Доклад: Дифференцированные задания на уроках химии

Доклад
учителя химии Кравцовой С.В.
к отчёту по работе над темой самообразования:
«Разработка дифференцированных заданий на основе ИКТ по темам базового курса химии»


Я работаю в школе более двадцати лет. На протяжении всего времени постоянно сталкиваюсь с проблемой: как улучшить учебный процесс? Методическая наука разработала большое количество разнообразных методических приёмов, методов и разнообразные формы проведения уроков. Но без активности учеников, их заинтересованности любая из предложенных методик будет не эффективна.
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмысления цели и результата образования. Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации, формирование его компетенций.
На нынешнем этапе выпускник школы должен стать социально и профессионально активной личностью, обладающей высокой компетентностью, мобильностью и профессионализмом. Формирование этих качеств возможно при широком внедрении в образовательный процесс личностно-ориентированного обучения.
В современной российской школе в одних и тех же классах чаще всего обучаются дети с различным уровнем интеллектуального развития, с различным уровнем подготовки в каждой предметной области, в т.ч. и в химии, и в биологии. Так как я работаю в вечерней школе, то эта проблема для меня актуальна.
В число моих подопечных входят обучающиеся 10 – 12 классов, где небольшая наполняемость в классах – 8- 12 человек и казалось бы, что ещё нужно, чем не индивидуальные занятия, но нет. В классах обучаются молодые люди разные по уровню развития. Приходится находиться в постоянном поиске: как улучшить образовательный процесс, как повысить качество образования, что делать, чтобы заинтересовать, увлечь их образовательным процессом. И вот здесь как раз на помощь и приходит личностно-ориентированное обучение, непосредственно связанное с дифференцированным подходом к каждому ученику, учитывая и уровень умственного развития школьника и сферу его познавательного интереса.
Мы живем в современном мире, в эпоху нанотехнологий, информационного прогресса и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, интернета, мобильной связи и т.д. Современные технологии дают нам все новые возможности. Как научить молодых людей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире?
Личностно-ориентированные технологии предполагают учет индивидуальных особенностей каждого ученика, а поскольку основной целью базового школьного образования является интеллектуальное и нравственное развитие личности – то это очень важно для гуманистического направления в педагогике.
Процесс образования должен быть дифференцированным с учетом некоторых показателей, например:
природные задатки обучающегося;
умственные способности;
условия социализации в современной школе
В дидактике, обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся.
Дифференцированный подход к учащимся обеспечивает успех в учении, что ведет к пробуждению интереса к предмету, желанию получать новые знания, развивают способности учащихся. Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику нравится иметь хорошие результаты. Что в этом случае должен сделать учитель? Прежде всего, понять, что снижает интерес к его предмету и как исправить сложившуюся ситуацию. Обучающиеся с разными способностями усваивают учебный материал по-разному. Данная ситуация может складываться из нескольких составляющих. Допустим, ученик слабый, интерес к данному предмету практически отсутствует. Отсутствие интереса может быть вызвано различными причинами: серьёзные пробелы из-за не понимания той или иной темы, продолжительные или частые заболевания, слишком повышенные требования учителя, авторитарное отношение к ученикам со стороны педагога, не дифференцированные домашние задания и многое другое.
Что необходимо сделать в данной ситуации? Как решать проблему отсутствия интереса к обучению? Прежде всего, выяснить причину отставания, продумать и осуществить индивидуальный план обучения. Постараться всеми силами, методами и способами возбудить интерес к изучению предмета.
Дифференцированное обучение, как ни что иное способно осуществить эти намерения. Каждый педагог должен понимать, что без индивидуализации не может быть развивающего обучения. Дифференциация важна при закреплении нового материала, когда происходит усвоение, а так же при повторении пройденного.
В системе личностно-ориентированного образования обучаемый – «человек духовный»; внутренне ориентированная личность. Реализация идей личностно-ориентированного обучения в школьном курсе химии и биологии означает создание каждым учеником личностно-значимого образа мира, основанного на его собственном, субъективном мире.
Личность развивается в процессе собственной деятельности. В учебном процессе главной является познавательная деятельность. Активным субъектом в процессе познавательной деятельности является сам обучающийся. В связи с этим он должен обладать желанием и умением учиться. Желание учиться, не проявляется само собой, его надо целенаправленно формировать. И главная роль в формировании этого желания ложится на плечи учителя. От его правильно подобранных методических приёмов, методов и разнообразных форм проведения уроков и будет развиваться активизация познавательного интереса учащихся. Решение проблемы успешного обучения учащихся, развитие их познавательной активности опираются на дифференцированный подход к обучению как средству формирования положительного отношения к учёбе, познавательных интересов и способностей.
Исследованиями педагогов-психологов установлено, что при введении нового материала одни учащиеся усваивают его сразу и легко оперируют новыми понятиями, другие же достигают высшего уровня усвоения лишь после длинной дополнительной работы. Имеются и такие учащиеся, которые к моменту перехода к новому материалу не успевают овладеть тем, что изучалось ранее. Ученики, медленно усваивающие знания, проходят в основном те же этапы в процессе обучения, что их товарищи, но для этого им требуется значительно больше времени.
Если не учитывать индивидуальные особенности этой категории учащихся, не осуществлять дифференцированную работу с ними на уроках, не оказывать необходимую своевременную помощь, то уже на уроке у них будет накапливаться отставание в усвоении учебного материала. Интерес к учению может ослабеть, что приведёт к снижению успеваемости.
Нельзя признать плодотворной практику, когда всем учащимся без учёта их определившихся склонностей предлагают одно и тоже задание.
Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов: специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля; карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания, карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами; карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения; карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроке и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода:
разработать или подобрать заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний учащихся;
оценивать деятельность учащихся исходя из их способностей и возможностей;
дифференцированно подходить как для работы в классе, так и при даче заданий на дом.
Положительное в дифференцированном обучении.

