ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ СЛОЖНЫМ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ СЛОЖНЫМ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ.
Учитель физической культуры
МОБУ «СОШ №4»
Нефтеюганского района,
ХМАО-Югры
Карнаухова Лариса Викторовна
Большая популярность волейбола во всем мире объясняется его доступностью и простотой. Волейбол интересен, ему легко научиться, в него приятно играть.
…Силовой борьбы в нем нет,
Конфликты - редки,
А весь контакт не тет-а-тет,
А из-за сетки.
Профессиональный волейбол-это вид спорта для физического развития, т.к. он повышает соревновательный дух, положительное развитие характера и требует высокого уровня специальной физической подготовки. Волейбол развивает такие физические возможности, как быстроту, реакцию, гибкость, силу и изобилует многими технико-тактическими приемами.
Техника игры, одна из наиболее консервативных составляющих волейбола. Основное направление в совершенствовании техники игры-ускорение выполнения приемов и их рациональность. Все это направлено на достижение результата.
Технические приемы волейбола относятся к сложно-координационным движениям и поэтому требуют от педагога-тренера тщательной предварительной подготовки. Большинство тренеров в практической работе с юными волейболистами опираются на собственный опыт, рекомендации ведущих педагогов и тренеров, анализ литературных источников и др. Поток информации, который обрушивается на тренера, весьма разнообразен и противоречив. Перед тренером-педагогом возникает задача правильного выбора и принятия решения, которое бы способствовало росту спортивного мастерства его учеников.
Как отмечает Ю.Д. Железняк и А.В. Ивойлов сейчас уже нельзя искать общие стандарты техники, средства и методы технической подготовки в стремлении достичь высоких результатов. Поэтому необходима творческая работа тренера над индивидуальными особенностями игроков. При этом следует учитывать, что индивидуальные особенности развития каждого ребенка редко соответствуют типовым характеристикам, о которых написано в руководствах. В связи с этим следует говорить о необходимости учитывать индивидуальные особенности развития и подготовленности обучаемых. Следовательно, главной задачей процесса совершенствования технического мастерства является усовершенствование структуры двигательных действий, их динамики, кинематики и ритма с учетом индивидуальных особенностей спортсменов.
О необходимости учета индивидуальных особенностей игроков в процессе совершенствования техники отмечается и в работах специалистов по волейболу. На различных этапах технической подготовки волейболистов имеются свои особенности, которые необходимо учитывать. На сегодняшний день наиболее известные и получившие распространение - модели тренировок представляют собой схему динамики объема и интенсивности нагрузок в годичном цикле тренировки, которым придается теоретический статус.
В литературе по волейболу рассматривается техника выполнения приемов и методика обучения им. При этом выделяют следующие этапы:
создание предпосылок для изучения, ознакомления с разучиваемым приемом,
разучивание приема в упрощенных условиях,
разучивание приема в усложненных условиях,
закрепление приема в игре.
Более подробную структуру становления навыков игры приводит Ю.Д. Железняк. При этом для первоначальной стабилизации навыков следует использовать метод стандартно-повторного упражнения, а для совершенствования действий вариативного типа - метод повторно-переменного упражнения.
При этом следует учитывать специфику волейбола. Для чего, прежде чем приступить к обучению игроков новому техническому приему, необходимо развить до оптимального уровня их физические качества в сочетаниях именно для данного приема, а также создать и укрепить у них правильное представление, используя при этом объяснение тренера, показ техники и другие методы.
Кроме того, сам процесс игры без которого нельзя строить урок, тренировку предполагает необходимость наличия умений в технике простейшей подачи (нижней боковой) и приема мяча (прием снизу двумя руками). Поэтому и начальное обучение связано с освоением этих двух способов техники. Несколько позднее начинают осваивать технику верхней передачи и нападающего удара. Одновременно с разучиванием нападающего удара осваивается верхняя прямая подача, в технике выполнения которой много общего с техникой ударного движения нападающего удара. Последней начинает осваиваться техника блокирования. Далее процесс обучения идет по пути разучивания различных способов выполнения каждого из приемов
Совершенствование техники происходит с учетом индивидуальных особенностей каждого занимающегося. Это необходимо,
во-первых, для максимального использования положительных индивидуальных особенностей спортсмена
во-вторых, для определения игровой функции волейболиста.
