Экзаменационный материал для переводного экзамена по истории Казахстана 10 класс.

Правила сдачи переводного экзамена по истории Казахстана.
10 класс (в формате экзамена для 11 класса)

Устный экзамен по истории Казахстана проводится по экзаменационным билетам. Количество составляемых билетов – 20; каждый билет включает 3 вопроса.
Рассмотрим структуру и содержание экзаменационного билета:
1-й вопрос содержит материал курса истории Казахстана, начиная с эпохи камня и заканчивая 19 веком
2-й вопрос – тестовые задания с двумя и более вариантами ответов-5 тестов, либо с одним вариантом ответов- 10 тестов. Тесты по всему курсу истории Казахстана с древности до современности. Допустимо выполнение заданий теоретического характера, требующих навыков анализа, сопоставления, выполнение заданий творческого характера
3-й вопрос – задания практического характера (работа с исторической картой, терминологией, характеристика исторической личности)

Структура и содержание экзаменационного билета


Кол-во вопросов
Макс. балл по вопросам
Кол-во вопросов

1-й вопрос по истории за курс 10 класса
1
10
Устно

2-й вопрос – тесты по истории Казахстана с древности до современности
5 тестов с несколькими вариантами ответов, либо 10 тестов с одним вариантом ответа
10
Устно, письменно

3-й вопрос практического характера и творческого характера
1
10
Устно, письменно


Требования к оцениванию 1-го вопроса, который оценивается максимально в 10 баллов:
базовый уровень ответа – 1- 6 баллов;
повышенный уровень ответа – 7-10 баллов.
Базовый уровень:
знание основных фактов, процессов и явлений, событий истории Казахстана, периодизации истории Казахстана.
Повышенный уровень:
умение анализировать, систематизировать устанавливать причинно-следственные связи событий, характеризовать общественно-политическую ситуацию на основе дополнительных исторических, картографических хронологических источников;
обобщать, делать выводы и умозаключения.
2 вопрос оценивается максимально в 10 баллов. При ответе на вопросы с одним вариантом ответа, ученик получает столько баллов, сколько у него правильных ответов. При ответе на тесты с несколькими вариантами ответов, каждый тест, на который даны правильные ответы, оценивается в 2 балла – итого 10 баллов. Если, при ответе ученик допустил одну ошибку, ему засчитывается один балл, если 2 ошибки, либо ответ неверный - 0 баллов
При выполнении теоретических, либо практических заданий максимальный балл -10. При оценке ответа такого плана используются критерии для 3 вопросов, а так же умение анализировать, систематизировать устанавливать причинно-следственные связи событий, характеризовать общественно-политическую ситуацию на основе дополнительных исторических, картографических хронологических источников.
Рекомендуются следующие требования к максимальному оцениванию 3-го вопроса билета в 10 баллов при работе с исторической картой, терминологией и при характеристике исторической личности.
При этом критериями оценивания выступают:
локализация объектов и событий на исторической карте;
умение отображать исторические факты и события в схемах и составление хронологических таблиц;
историческая характеристика личности и оценка его роли;
умение рассказывать об историческом событии, опираясь на иллюстративный материал.

Критерии оценок


Критерии
Баллы

1
Общий уровень знаний
1 балл

2
Знание конкретной проблемы и использование исторических источников
5 баллов

3
Логическое и аналитическое мышление, стройность и стиль изложения
2 балла

4
Навыки по раскрытию исторического материала
1 балл

5
Способность к конструктивным выводам и умозаключениям
1 балл


Примечание: Ответы на каждый из 3-х вопросов билета оцениваются в 10 (десять) баллов. В целом максимальный суммарный балл за 3 вопроса составляет 30 баллов.
Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале представлена ниже.

Шкала пересчета

Отметка
по пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»

Общий балл
0–4
5–16
17–24
25–30


Продолжительность экзамена зависит от количества учащихся в классе (параллели). Выпускнику отводится 20 минут на подготовку ответа по билету.
Использование на экзамене современных технических средств и приспособлений запрещается. Все необходимые дополнительные материалы (карты, схемы, таблицы и т.д.) готовит учитель.

Цель экзамена в 10 классе:
- контроль уровня ЗУН учащихся 10
- систематизация учебного материала в процессе подготовки к экзамену с тем, чтобы ученики (выпускники) могли проявить систему ЗУН при обучении в 10- 11(12) классах, либо в колледже
- максимально приблизить формат сдачи экзамена к формату аттестации выпускника средне школы, чтобы прививать умения работать в данном формате.



















