Конспект урока по литературе на тему Нравственные уроки рассказа В.Г. Распутина Уроки французского.

Приложение 2
к Положению о районном конкурсе «Лучший видео урок»
Технологическая карта урока 
Организационная информация

Предмет
Литература

Название учебного пособия и образовательной программы с указанием автора
Литература 6 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. Ч. 2/ В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.

Класс
6

Тема
Нравственные уроки рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».

Автор урока (ФИО, должность)
Бледнова Полина Леонидовна

Образовательное учреждение
МБОУ «Сохновская СОШ»

Описание урока

Тип урока
Урок «открытия» нового знания

Время реализации урока
45 мин.

Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные)

Создать условия для раскрытия духовных ценностей, нравственных законов по которым живут герои В.Г. Распутина рассказа «Уроки французского»

Задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные)
- познакомить с некоторыми фактами из жизни и творчества В.Г. Распутина
- раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои рассказа «Уроки французского».

Планируемые результаты
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока
Предметные.
- находит в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- находит в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение;
- ориентируется в соответствующих возрасту словарях;
- формулирует несложные выводы, основываясь на тексте, находит аргументы подтверждающие вывод.


УУД
Личностные УУД
-формирование мотивационной основы учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу,
Метапредметные.
(регулятивные УУД)
-принимает и сохраняет учебную задачу;
- проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-оценивает правильность выполнения действий и вносит необходимые коррективы в использовании.
(познавательные УУД)
- осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- строит сообщения в устной форме;
- осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- строит логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.
- устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге.
(коммуникативные УУД)
- строит монологические высказывание для решения задач.
- формулирует собственное мнение и позицию;
- учитывает разные мнения и интересы, обосновывает собственную позицию;
- участвует в учебном диалоге при обсуждении прочитанного.
- высказывает суждения на основе существующих точек зрения

Ресурсы, оборудование и материалы, использующиеся на уроке: технические средства обучения, ЭОР, раздаточный материал, лаборатория и др. (перечислить)
Литература 2 часть, В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, карточка с заданиями, презентация.



Список учебной и дополнительной литературы
Информация о писателе

Ссылки на использованные Интернет-ресурсы


Проект урока

Этапы урока
Планируемые результаты каждого этапа урока
(предметные, метапредметные, личностные)
Используемые педагогические технологии, методы, приемы, формы, оборудование, материалы, ресурсы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Диагностика достижения результатов
(как проверяете, достигнуты ли планируемые результаты)

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Личностные УУД
-формирование мотивационной основы учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу,

Полилог
Настраивает учащихся на урок.

– Поговорим?
Дети:
– Поговорим!
- А знаете о чём?
 Дети:
– О чём?
– О разном и о прочем, о том, что хорошо и хорошо не очень. Поговорим?
Дети:
– Поговорим! Нам будет интересно!
Принимают участие в полилоге.


Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Регулятивные УУД
-принимает и сохраняет учебную задачу;
-выделяет необходимую информацию из текста;

Коммуникативные УУД
-строит монологические высказывание для решения задач;.
Познавательные УУД
-строит речевые высказывания в устной форме;
-устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге.


- Наш сегодняшний урок мы начнем с высказывания.

Пусть не черствеют наши души,
И в сердце доброта царит,
Не важен облик твой наружный,
А важно кто ты из нутрии.

- О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Тему нашего сегодняшнего урока, как и всегда, вы попробуете сформулировать самостоятельно. А помогут вам в этом ответы на следующие вопросы:
-Доброта. Именно это человеческое качество является основным у героев произведения, заданного вам для домашнего чтения. Назовите его.
-Назовите фамилию, имя и отчество его автора.
- Назовите жанр прочитанного вами произведения.
- Какое из указанных определений наиболее точно, по вашему мнению, отражает суть прочитанного вами произведения:
Серьёзные уроки
Нравственные уроки
Горькие уроки










Ответы детей.(о добре о доброте).











- «Уроки французского»

- Валентин Григорьевич Распутин.

- рассказ








Нравственные уроки.


Этап построения проекта выхода из затруднения
Коммуникативные УУД
- участвует в учебном диалоге при обсуждении прочитанного.
Регулятивные УУД
- проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Познавательные УУД
-строит речевые высказывания в устной форме;
- осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.


















Работа с толковым словарём







Приём «от общего к частному»
Пожалуйста, сформулируйте, опираясь на ключевые слова, тему сегодняшнего урока:
Валентин Распутин
«Уроки французского»
Рассказ
Нравственные уроки
- Для того чтобы раскрыть тему нашего урока, какие задачи мы должны решить? О чем задуматься и поговорить?
- .Знаете ли вы, что такое нравственность?
- Давайте уточним лексическое значение слова «нравственность». Заглянем в Толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова и сравним наше толкование слова с лингвистическим.

- Какое слово или словосочетание в толковании слова «нравственность» является главным.
- Сегодня на уроке попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои Распутина в повести "Уроки французского"

Опираясь на ключевые слова, формулируют тему урока









Определяют задачи урока.









Отвечают на вопросы.



- правила, духовные качества, душевные качества.









Называют тему урока и определяют его задачи.





Находят в толковом словаре толкование слова «нравственность» и зачитывают.

Этап реализации построенного проекта
Регулятивные УУД
-принимает и сохраняет учебную задачу;
-выделяет необходимую информацию из текста;
- проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Позновательные УУД
- строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей























- выборочное чтение.



