После определения игровой функции технику совершенствуют уже с учетом этой функции. При этом основным методом совершенствования техники квалифицированных спортсменов является использование целостного метода выполнения упражнения.
Следует учесть, что основной путь совершенствования двигательных действий спортсмена - это совершенствование большого "набора" движений, формирование которых осуществляется в ходе различных вариативных ситуаций, приближенных к условиям соревнований. В связи с этим имеются три пути совершенствования спортивной техники:
Первый связан с уточнением (улучшением) координационной структуры движений.
Второй соотносится с совершенствованием спортивной техники за счет расширения двигательного потенциала спортсмена
третье направление совершенствования спортивной техники сопряжено с ее надежностью и помехоустойчивостью действию сбивающих факторов.
Таким образом, в зависимости от уровня спортивно-технической подготовленности спортсмена следует строить учебно-тренировочную работу с учетом одного, либо нескольких направлений в совершенствовании техники. Особое место в обучении юных волейболистов занимает развитие скоростно-силовых способностей. Следует также учитывать, что в волейболе важна финальная часть ударного движения при выполнении нападающих ударов, так как она определяет результативность двигательного действия, т.е. движение звеньев бьющей руки непосредственно перед контактом с мячом и само ударное движение.
При этом для формирования навыков ударных движений большое значение имеют антропометрические данные (в первую очередь ростовые). Важным моментом являются различного рода коррекции по ходу исполнения движений, периодические использование технических средств обучения.
Одной из задач учебно-тренировочного процесса является его интенсификация, повышение эффективности не только за счет повышения объема и интенсивности тренировочных воздействий, но и за счет использования технических средств обучения, способствующих развитию специальных способностей и как следствие повышающих эффективность подготовки спортсменов. Поэтому, повышение уровня спортивных достижений вызывает необходимость поиска новых, более эффективных путей спортивной подготовки. Важную роль в решении этих вопросов отводится тренажерным устройствам.
Среди технических средств обучения ударным движениям, используемых в игровой обстановке следует выделить:
различного рода мячи с изменяющейся траекторией полета;
устройства с принудительной фиксацией звеньев тела спортсмена;
защитные и утяжеленные перчатки для тренировки ударов и бросков.
Особое место в обучении юных волейболистов занимает развитие скоростно-силовых способностей. Скоростно-силовые способности являются своего рода соединением силовых и скоростных способностей. В основе их лежат функциональные свойства мышечной и другой систем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная скорость движения.
В методике развития скоростно-силовых качеств юных волейболистов рекомендуется использовать:
выполнение нападающего удара с отягощением на руках.
методы круговой тренировки скоростно-силовой направленности и сочетание скоростно-силовой и технической подготовки.
Исследования нападающего удара в волейболе позволили установить, что наиболее близко по координационной структуре к нападающему удару стоят броски набивных мячей весом 1,5 кг одной и двумя руками из-за головы, метание утяжеленных теннисных мячей.
Волейбол сегодня-это атлетичный, сложнокомбинационный вид спорта, быстро прогрессирующий в области техники и тактики.
Основной акцией при подготовке к соревнованиям женских команд является атлетическая подготовка (комплексное развитие физических качеств).Волейбол становится атлетичным и силовым.
Условием достижения в волейболе высоких результатов на соревнованиях является многолетняя подготовка команды.
Волейбол-это мировой вид спорта, распространенный на всех континентах, это игра для отдыха и поддержания спортивной формы, доступна для детей, популярна в школах и на спортивных площадках.
Литература.
Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол: Учебник для инс-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 239 с.
Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.
Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н. Волейбол в школе. М., 1989 – 195 с.
Ивойлов А.В. Волейбол: очерки по биомеханике и методике тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 152 с.
Ивойлов А.В. Соревнования и тренировка спортсмена. - Минск: Высшая школа, 1982. - 144 с.
Ивойлов А.В. Волейбол. - Минск: Высшая школа, 1985 - 261 с.
Фурманов А.Г. , Болдырев Д.М. Волейбол. М.,1983 – 200 с.
Книжников А.Н., Книжников Н.Н. Волейбол.2000-145с.