Билет 1.

Казахстан в эпоху камня.
2. Тесты с несколькими правильными вариантами ответов

Вопрос 1

Укажите примитивные каменные орудия труда.

А
B
C
D

гарпун
бифас
Наконечник стрелы
бумеранг

E
F
G
K

зернотёрка
серп
монофас
копьё


Вопрос 2

Какие из нижеперечисленных стоянок относятся к эпохе мезолита?

А
B
C
D

Караунгир
Зелёная Балка
Дузбай
Кызылсу

E
F
G
K

Ботай
Шакпак ата
Танирказган
Шабакты


Вопрос 3

В новокаменном веке древнейшие люди во всех отношениях превосходили людей предыдущих эпох. Отметьте наиболее значительные достижения неолита.

А
B
C
D

Изобретение лука и стрел
Появление рыболовных снастей и рыболовства.
Переход от присваивающего хозяйства к производящему
Овладение огнём

E
F
G
K

Появление искусства и религиозных верований
Изготовление керамической посуды
Техника обработки камня достигает высочайшего уровня
Изобретение зернотёрки


Вопрос 4

Какие крупные изменения в общественной жизни людей происходят в эпоху энеолита?

А
B
C
D

Разделение труда
Формирование патриархальной общины
Формирование матриархальной общины
Социальное расслоение

E
F
G
K

Формирование племенных союзов
Переход от собирательства к земледелию
Переход от охоты к скотоводству
Формирование соседской общины


Вопрос 5

Укажите первоначальные религиозные представления людей

А
B
C
D

Тенгрианство
Тотемизм
Христианство
Анимизм

E
F
G
K

Фетишизм
Ислам
Манихейство
Зороастризм


Определи основных участников восстания 1916 года.

Справка: Мыржакып Дулатов, Абдулгаппар Жанбосын, Амангельды Иманов, Ахмет Байтурсынов, Токаш Бокин.
Вывод:
№ п\п
Имя лидера
Какую роль сыграл в ходе восстания

1



2



3



4



5














Билет 2.

Казахстан в эпоху бронзы. Характеристика эпохи бронзы и территориальные памятники.
Тесты с одним вариантом ответов

Вопрос 1

Наука, изучающая происхождение, расселение, быт и культуру народов.

А
B
C
D

Археология
Антропология
Топонимика
Этнография


Вопрос 2

В каком предмете (историческом памятнике) отражены представления древних племён – саков о пространстве?

A
B
C
D

Чаше из Иссыкского кургана
Костюме «Золотого человека»
Кулахе «Золотого человека»
Петроглифах Тамгалы


Вопрос 3

О каких племенах писал Фукидид «Не говоря уже о европейских царствах, даже в Азии нет ни одного народа, который мог бы противостоять ... Им не хватает только внутренней сплоченности и порядка».

А
B
C
D

Саки
Гунны
Кангюи
Усуни


Вопрос 4

Сколько лет отделяет поход Дария -1 на саков от похода Кира?

A
B
C
D

15
13
11
9


Вопрос 5

Где находится историко-культурный центр Аль -Фараби, занимающийся изучением наследия великого ученого?

А
B
C
D

В Отраре
В Багдаде
В Дамаске
В Каире


Вопрос 6

Для захвата города монголы отправили в 1219 году 150-тысячную армию. Жители Отрара решили до последней капли крови защищать свой родной город от врагов. Уверенный в победе Чингисхан, узнав об отчаянном сопротивлении защитников города, приказал штурмом взять город и стереть его с лица земли. К какому времени город был восстановлен?

A
B
C
D

К середине 13 века
К концу 13 века
К середине 14 века
К концу 14 века


Вопрос 7

Недалеко от какого современного города находилась столица Золотой Орды Сарай Бату?

А
B
C
D

Астрахань
Актау
Волгоград
Уральск


Вопрос 8

Через сколько лет после образования ханства Абулхаира было создано Казахское ханство?

A
B
C
D

20
30
35
50


Вопрос 9

В каком году Касым –хан одержал победу над войсками среднеазиатского правителя Мухаммада Шейбани , победу, которая отдала в его руки большую часть городов Туркестана, в том числе Ташкент и Туркестан с округами?

А
B
C
D

1510 году
1511 году
1514 году
1515 году


Вопрос 10

Какой батыр, больше 50 лет возглавлявший казахские войска, участвовал более чем в 100 битвах против джунгар?