Исключается уравниловка и усреднение обучающихся – устраняется необходимость снижать уровень обучения, ориентируясь на слабоуспевающих учащихся.
У учителя появляется возможность помочь слабому ученику, уделить внимание сильным, развивать способности средних учащихся.
Предоставляется возможность быстрого продвижения сильных учеников, повышение их уровня образования через специально подготовленное задание.
Повышается уровень мотивации к учению. Повышается уровень – «Я – концепция», самооценки каждого учащегося.

Недостатки дифференцированного обучения.

Слабые теряют возможность тянуться за сильными учениками, получать от них помощь.
Из-за несовершенства диагностики, неуспевающие учащиеся, но с хорошими способностями могут попасть в слабую группу.

  Говоря о личностно-ориентированном обучении, необходимо обратить внимание на дифференциацию по частным способностям к отдельным предметам. Что это значит? Из своей педагогической практики наблюдаю и вижу следующее. Если учащийся с большой ответственностью относится к учёбе, буквально все преподаватели будут требовать от него и возможное и невозможное. Считают, если ученик занимается на хорошо и отлично, он «должен» на отлично тянуть и тот другой предмет. И никто у него не спрашивает, а нужно ему этот предмет тянуть на отлично, может ему достаточно четвёрки, а не пятёрки. Думаю, что надо пересмотреть своё отношение к этой теме всех преподавателей. Необходимо действительно использовать этот дифференцированный подход не только на бумаге, но и в реальной жизни.
Под разноуровневым обучением понимают такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладеть учебным материалом по отдельным учебным предметам школьной программы на разном уровне (“А”, “В”, “С”) но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. Разделение на группы «А», «В» и «С» легче воспринимается и понимается, так как ассоциируется с принципом ЕГЭ. При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.
Разноуровневое обучение даёт шанс каждому ученику организовать обучение так, чтобы максимально использовать возможности, которые несет в себе дифференциация обучения.
В процессе разноуровневого обучения главное оценивать не столько достигнутые результаты, сколько усилия ученика группа “А”- базовый уровень, определенный образовательным стандартом по всем предметам школьного цикла. Если ученик успешно достигает запланированного данным стандартом уровня знаний, умений, навыков, то и получает в соответствии с достигнутыми результатами отметки, если учащиеся претендуют на более высокий уровень знаний, то его необходимо оценивать исходя из более высоких требований к знаниям, умениям и навыкам.Чтобы добиться лучших результатов школьнику потребуется приложить больше усилий, но в соответствии с его способностями. Если оцениваются не усилия, а знания, да еще на базовом уровне, да ещё в сравнении с сильными учащимися, у средних и слабых практически нет стимула прилагать усилия для достижения лучшего результата. Такой подход учит ребят ценить не столько сами отметки, сколько знания.
Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей:
Для первой группы (группа “А”) 1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями. 2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях. 3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
Для второй группы (группа “В”) 1. Развивать устойчивый интерес к предмету. 2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия. 3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала. 4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.
Для третьей группы (группа “ С”) 1. Развивать устойчивый интерес к предмету. 2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности. 3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.
Задачей учителя является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.
Глубокие преобразования во всех сферах жизни людей в наше время не редкость. Материальное производство, общественные отношения, духовная культура подвергаются несомненным изменениям и преобразованиям. Ребята становятся свидетелями всех изменений, которые происходят вокруг. В связи с этим от школы требуется формирование у учащихся таких черт, как гибкость мышления, изобретательность, чувство нового. Исходя из этого, следует считать, что общество требует от школы воспитывать у учащихся научное мировоззрение. Поэтому и концепция преподавания таких дисциплин, как химия и биология в школе должна быть направлена на решение именно этой задачи.
Объективная реальность нашего времени – необходимость использования эффективных форм и методов обучения. Традиционные приемы во многом устарели и уже не способны обеспечить мотивацию обучения, сотрудничество и эффективную обратную связь учителя и учащихся.
Чтобы достичь поставленных перед школой задач, необходимо совершенствовать и находить новые методы обучения, обращать большое внимание на средства повышения эффективности преподавания.
Если рассматривать такой предмет, как химия, то здесь использование элементов технологии уровневой дифференциации необходимо по ряду причин:
различие интересов учащихся;
различие уровня умственного развития - репродуктивный, конструктивный, творческий;
различие личностно-психологических факторов - зависит от типа мышления, характера, темперамента;
преобладание объяснительно-иллюстративного способа обучения;
фронтальные формы обучения;
низкий уровень познавательной самостоятельности учащихся;
низкий уровень мотивации учения.
Что ставит перед собой целью дифференцированный подход в преподавании химии?
использование технологии разноуровневого обучения;
обеспечение полного усвоения учащимися базисного компонента образования, а также выше базисного;
обеспечение возможности для развития личности ученика и его эффективного учения.
С чего начинать работу по внедрению дифференцированного подхода в образовательный процесс?
обосновать распределение времени на учебном занятии на самостоятельную работу учащихся, работу в диалоге, в группе;
выявить место разноуровневых занятий в целостном учебном процессе;
выявить условия повышения эффективности обучения и развития учащихся;
разработать методические рекомендации по использованию технологии дифференцированного обучения.
Начинать следует с представления своего учебного курса как системы, т.е. провести первичное структурирование содержания. Для создания разноуровневой программы необходимо выбрать крупную тему, разбить на теоретическую и практическую части, распределить часы и изучать раздельно. Это позволит проходить первую, теоретическую часть темы быстро, компактно и создавать представление о теме. Практические задания при этом выполняются на базисном уровне, что позволяет лучше освоить основные понятия, общие закономерности.
Деление на группы (по способностям, по интересам или др.) позволяет более эффективно работать с теми учащимися, у которых невелик интерес в изучении химии, а также реализуется желание сильных и заинтересованных учащихся быстрее и глубже продвинуться в образовании. Возникает потребность в поиске путей решения задачи: как при уменьшении числа предметных часов не потерять те качества, которые предмет химия может формировать в силу специфики, и как перестроить учебный процесс на достижение всеми учащимися базового уровня образования, а для заинтересованных учащихся более высоких результатов.
Очень важную роль играет развитие индивидуальных способностей обучающихся на практическом уровне. На уровне развития практических умений и навыков необходимо выделять:
основные понятия, знания и умения ученика на данном этапе получения знаний;
пути перехода на более высокие уровни (различные более сложные задания), для дальнейшего самостоятельного развития каждого ученика по его желанию.
Практическая часть завершается разноуровневой контрольной работой.
Если же это урок систематизации знаний, то широко применима методика свободного выбора разноуровневых заданий. На этом уроке учащиеся формируют и отрабатывают навыки и умения по определенной теме. Предлагаются задания трех уровней. Выполнять учащиеся начинают с первого уровня. Задания первого уровня составляются таким образом, чтобы учащиеся могли их выполнить, используя образец, предложенный либо при выполнении данного задания, либо на предыдущем уроке.
Если это урок контроля усвоения пройденного материала, то дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию. Учащимся предлагаются карточки с разноуровневыми заданиями или тестами.
Проанализировав возможности использования технологии дифференцированного обучения на своих уроках можно сделать вывод, что повышению качества и результативности учебного процесса будут способствовать более широкое использование дифференцированного обучения. Необходимо использование разноуровневых заданий - домашние задания, проверочные задания, различная по форме и содержанию информация в виде таблиц, графиков и диаграмм, учет знаний, которые учащиеся получают вне школы из различных источников:
использование заданий на применение знаний для объяснения природных явлений;
усиление внимания к выявлению ошибочных представлений учащихся, установлению причин их возникновения и разработке корректирующих методик;
расширение интеграции естественнонаучных знаний, полученных при изучении различных предметов, и разработка единых подходов к формированию основных естественнонаучных понятий, изучаемых в различных курсах;
более широкое использование в обучении видов деятельности, направленных на интеллектуальное развитие учащихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности.
     Большинство заданий в современных учебниках  построено так, что они содержат в себе и продуктивную, и репродуктивную часть, поэтому имеется возможность  использования дифференциации по уровню творчества. Во многих учебниках имеются  нестандартные задания  повышенной трудности. Некоторые авторы дают в учебниках избыточное количество заданий, что позволяет применять дифференциацию по объему учебного материала. Для дифференцированной работы используются также тетради на печатной основе, в частности по биологии.