Беседа

































Выборочное чтение
Итак, приступим к решению поставленных нами задач.
Я предлагаю пригласить к нам и заслушать автора рассказа «Уроки французского» Валентина Григорьевича Распутина, который расскажет нам о своей жизни.
Да-да, вы не ослышались! Только в роли знаменитого писателя выступит Ковалёв Константин.

-Спасибо.
- Ребята, факты из биографии В.Г. Распутина нашли отражение в рассказе «Уроки французского»?
- Вы знаете, как называется рассказ, в котором описывается жизнь его автора?
Вернемся к «Урокам французского».
- Докажите цитатами из рассказа, что он носит автобиографический характер.



-Назовите, в какое время происходят события рассказа?
- Почему герой учится не в своей деревенской школе, а в райцентре?

-Каким перед нами предстает мальчик? Какие чувства переживает герой, оказавшись вдали от дома?
Ответы на эти вопросы найдите в тексте и зачитайте.
- С делаем вывод. Какие же чувства переживает герой, оказавшись вдали от дома?


- Какое событие вы считаете завязкой действия?

Герой сталкивается со сложной ситуацией, общаясь с ребятами, живущими по законам улицы.
- Какие уроки получает герой в этой компании? Нужны ли они?
-Думаю, серой и безрадостной была бы наша жизнь, если бы взрослеющий человек получал только уроки подлости. Жестокости. Злобы.
-Но, к счастью находятся люди, которые проявляют сердечность, тепло, доброту.
- Кто же в рассказе проявляет сердечность, теплоту и доброту?
На слайде мы видим Лидию Михайловну.
-Какой эпизод из рассказа изобразил художник?
Кем является в рассказе Лидия Михайловна и она какой представлялась мальчику, узнаем зачитав цитаты из произведения.
Приведите примеры поступков учительнице, в которых раскрываются ее личностные качества и запишите их на яблоке.
- Как вы думаете почему, для записи личностных качеств учительницы мы использовали бумажные яблоки.
Какие же уроки вынес герой из уроков Лидии Михайловны?
Выступление Ковалёва Константина











- отвечают на вопросы










- работают с текстом произведения, находят цитаты, подтверждающие автобиографические сведения В.Г. Распутина
- послевоенный 1948 год.
- В деревне, где жила его семья, была только начальная школа. Чтобы учиться дальше, надо было перебираться в райцентр.

- отвечают на вопросы, опираясь на текст произведения.





Называют чувства, какие переживает герой, находясь вдали от дома (тоску, одиночество, голод).





Знакомство героя с мальчиками, игра на деньги






- уроки подлости, злобы, зависти, жестокости.









Лидия Михайловна






- беседа после уроков


- Зачитывают описание учительницы




- записывают поступки учительницы, которые раскрывают её личностные качества.


- яблоки в рассказе символизируют доброту учительницы.

- Это уроки доброты, душевной щедрости, истинной человечности.






















Зачитывают цитаты рассказа, в которых описывается жизнь писателя































































приводят пример поступка и рассказывают о личностном качестве учителя.







[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Познавательные УУД
-строит речевые высказывания в устной форме;
-устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге.
Регулятивные УУД
- проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Коммуникативные УУД
-строит монологические высказывание для решения задач;
-высказывает суждения на основе существующих точек зрения.




А сейчас заполним таблицу, в которой укажем представителей добра и зла произведения «Уроки французского».

- Давайте сделаем вывод. По каким же законам живут герои В.Г. Распутина в рассказе «Уроки Французского».




Отвечают на вопросы.


- заполняют таблицу.





- формулируют выводы, опираясь на таблицу.


Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Познавательные УУД
- осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Регулятивные УУД
-принимает и сохраняет учебную задачу;
-выделяет необходимую информацию из текста
- самостоятельно оценивает правильность выполнения действия
Работа со статьёй учебника
Обратимся к статье учебника перед рассказом. Она и заключает в себе основную идею: только следуя законам доброты можно победить зло.
- прочитайте и выделите из статьи законы доброты Распутина.
- Запишите в тетрадь.

- самостоятельно работают со статьёй учебника
Выполняют самопроверку по эталону

Этап включения в систему знаний и повторений
Личностные УУД
- способен к самооценке
Коммуникативные УУД
- формулирует собственное мнение и позицию
- учитывает разные мнения и интересы и обосновывает собственную позицию.

- Как вы думаете, чему учит рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского».
Возьмите фигурный лист в виде сердца. Напишите свою фамилию и имя. С одной стороны этого листа напишите короткий, в виде 1-2 слов ответ на вопрос «Какой нравственный урок получил я, прочитав рассказ «Уроки французского» В.Г. Распутина?»
Отвечают на вопросы



- записывают собственный вывод, зачитывают.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Личностные УУД
- способен к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности
Коммуникативные УУД
- формулируют собственное мнение и позицию



Оцените, пожалуйста, урок и свою работу на уроке дополняя предложения
Сегодня я узнал
Меня удивило
Было интересно
Я порадовался за
Я понял, что
Я научился
У меня получилось
Я смог
Я попробую
Урок дал мне для жизни
Мне захотелось

-Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. Сегодня каждый из вас стоит на пороге выбора: кем быть, каким быть. Я искренне верю, что произведение Валентина Распутина нашло в вашем сердце отклик, и вы запомните его навсегда.
Ответы детей.







Строят высказывания, дополняя предложения


Приложения

Рабочие материалы для учащегося (карточки, картинки, геометрические фигуры и др. раздаточный материал)

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415



13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415





Оценочные материалы
(листы самоконтроля, путевые листы, шкалы и др.)
Закончите предложения:
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415













13PAGE 15


13PAGE 14315





















Root Entry