
Роль учителя на уроке: вдохновитель и помощник
Организация работы: индивидуальная ( презентация по биографии и творчеству В.Г. Распутина); работа в группах; фронтальная работа с классом.
Методы урока:
1.словесные (слово учителя);
2.репродуктивный (пересказ прочитанного, чтение эпизодов, беседа по содержанию);
3.наглядно-иллюстративный (слайды компьютерной презентации, фрагмент фильма);
4.частично-поисковый (нахождение эпизодов при работе в парах, выбор эпиграфа к уроку и домашнего задания).