      Дифференцированный  подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока:
     
1. Опрос: При письменном  опросе используются карточки различной степени сложности, тесты трех уровней (использую готовые или разрабатываю сама). Часто используются для опроса нетрадиционные формы: кроссворды, ребусы, чайнворды различной степени сложности. Если при письменном опросе предлагаю всем задание одинаковой трудности, то для каждой группы дифференцирую количество информации, указывающей, как его выполнять: для 1 группы «С» – только цель, для 2 группы «В» – некоторые пункты на которые следует обратить внимание, для 3 группы «А» – подробная инструкция выполнения задания.
      Устная  проверка знаний: первыми вызываются учащихся  групп «А» и «В», сильные же дети, группы «С» исправляют и дополняют ответы. Часто для этого даются задания учащимся  группы «С» найти дополнительные сведения по тому или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности).   Или детям группы «А» материал для сообщения каких-то интересных сведений, в качестве дополнения ответов.
      В конце изучения раздела проводятся контрольные работы с дифференцированными заданиями, а в конце года итоговое контрольное тестирование по трем уровням.
     
2. Объяснение нового  материала:
      При объяснении нового материала ставятся проблемные вопросы, желательно, чтобы на них отвечали сильные дети, детям групп «В» и «А» предлагается ответить на вопросы известные из раннее изученного, при чем слабых, из группы «А» необходимо попросить повторить за сильными. Детям группы «В» часто дается подготовить дополнительный материал в виде сообщений. Детей же группы «С» иногда необходимо попросить подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказать об этом одноклассникам, при этом они готовят наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы и т. д.). Очень часто дети группы «В» помогают учителю подготовить наглядный материал к следующему уроку для объяснения нового материала. А детям группы «А» -  найти толкование новых слов. 
   
 3. Закрепление нового  материала:
      При закреплении нового материала дифференцируются вопросы на закрепление. Для детей группы «С»  сразу же предлагается выполнить практическое задание. Для детей групп «В» предлагается работа с технологической картой или учебником. Со слабыми детьми из группы «А» повторяются основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. Часто при закреплении нового материала проводятся самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп дается различное. Сильным детям сообщаются цель задания, а средним и слабым – задания описываются более подробно. Со временем задания во всех группах усложняются, что способствует развитию мыслительной деятельности.
      При работе с учебником, детям группы «В» дается задание составить план ответа по прочитанному, в это время учитель вместе с учащимися группы «А» ищут в учебнике ответы на заранее поставленные к тесту вопросы, дети группы «С» делают обобщения и выводы.
    Если  материал сложный, то формируются пары, куда входит один из учеников  групп «А» или «В», другой из группы сильных. Проводится работа в парах сменного состава. Вначале материал проговаривает сильный ученик своему партнеру, второй слушает его и поправляет, затем материал проговаривает слабый учащийся, сильный его контролирует и поправляет.
      При закреплении материала, с целью  выработки навыков решения практических задач для учащихся, подбираются задания с постепенно увеличивающейся степенью трудности.
      Осуществляется  дифференциация и при проведении практических работ. Используются взаимопомощь, когда дети сильные помогают справиться с практическим заданием слабым. Практикуются коллективные проекты с различным комплектованием групп.
      4. Дифференцированная помощь учащимся.
Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает  организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной  работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Наиболее  распространенными видами помощи являются: а) помощь в виде вспомогательных  заданий, наводящих вопросов; 6) помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске и др.).