A
B
C
D

Ерасыл
Наурызбай
Каракерей Кабанбай
Канжыгалы Богенбай


. До введения российских гражданских и военных судов на территории Казахстана существовал авторитетный традиционный суд биев. Он был призван разбирать уголовные, имущественные, внутрисемейные преступления. В казахском обществе биев никогда не назначали. В должности биев не утверждали. Эта должность не переходила по наследству. Для того чтобы стать бием, необходимо было обладать рядом личностных качеств.
Каких качеств? Укажите не менее 5 личностных качеств, которыми должен был обладать би, начиная от самого главного качества

Билет 3.

Казахстан в эпоху железа. Памятники эпохи железа по регионам.
Тесты с несколькими вариантами ответов
Вопрос 1

При разработке твёрдых пород руды древние люди использовали:

А
B
C
D

Метод «огневой проходки»
Кайлование
Измельчение рудной породы каменными топорами
Шахтный способ добычи

E
F
G
K

Открытый способ добычи
Метод, основанный на перепаде температур
Сооружение шурфов
Дробили руду киркой


Вопрос 2

Назовите особенности эпохи бронзы на территории Казахстана.

А
B
C
D

Развитие рудодобычи и металлургии.
Начало перехода к кочевому скотоводству
Развитие примитивного земледелия, в основном. мотыжного
Формирование патриархальной общины

E
F
G
K

Усиление признаков монголоидности
Изобретение дистанционных орудий труда
Появление искусства и религиозных верований
Матриархальная родовая община


Вопрос 3

Какие причины привели к переходу к кочевому скотоводству на территории Казахстана?

А
B
C
D

Установление засушливости климата
В результате таяния ледника появилось много пастбищ с сочной травой
Земледелие не могло обеспечить племена необходимыми продуктами питания
Усовершенствование конских удил

E
F
G
K

Племена, жившие на территории Казахстана, были вольнолюбивыми и не могли оставаться на одном месте
Заниматься охотой и рыболовством стало невыгодно
Резкий рост поголовья скота
По мере развития родовой общины, молодёжь осваивала новые пространства, то есть стала отселяться от родителей


Вопрос 4

Где найдены остатки оросительных каналов, свидетельствующие о том, что сакские племена занимались земледелием?

А
B
C
D

В Западном Казахстане
У подножий гор Желшалгыр
У городища Чирик -Рабат
В предгорьях Тарбагатая

E
F
G
K

В междуречье Чу и Талас
В Центральном Казахстане
Около города Талгар
У городища Куйрыктобе


Вопрос 5

Укажите названия погребений (курганов), где были найдены второй и третий «Золотой человек»

А
B
C
D

Аралтобе
Байгетобе
Берельский
Бесшатырский

E
F
G
K

Иссыкский
Куйрыктобе
Тасмола
Улыбай


3. Дайте характеристику личности по фотографии

Имя ________________________________________________________ Личностные качества ______________________________________________ ____________________________________________________________ Качества политического деятеля: __________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ Ваша оценка его деятельности: __________________________________ ______________________________________________________________
Билет 4.
Регионы Казахстана в эпоху железа. Культурные достижения кочевников.
Тесты с одним вариантом ответа
Вопрос 1

Какой известный казахский правитель в юности пас скот у Толе би?

А
B
C
D

Абулхаир
Абылай
Жангир
Каип


Вопрос 2

В каком году по решению ЮНЕСКО 150- летие автора «Слов назидания» отмечали на мировом уровне?

A
B
C
D

1991
1993
1995
1997


Вопрос 3

Соотнесите авторов и их труды:

1
Абай Кунанбаев
а
«Записки о киргизах»

2
Чокан Валиханов
б
«Благодатные знания»

3
Ибрай Алтынсарин
в
«Геммы премудрости»

4
Аль Фараби
г
«Слова назидания»

5
Юсуф Баласагуни
д
«Казахская хрестоматия



А
B
C
D

1-в; 2 –а; 3-д; 4-г; 5-б
1-а; 2 –г; 3-д; 4-в; 5-б
1-д; 2 –а; 3-г; 4-в; 5-б
1-г; 2 -а; 3-д; 4-в; 5-б


Вопрос 4

Композитор, философ, мудрый старец, кюйши, сказитель, создатель казахского национального инструмента-кобыза.

