Урок литературы Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»(6 класс)

Урок литературы с использованием компьютерных технологий.
6 класс


Провела учитель русского языка и литературы
МБОУ КСОШ №2
Чамзинского района Сизова М.А.


Тема урока: Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского».

Цели: познакомить с жизнью и творчеством писателя В. Г. Распутина и его рассказом «Уроки французского»;
проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока.
1.Организационный момент.
Приветствие учителя, сообщение темы и целей урока. (Слайд №1).
2.Работа с эпиграфом к уроку.
Эпиграф:
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Л.Н.Толстой (Слайд №2).
3.Вступительное слово учителя о писателе:
Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в простой семье в Иркутской области, в посёлке Усть - Уда, расположенном на берегу Ангары, неподалеку от города Иркутска. Рос он в этих же местах, в деревне Аталанка. В первый класс начальной школы будущий писатель пришёл в 1944 году, когда шла война. В Аталанке не гремели бои, но жизнь, как и во всей стране, здесь в те годы, была очень трудной.
Окончив хорошо четыре класса в деревне, Распутин хотел продолжать учебу. Но школа в Аталанке была только начальной, поэтому ехать надо было в районный центр Усть – Уда за пятьдесят километров от родной деревни. Каждый день так далеко туда и обратно ездить не станешь, поэтому пришлось перебираться туда жить, одному, без родителей, без семьи.
Став уже взрослым, Распутин писал:
«....Спустя более чем 20 лет я сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то со мной, пятиклассником-мальчишкой из глухой сибирской деревни. Вернее, стал записывать то, что никогда не забывалось, что постоянно просилось во мне на люди. Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки, лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя»
Лидия Михайловна Молокова, настоящая учительница Распутина, стала прототипом учительницы французского языка в рассказе "Уроки французского" (Слайд №3-4).
4Чтение и обсуждение статей учебника.

Прочитаем статью Распутина "Уроки доброты".

- Как объясняет писатель автобиографический характер своего рассказа?

- Как это характеризует самого писателя?

Прочитаем отрывок из статьи " Из истории создания рассказа " Уроки французского"

- Кому посвящает Распутин свой рассказ?

- Что заставило В. Распутина написать рассказ "Уроки французского"? (Слайд№5-7).
Учитель:
- Молокова приехала в Усть-Уду по распределению после окончания Иркутского института иностранных языков в 1952 году. Она приехала, как вспоминают, очаровательная, красивая, настоящая француженка, и все ученики в нее были просто влюблены.
"Нас было две "француженки", вспоминала Лидия Михайловна. Тосковали первое время по городу, потом втянулись в работу уроки, кружки, школьные вечера... В школе было два 8-х класса. У Веры Андреевны класс был образцовым (Валентин Григорьевич учился в этом классе), мне же дали сборный плюс своих разбойников. Я намучилась, проклиная час, когда сошла с парохода и пришла в школу, даже поплакала».
Спустя годы Лидия Михайловна Молокова жила уже в Саранске и работала в Мордовском университете. Бывала в гостях у своего бывшего ученика - писателя Распутина. Она прекрасно понимала, что Распутин писал свою учительницу со всех своих учителей, брал лучшее от каждой, вот почему она у него получилась такая человечная.
5.Словарная работа.
Этика – 1)философское учение о морали, ее развитии, нормах и роли в обществе. 2)совокупность норм поведения.
правила, определяющие поведение, качества, необходимые человеку в обществе.
Гуманизм – человечность в отношении к людям, человеколюбие. (Слайд№8).
6.Анализ рассказа.
Жизнь юного героя по рассказу Распутина:
-Кто герой рассказа?
- Какова его семья?
- Каково ее материальное состояние?
- Почему?
- Почему мать все же решается послать сына на учебу? Неужели не знает, что ему будет тяжело? Ведь она не многим может помочь сыну...
- А он, почему соглашается? Чужие люди, чужой дом...
- Какие чувства мальчик переживает, оказавшись вдали от дома?
- Есть ли у него друзья? Почему?
- Легко ли ему живется?
- Какой выход он находит?
- Как даются ему выигрыши?
- Как другие ребята относятся к Вадику и Птахе, и как относится к ним герой?
- Какие правила для себя установил мальчик при игре в деньги? Почему?
- Почему Вадик и Птаха избили его?
- Какие качества характера своего героя подчеркивает автор? (Слайд № 9-10).
Работа с текстом: (Слайд№11-12).
Сравните два описания той полянки, на которой ребята играют на деньги:
– Чем отличаются эти картины между собой?
Как эти картины связаны с настроением и состоянием рассказчика?
(Эти два описания передают различные внутренние состояния рассказчика: ясная и сухая погода, синее небо, приветливое солнце противопоставлены чёрной крапиве, жёлтой сухой траве)
Словарная работа: Антитеза (противопоставление) – это художественный приём характеристики героя в эпическом произведении: сначала рассказчик счастлив от того, что у него есть деньги на молоко, а потом он испытывает обиду и боль от человеческой несправедливости. (Слайд№13).


Образ учительницы в рассказе Распутина:
Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна? (Слайд №14).
- Как реагирует Лидия Михайловна, увидев в первый раз синяки у своего ученика?
- Почему?
- Что переживает герой, когда Тишкин предает его? Чего он ожидал?
- Как себя повела Лидия Михайловна? Почему?
- Для чего она назначает мальчику дополнительные уроки?
- Как чувствует себя герой у нее в гостях? Почему?
- Зачитайте и сопоставьте его и ее портрет.
- Для чего автор ставит их рядом?
- Какое художественное средство он использует?
- Каково первоначальное представление мальчика об учителе и как постепенно оно меняется? Какой оказывается Лидия Михайловна?
- Почему она начинает играть с ним на деньги?
- Как ведет она себя в эпизоде разговора с директором? Почему?
- Какие черты характера проявляет Лидия Михайловна? (Слайд №15-16)

7.Работа с фрагментами из фильма «Уроки французского» (Слайд№17-20).
8. Как вы понимаете смысл высказываний: (Слайд№21).
«Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях» (Л. Н. Толстой).
«Когда кто – нибудь совершает для другого доброе дело, радуйтесь: сразу два человека стали счастливы» (К. Пеппер).
«Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать». (К. Боуви).
9.Обобщение материала:
Почему рассказ называется «Уроки французского»?
Какой главный урок преподала учительница?
Какие уроки преподал нам В. Распутин? Чем интересен его рассказ? (Слайд№22)

Заключительное слово учителя:
Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь» (в доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным «лёгкими и незнакомыми запахами иной жизни»), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности. (Слайд №23).
Вывод: «Уроки французского» - уроки жизни, мужества, доброты. (Слайд№24).
Чтение стихотворения «Доброта». (Слайд№25)

10.Домашнее задание: Написать сочинение по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». (Слайд№26).
15