Различные виды помощи, которые может использовать
преподаватель в своей работе:

образец выполнения задания: показ и способа решения, образца рассуждения, записи таблицы и оформления:
справочные материалы: теоретическая справка в виде, схемы, таблицы, и т.п.;
памятки, планы, инструкции;
наглядные опоры, иллюстрации;
дополнительная конкретизация задания (например, разъяснение отдельных терминов; указание на какую-нибудь существенную деталь, особенность);
вспомогательные (наводящие) вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания;
план выполнения задания;
начало или частично его выполнение.
     
Различные виды помощи при выполнении учеником одного задания часто сочетаются друг с другом. Наиболее целесообразной использовать следующую организацию  работы. Дети со средним уровнем мотивации  выполняют задания  из учебника самостоятельно. Дети с низким уровнем мотивации выполняют это же задание под руководством учителя или самостоятельно с использованием наглядных пособий. Детям с высоким уровнем мотивации предлагается творческое задание или более трудное по сравнению с заданием из учебника.

5. Домашнее задание:
      Учащихся группы «С» необходимо научить работать с дополнительной литературой, выполнять дополнительные задания творческого характера, а также провести небольшие исследования, наблюдения, составить кроссворд, ребус и т. д. Эти дети часто выступают с дополнительными сообщениями, докладами. Средним и слабым тоже предлагается выступить, но для подготовки дается литература или указывается источник. Объем материала для изложения регламентирую. Для преодоления пробелов в знаниях ученикам групп «А» и «В» даются небольшие дополнительные схемы, таблицы и другие источники.
Подводя итоги можно сказать, что каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие того, что уже известно. Сегодня, в современном мире, быть педагогически грамотным специалистом мало, необходимо постоянно пополнять и обогащать свой арсенал образовательных технологий.
Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Иметь тесную взаимосвязь в общении, чтобы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки, создавался благоприятный микроклимат в классе, школе.
Как сказал один коллега- педагог: «Погоду в классе делаем мы с вами. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду! Ведь изменчивый, неустойчивый характер погоды в классе плохо влияет на здоровье людей, постоянно в нем находящихся. Особенно плохо влияет на всех резко континентальный климат в классе. Это – когда в классе рядом существуют разные континенты: континент учителя и континент учащихся. Резко континентальный климат характеризуется резкими перепадами погоды в классе, что крайне негативно сказывается на школо-чувствительных людях, которых в школе – большинство.
Не надо нам в школе, в классе ничего резкого, а тем более континентального.
Отсюда – эти «пусть пожелания»:
Пусть учитель будет метеорологом, предвидящим погоду в классе.
Пусть изменчивый характер носит методика преподавания вашего предмета, но неизменными остаются Ваш профессионализм, преданность ученикам и делу, простая человеческая порядочность.
Пусть температура знаний в вашем классе будет всегда плюсовой и никогда не опускается до нуля и ниже.
Пусть ветер перемен никогда не превращается в ветер в голове.
Пусть ветер в вашем классе будет ласковым и свежим.
Пусть светит в вашем классе радуга открытий.
Пусть минует вас град «неудов» и «двоек», а «пятерки» и успехи льются рекой.
Пусть совсем «не грянет буря» в вашем классе.
Пусть ваш класс будет парником – парником любви, доброты, уважения и порядочности. В таком парнике вырастут дружные зрелые, сильные всходы. И это будет – замечательный парниковый эффект.
Пусть геомагнитное поле класса всегда будет умеренно спокойным. Ведь учитель – магнит, притягивающий или отталкивающий учеников.
Пусть всегда в вашем классе будет много солнечного света.
Пусть учитель, воспитатель будет в классе « солнышком». Замечательные слова.

Заключение. 
     Успешное  развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс  организован как интенсивная  интеллектуальная деятельность каждого  ребёнка с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей.
Дифференцированный  подход в обучении – это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах
      Дифференцированное  обучение необходимо для того, чтобы  обеспечить каждому ученику условия  для его максимального развития, развития его способностей и потенциала, для удовлетворения его познавательных потребностей и  интересов в процессе усвоения им содержания образования.
Для успешной реализации дифференциации обучения необходимо помнить и использовать три основных аспекта: 1) учет индивидуальных особенностей учащихся; 2) группирование учеников на основании этих особенностей; 3) вариативность учебного процесса в группах.
      Дифференцированное  обучения детей каждой индивидуально-типологической группы позволяет достигать более  высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти и мышления старших школьников. Это повышает активность ученика на уроке, его интерес к предмету, стремление к самостоятельной работе.

15