A
B
C
D

Асан Кайгы
Аль Фараби
Коркыт
Курмангазы


Вопрос 5

Мавзолей, расположенный в Улытауском районе Карагандинской области , созданный в честь легендарного основателя трёх жузов


А
B
C
D

Мавзолей Айша Биби
Мавзолей Алаш Хана
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясауи
Мавзолей Бабаджа Хатун


Вопрос 6

Обычай оказания помощи

A
B
C
D

Асар
БайCазы
J™рімдіK
Сaйінші


Вопрос 7

Один из лидеров национально-освободительного движения «Алаш», депутат 1 Государственной Думы, выдающийся общественный деятель

А
B
C
D

А. Байтурсынов
А. Букейханов
М. Дулатов
Ш. Кудайбердиев


Вопрос 8

Воин из Казахстана, одним из первых водрузивший Знамя Победы над рейхстагом – Р. Кошкарбаев. В каком году ему было присвоено звание «ХалыK каkарманы»?

A
B
C
D

1991
1995
1997
1999


Вопрос 9

Один из основоположников казахского изобразительного искусства, автор картины «Турксиб».

А
B
C
D

М. Ауэзов
А. Жубанов
А. Кастеев
К. Сатпаев


Вопрос 10

Каким городом по решению ЮНЕСКО объявлена Астана?

A
B
C
D

Городом труда
Городом мира
Городом модернизации
Городом научных достижений


Дайте характеристику личности по фотографии

Имя ____________________________________________________________
Интересные факты биографии ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Личностные качества _______________________________________________ __________________________________________________________________ Качества политического деятеля: _____________________________________ __________________________________________________________________ Оценка личности современниками и в исторических документах__________________________________________________________________________________________________________________________ Ваша оценка его деятельности: _______________________________________ __________________________________________________________________

Билет 5.
Государство гуннов. Гунны и Великое переселение народов.
Тесты с несколькими вариантами ответов

Вопрос 1

Укажите составляющие элементы уникального жертвенного блюда, названного «Семиреченский михраб»

А
B
C
D

15 фигурок быков
15 фигурок верблюдов
15 фигурок лошадей
15 фигурок овец

E
F
G
K

Фигурка мужчины на коне
Вертикальная трубочка для фитиля
Фигурка мужчины, стоящего с луком
Фигурка мужчины, стреляющего из лука, на коне


Вопрос 2

По мнению Страбона и Геродота, у сакских племён в изобилии встречаются

А
B
C
D

Медь
Цинк
Серебро
Железо

E
F
G
K

Бронза
Алюминий
Олово
Золото


Вопрос 3

Наиболее древние памятники сакских племён

А
B
C
D

Шакпак- ата
Тагискен
Уйгарак
Бориказган

E
F
G
K

Танирказган
Шабыкты
Ботай
Дузбай


Вопрос 4

Какие элементы вооружения найдены в Иссыкском кургане?

А
B
C
D

Стрелы
Камча
Меч
Кинжал

E
F
G
K

Копьё
Дротик
Болас
Лук


Вопрос 5

Начиная с 8 века до нашей эры, в степной зоне Евразии получил распространение «звериный стиль». Какие функции он выполнял?

А
B
C
D

Отражал мировоззрение сакских племён
Отражал традиции тотемизма
Выполнял декоративную функцию
Выполнял роль связующего звена

E
F
G
K

Доказывал высокое мастерство
Доказывал родство традиций
Определял место сакских племён в культуре Евразии
Определял место сакских племён в мировой культуре


Решите задачу:
«Давно это было. Шли по степи Сары арки два путника, долго шли, заблудились. Совсем они отчаялись. И ведь знают кочевники, как определить, где их дом, на север надо идти. Но где он, север? Солнце закрыли тучи. Ветер рвал их одежду. Но вот один из них обратил внимание на менгиры, загорелись у него глаза, и сказал он своему спутнику: «Недолго нам осталось искать свой дом, знаю я, куда нам повернуть. И пошли они уверенной походкой вперёд, к родному дому». Как путник сможет определить стороны света?

































Билет 6.
Уйсунское государство.
Тесты с одним вариантом ответа
Вопрос 1

Как называются предметы, изготовленные в стародавние времена и сохраненные землей: древние постройки, могилы, оружие, предметы быта и многое другое?

