Конспект урока на тему Инструментальный концерт
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 6 КЛАССЕ
(Программа «Музыка. 5-7 кл.» авт. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская)
Выполнила: учитель музыки, английского языка, русского языка и литературы МКОУ «Руднянской СОШ»
Желенок Елена Федоровна
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 6 КЛАССЕ
(Программа «Музыка. 5-7 кл.» авт. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская)
Тема полугодия: Мир образов камерной и симфонической музыки.
Тема урока: Инструментальный концерт. А. Вивальди – новатор, создатель нового жанра в музыке.
Цель: сформировать представление о новом жанре в музыке, познакомить учащихся с композитором А. Вивальди и его произведением инструментальный концерт «Времена года».
Задачи:
1.Оразовательная
познакомить с композитором А. Вивальди;
актуализировать понятия «концерт, программная музыка»;
углубить знания по музыкальной культуре.
2.Развивающая
формировать у учащихся понимание эмоционального состояния музыки;
развивать слуховую память, внимание, воображение.
3. Воспитательная
содействовать формированию мировоззренческой ориентации;
способствовать воспитанию учащихся возможности чувствовать разное эмоциональное состояние при прослушивании музыки.
Оснащение урока: мультимедийный проектор, медиапрезентация по теме урока, фортепьяно, портреты композиторов, учебник и творческая тетрадь «Музыка 6 кл.» Г. П. Сергеева, Е.Д. Критская, цветной картон, карточки с названием жанра и композитора.
Ход урока
I.Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги. Сегодня у нас необычный урок и начнем мы его необычно. Сейчас мы прослушаем несколько музыкальных произведений и при прослушивании вспомним, какие жанры инструментальной музыки мы уже знаем. Эти музыкальные произведения исполнят ребята вашего класса, которые занимаются в детской музыкальной школе по классу фортепиано. Звучит музыка. 1-ое музыкальное произведение «Турецкий марш». Исполняет Иконникова Софья. 2-ое музыкальное произведение «Шопстик». Исполняет Багдасарова Юлия. 3-е музыкальное произведение «Вальс». Исполняет Тарановская Ангелина.
II. Повторение изученного материала.
Учитель: Спасибо ребята. Благодарю вас за то, что вам удалось перенести нас в волшебный мир музыки. А сейчас подойдите к столу и найдите фамилии композиторов, чья музыка прозвучала (карточки с фамилиями композиторов и карточки с названием жанра) и карточки с соответствующим жанром. Учащиеся подходят к столу с карточками и выбирают их с правильным ответом.
Ученик: Первый прозвучал марш В.А. Моцарта. Ученик: Второй прозвучал народный танец. Ученик: Третий прозвучал вальс А.С. Грибоедова. Ученик: На столе осталась карточка с фамилией А. Вивальди инструментальный концерт.
Учитель: Ребята, мы повторили с вами известные жанры музыки. Возможно кому-то из вас знакомо имя композитора Антонио Вивальди , всем знакомо слово инструментальный ,слово – концерт, а вот словосочетание «инструментальный концерт» нам ничего пока не говорит.
III. Постановка целей урока.
Проведем сегодня на уроке исследовательскую работу . Цель нашей работы: 1.Узнать, что обозначает словосочетание «инструментальный концерт»? 2.Почему на карточке мы видим имя Антонио Вивальди? 3.И как связаны между собой словосочетание «инструментальный концерт» и имя композитора Антонио Вивальди? Учитель: Я думаю, вы догадались, ребята, что повторив жанры музыки ,мы сейчас узнаем о новом музыкальном жанре музыки «Инструментальный концерт» и кто такой Антонио Вивальди.
IV.Изучение новой темы.
А сейчас, внимание! Посмотрите, пожалуйста, на экран. Учитель: А. Вивальди - итальянский композитор и новатор. Антонио Вивальди сделал огромный шаг вперед по сравнению со своими предшественниками. Какой это шаг? Он создал новое музыкальное произведение, в котором соревновались между собой солист и оркестр. Именно в соревновании, в «хорошо организованном контрасте» и есть смысл Инструментального концерта. Это музыкальное произведение было рассчитано на широкую аудиторию, в нем присутствовали элементы зрелищности и театральности.
Давайте послушаем 1-ую часть инструментального концерта А.Вивальди. Звучит музыка. Учитель: Какую музыку вы услышали? Ученик: Мы ясно слышим, что играет симфонический концерт, мелодия оркестра звучит в мажоре, она очень яркая, легко запоминается, в танцевальном ритме. Ученик: Мелодия солиста - сложнее, красивая, украшена музыкальными распевами, похожа на пение птиц. Учитель: Да, ребята, среди музыкантов всех времен и народов было популярно подражание птичьим голосам. «Музыкальность» многих птиц не перестает восхищать. Ведь недаром сравнение певца с соловьем – высшая похвала. А связаны ли между собой музыкальные темы оркестра и солиста? Ученик: Да, связаны. В музыкальных темах один ритм, яркое динамическое волнение, дыхание простора, радость жизни. Но мы ясно слышим, что солист (скрипка) соревнуется с оркестром.
Учитель: Скрипка – самый важный инструмент оркестра, и в этом инструментальном концерте он самый главный. Учитель: Во времена Баха и Вивальди были сделаны самые лучшие инструменты в истории. Запомним эти имена. Никто за последние 300 лет не смог сделать скрипки лучше, чем жители маленького городка Кремона.
В своем музыкальном произведении А. Вивальди показал яркость и красоту звучания скрипки, как инструмента - солиста. Звучит 1-ая часть Инструментального концерта «Времена года» А. Вивальди. Учитель: Ребята, какое же построение этого произведения? Ученик: Мы услышали контрастное построение: 1 – ая часть очень быстрая, энергичная; 2 –ая часть медленная, лирическая, певучая; 3-ья – финал, опять быстрая, живая, блестящая. Учитель: Молодцы ребята, принцип контраста сформировал построение этого музыкального произведения - трехчастную форму. Учитель: А с каким временем года ассоциируется у вас эта музыка и с какими красками? Ученики: Весна.
Составляют цветовую гамму из цветного картона, прослушанного музыкального произведения.
Учитель: Третий новаторский шаг. Инструментальный концерт А. Вивальди называется «Времена года», и мы с вами прослушали первую часть под названием «Весна.» Концерт состоит из 4 частей, и название каждой части соответствует Времени года. В основе этой музыки лежит литературная основа - текст. Это программная музыка - основоположником которой, является Антонио Вивальди. Программная музыка преднамеренно рисует нам картины и образы во всех своих красках. VI. Итог урока. Оценивание детей. Рефлексия.
Учитель: Ребята, что нового вы узнали на уроке? Какие чувства вы ощутили, слушая музыку Антонио Вивальди? Понравился ли вам урок? Интересен и понятен ли новый материал? Ученики: Ответы на вопросы.
Учитель: Верно. Антонио Вивальди – итальянский композитор, скрипач и педагог. Является основоположником сольного инструментального концерта и программной музыки.
Домашнее задание Прослушать инструментальный концерт А .Вивальди «Времена года». Сделать зарисовки своих впечатлений в тетрадь.
Литература
1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Музыка. 5-7кл.: Программы для общеобразовательных учреждений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2011.
2. Учебник «Музыка 6 класс», Просвещение, 2012г.
3. Методическое пособие для учителя «Уроки музыки. 5-6 классы», М., Просвещение, 2011г.
4. «Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс» М., Просвещение, 2011г.
5. Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. – Ярославль: Академия развития, 2007.
6. Ресурсы сети интернет:
-Фестиваль педагогических идей" Открый урок» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] "Издательский дом "Первое сентября"
15