А
B
C
D

Археологические источники
Находки
Культурные ценности
Клады


Вопрос 2

Людей, которые собирают «сокровища» устного народного творчества, исследуют обычаи, обряды, записывают старинные песни, былины называют

A
B
C
D

Сказители
Этнографы
Археологи
Писатели


Вопрос 3

Как называется наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас?

А
B
C
D

История
Биология
Антропология
Археология


Вопрос 4

Генеалогия, геральдика, дипломатика, историческая метрология, нумизматика, палеография, сфрагистика, хронология –все эти науки определены понятием

A
B
C
D

Науки, изучающие деятельность человека
Науки, изучающие политику
Науки, изучающие развитие мира
Вспомогательные исторические дисциплины


Вопрос 5

То, что записано на бумагу или любой другой материал, а также литературные произведения разных жанров и официальные документы разных исторических времен: саги, летописи, фольклор, легенды, законы, указы называют

А
B
C
D

Важные документы
Летописи
Литературные произведения
Письменные источники


Вопрос 6

Это понятие впервые было использовано в 1914 году. Обозначает исследование местных особенностей своей Родины и продолжение традиций предков по сохранению нашей истории

A
B
C
D

Алаш тану
Отечествоведение
Краеведение
Родиноведение


Вопрос 7

Научная отрасль, изучающая историю названий и имен собственных, называется

А
B
C
D

Теонимика
Ономастика
Антропонимика
Топонимика


Вопрос 8

Как называется наука, изучающая имена людей?

·
A
B
C
D

Антропонимика
Ономастика
Наименование
Демография


Вопрос 9

Учреждение для хранения старых, старинных документов, документальных материалов

А
B
C
D

Сокровищница
Архив
Библиотека
Музей


Вопрос 10

Как называется наука, изучающая названия родов, племён, народов?

A
B
C
D

Этнография
Этнология
Шежире
Родословная


3. Определить хронологическую последовательность появления орудий труда древнейших людей от раннего к позднему (по представленным картинкам).



1 _________________________________________________________________________________
2_________________________________________________________________________________3________________________________________________________________________________


Билет 7
Политическая история государства канглы.
Тесты с несколькими вариантами ответов

Вопрос 1

Укажите элементы строения сакских курганов

А
B
C
D

Насыпь земляная или каменная
Украшение одежды золотом
Саркофаг
Захоронение оружия

E
F
G
K

Захоронение лошади
Захоронение домашней утвари
Орудия труда
Дромос


Вопрос 2

Какие племена проживали на территории Сарыарки в эпоху железа?

А
B
C
D

Аргиппеи
Аримаспы
Дахи
Исседоны

E
F
G
K

Каспии
Роксоланы
Савроматы
Тиграхауда


Вопрос 3

Какие находки были сделаны при раскопках Шиликтинского захоронения (кургана №5)?

А
B
C
D

Золотые пряжки с изображением беркута
Серебряная чаша с надписью
13 бронзовых наконечников стрел
Остатки колчана

E
F
G
K

Золотые изображения птиц с распростёртыми крыльями
Украшения из бирюзы
Ритуальный посох
16 лошадей


Вопрос 4

Какие уникальные открытия были сделаны при раскопках кургана Байгетобе, известного как «Шиликтинский золотой человек»?

А
B
C
D

4303 золотые бляшки и пластины
Сёдла и сбруя
Пятиугольная звезда
Золотой головной убор

E
F
G
K

Фигурки степных зверей с бирюзовыми вкраплениями вместо глаз, ушей, ноздрей
13 лошадей
Ритуальный посох
Материя красного цвета


Вопрос 5

В 1998-1999 гг. археологическая экспедиция под руководством профессора З.Самашева произвела раскопки в слое вечной мерзлоты и изучила курган № 11. Какие уникальные находки были сделаны?

А
B
C
D

Фигурки степных зверей с бирюзовыми вкраплениями вместо глаз, ушей, ноздрей
Золотой кулах
Кожаные маски, украшенные рогами горного козла на черепах лошадей
Остатки шёлковой одежды, украшенной жемчугом

E
F
G
K

Пятиугольная звезда
13 лошадей
Золотое блюдо с надписью
16 лошадей


Дайте характеристику личности по фотографии


Имя, фамилия, отчество: ______________Дата рождения:___________ Образование: _________________________________________________ Черты характера: ______________________________________________ _____________________________________________________________ Основные вехи политической биографии: ________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ Оценка современниками ______________________________________
_____________________________________________________________
Как Вы оцениваете роль личности в истории______________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Билет 8.
Эволюция кочевой цивилизации.
Тесты с одним вариантом ответа
Вопрос 1

Эти фигурные знаки, рисунки использовали для письма в древнем Египте. В наше время подобное письмо используется в Корее, Китае, Японии. Как называются знаки?

А
B
C
D

Клинопись
Иероглифы
Пиктография
Береста


Вопрос 2

Материал для письма из кожи

A
B
C
D

Папирус
Пергамент
Клинопись
Ежедневник


Вопрос 3

Профессия этих людей – А. Маргулан, К Акишев, К. Байпаков – изучать историю, события древности по вещественным источникам. Как называется наука, которая исследует историю по вещественным источникам?

А
B
C
D

Нумизматика
Страноведение
Археология
Статистика


Вопрос 4

Жилище, созданное в древние времена, хорошо приспособленное к условиям кочевой жизни.

A
B
C
D

Шалаш
Шатёр
Юрта
Круглое жилище андроновцев


Вопрос 5

Боевой отряд гуннов численностью 10 тысяч конников.

А
B
C
D

Непобедимые
Тысяча
Тьма
Бессмертные


Вопрос 6

Как называется ряд поколений, происходящих от одного предка?

A
B
C
D

Рубасы
Генеалогия
Род
Шежире


Вопрос 7

Место поселения кочевников.

А
B
C
D

Стойбище
Становище
Жайляу
Кыстау


Вопрос 8

Родословная, генеалогия, летопись, рассказывающая о происхождении родов и племён.

A
B
C
D

Шежире
Хроника
История
Этнонимика


Вопрос 9

Возможность проявления своей воли, независимость, отсутствие ограничений, связывающих жизнь кого- либо

А
B
C
D

Свобода
Суверенитет
Государство
Союз племён


Вопрос 10

Как называется часть народа, живущая за пределами своей страны?

A
B
C
D

Диаспора
Переселенцы
Оралманы
Кочевники


3. Дайте характеристику личности по фотографии

Имя ____________________________________________________________
Интересные факты биографии ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Личностные качества _______________________________________________ __________________________________________________________________ Качества политического деятеля: _____________________________________ __________________________________________________________________ Оценка личности современниками и в исторических документах__________________________________________________________________________________________________________________________ Ваша оценка его деятельности: _______________________________________ __________________________________________________________________



Билет 9.
Древние тюрки. Тюркский каганат.
Тесты с одним или несколькими вариантами ответов
Вопрос 1

Предшественник древних городов Аркаим относится к эпохе

А
B
C
D

Раннего палеолита
Нижнего палеолита
Верхнего палеолита
Позднего палеолита

E
F
G
K

Эпохе бронзы
Эпохе энеолита
Эпохе железа
Эпохе мезолита


Вопрос 2

Какие племена проживали западнее Сарыарки в эпоху железа?

А
B
C
D

Аргиппеи
Аримаспы
Дахи
Исседоны

E
F
G
K

Гиркани
Роксоланы
Савроматы
Тиграхауда


Вопрос 3

Государства домонгольского периода

А
B
C
D

Государство Шайбанидов
Огузское государство
Карлукское государство
Кипчакское ханство

E
F
G
K

Ак-Орда
Могулистан
Государство Тимура
Ногайская Орда


Вопрос 4

В период правления хана Жангира (1629-1652 гг.) положение в казахском государстве характеризуется тем, что

А
B
C
D

начинается классовая борьба
вводятся правовые нормы «Жеты Жаргы».
идет процесс ослабления центральной власти
чингизиды отстраняются от власти

E
F
G
K

«кара суеки» допускаются к власти
вводятся правовые нормы «Проторенный путь хана Касыма»
усиливаются нашествия джунгар
концентрируется власть


Вопрос 5

После подписания Петербургского договора 1881 года уйгуры и дунгане расселились в:

А
B
C
D

Семиречье
Мангыстау
Прииртышье
Приуралье

E
F
G
K

Узбекистане
Туркестане
Тургае
Кыргызтане

3. Отметьте на контурной карте города Тараз, Сауран, Фараб, Испиджаб, Шафгар. Назовите товары, поступавшие по Великому Шелковому пути в Казахстан.























Билет 10.
Тюргешский каганат.
Тесты с одним вариантом ответа
Вопрос 1

Какое количество городов было подвластно казахам в Присырдарьинском регионе в период правления Тауке хана?

А
B
C
D

20
32
45
55


Вопрос 2

1861 г. произошло событие:

A
B
C
D

Началась война с Наполеоном
Создана «Степная комиссия»
Отмена крепостного права
Подписан Петербургский договор


Вопрос 3

Чем закончилось посольство Абулхаира в начале 1726 г. отправившего своего посла Койбагара Кобякова в Петербург для переговоров с императрицей Екатериной I?

А
B
C
D

Был подписан договор
Казахи получили защиту от нападений башкир и яицких казаков
Казахи получили разрешение кочевать вдоль р. Яик.
Переговоры были неудачными


Вопрос 4

Первый казахский хан, назначенный русским правительством, и получавший жалованье в размере 600 рублей в год.

A
B
C
D

Абулхаир
Каип
Нуралы
Семеке


Вопрос 5

1.Обострение земельного вопроса.
2. Нехватка пастбищных угодий.
3. Строительство линии военных укреплений.
4. «Воинские поиски», направленные на поимку барымтачей.
5. Грабеж казахских аулов царскими войскам.
Эти причины заставили казахов Младшего и Среднего Жузов принять участие в восстании. Каком?

А
B
C
D

Кенесары Касымова
Сырыма Датулы
Емельяна Пугачёва
Исатая Тайманова


Вопрос 6

Год принятия «Устава об Оренбургских киргизах»:

A
B
C
D

1820
1822
1824
1826


Вопрос 7

Кто из казахских воинов стал кавалером Ордена Св. Георгия в годы Отечественной войны 1812 гг?

А
B
C
D

Нарынбай Жанжигитулы
Амен Байбатырулы
Карынбай Зындагулы
Сагитт Хамитулы


Вопрос 8

Русский царь Иван Грозный хотел установить постоянные дипломатические отношения с Казахским государством в период правления хана:

A
B
C
D

Хакк – Назара
Тауке
Абулхаира
Аблая


Вопрос 9

Какой источник обладал рядом специфических функций?
помогал правителям управлять кочевыми общинами
выполнял функцию исторической памяти
выполнял функцию социального регулятора.
Собирателями этого источника среди казахов были А.Букейханов, М.Ж..Копейулы, Ш. Кудайбердыулы.

А
B
C
D

Адат
Шежире
Аытыс
Эпос


Вопрос 10

Ученый-исследователь Л. Мейер описывает последний час батыра: «Старик успел надеть кольчугу и выйти из кибитки вооруженный, но коня его уже не было. Увидев, что пришло время умирать, он сел спокойно на бугорок и начал творить молитву... Долго пули... отскакивали от кольчуги, пока, наконец, одна не попала в шею и не положила старика мертвым». О каком батыре идёт речь?

A
B
C
D

Наурызбай батыр
Кабанбай батыр
Жанхожа батыр
Богенбай батыр


3. Отметьте на контурной карте территорию расселения племени аргиппеев. Расскажите об археологических памятниках аргиппеев.





Билет 11.
Государство кимаков и кыпчаков в Дешт-и-Кипчаке.
Тесты с одним или несколькими вариантами ответов
Вопрос 1

Сражение у р. Буланты в 1726 г. между казахскими ополчениями и Джунгарскими войсками было завершено

А
B
C
D

Поражением джунгар
Вмешательством китайских войск
Заключением военного союза
Заключением мирного договора

E
F
G
K

Поражением казахов
Развеян миф о непобедимости джунгар
Укреплением морального духа казахского ополчения
Начались годы великого бедствия


Вопрос 2

Наиболее упорным выступлением шаруа во время коллективизации было восстание на юге Казахстана в:

А
B
C
D

Талдыкургане
Уральске
Сузаке
Оренбурге

E
F
G
K

Мангыстау
Батпаккаринское
Гурьевское
Акмолинское


Вопрос 3

Великий казахский просветитель конца XIX в. Ыбырай Алтынсарин был первым кто в Казахстане

А
B
C
D

открыл школу-интернат для русских детей.
написал «Киргизскую хрестоматию» для казахских детей обучающихся в русско-казахских школах.
открыл школу-интернат для детей переселенцев
написал «Русско-казахский разговорник» для казахских детей


E
F
G
K

открыл школу-интернат для казахских девочек
открыл двухклассные русско-казахские училища
Написал «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку
написал «Русский букварь» для русских детей обучающихся в казахских школах


Вопрос 4

События 1970-х годов:

А
B
C
D

Принятие Конституции Каз. ССР
Освоение целины
Закрытие полигонов
Опыты Худенко в сельском хозяйстве

E
F
G
K

Приватизация
НЭП
Создание комитета по формированию немецкой автономии
Вывоз ядерного оружия


Вопрос 5

Стоянки неолита Центрального Казахстана

А
B
C
D

Шебир
Караганда
Пеньки
Шабакты

E
F
G
K

Ботай
Зелёная Балка
Шакпаката
Арыстанды


3. Отметьте на контурной карте территорию расселения племени кангюев. Расскажите об археологических памятниках кангюев.


Билет 12.
1. Монгольское нашествие на территорию Казахстана и этнические изменения (13-15 вв)
2. Тесты с одним вариантом ответов
Вопрос 1

В ходе движения 1916 г. лидеры казахской либерально-демократической интеллигенции придерживались по отношению к России тактики

A
B
C
D

разумного компромисса

разделяй и властвуй
взаимодействия и поддержки
противостояния


Вопрос 2

Особой организованностью, централизацией власти, четкой системой управления повстанческим движением в 1916 году отличался центр

A
B
C
D

Семиреченский
Семипалатинский
Сырдарьинский
Тургайский


Вопрос 3

Национально-освободительное движение 1916 г. продемонстрировало

A
B
C
D

несвоевременность борьбы
рост классового самосознания казахского народа
отсутствие конечных целей

неспособность интеллигенции возглавить борьбу


Вопрос 4

Для установления национального согласия в регионе Временное правительство 20 марта 1917 г. приняло решение

A
B
C
D

создать национальную автономию
создать казахские национальные комитеты
отменить ограничения в правах российских граждан
ввести ограничения в правах российских граждан


Вопрос 5

Семиреченский съезд казахов, проходивший в апреле 1917 г., признал необходимым

A
B
C
D

закрыть область для переселения извне
пересмотреть земельные участки
создать национальную автономию

рассмотреть вопрос о возвращении земли казахам


Вопрос 6

Созданную в 1917 г. Туркестанскую Автономию возглавил

A
B
C
D

Жакып Акбаев
Алихан Бокейханов
Халел Досмухамедов
Мустафа Чокай


Вопрос 7

В годы Гражданской войны правительство Алаш-Орды

A
B
C
D

придерживалось политики разумного компромисса
выступило против Советской власти

выступило на стороне Советской власти

придерживалось политики неприсоединения


Вопрос 8

В январе 1919 г. монополия на заготовку и распределение хлеба дополнилась

A
B
C
D

кооперацией
продналогом
продразверсткой
военным налогом


Вопрос 9

В 20-е гг. XX в. талантливым комсомольским организатором в Казахстане и Туркестане был

A
B
C
D

Жусупбек Аймаутов
Магжан Жумабаев
Сакен Сейфуллин
Гани Муратбаев


Вопрос 10

Введенный в годы НЭПа Декрет «О натуральном мясном налоге»

A
B
C
D

облагал кочевое и полукочевое население мясным налогом
временно приостанавливал сбор мясного налога
заменял сбор мясного налога ценными вещами
освобождал кочевое и полукочевое население от мясного налога


3. Определите названия слоёв, из которых состоял курган






.













__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
Билет 13.
1. Политическое развитие государств на территории Казахстана в период 14- первой половине 15 века
2. Найдите допущенные в тексте ошибки: «Толе би в возрасте 20 лет начал заниматься судебным разбирательством. Участвовал в составлении законов «Жеты ЖарCы». Был потомком Жалантос батыра. Происходил из Западного Казахстана. После смерти Тауке хана, когда Казахское ханство раздробилось, управлял Старшим жузом».
3. Заполните схему «Эволюция человека».

















Билет 14
Формирование казахского народа и Жузов.
Назовите причины перехода от материнского рода к отцовскому
Определите по указанным критериям, что объединяет данные археологические находки: А) племя; В) период; С) регион.

























Билет 15.
Основание и укрепление Казахского ханства
Опишите процесс добычи руды металлургами эпохи бронзы
Рассмотрите изображения и определите, о каком периоде идет речь. Назовите археологические памятники данного периода.



















Билет 16.
Основные направления политики казахских ханов.
На примере экспедиций, организованных царским правительством в Казахстан в XVIII веке, покажите значимость территории Казахстана для Российской империи.
Заполните схему «Внешняя политика кагана Сулу»


























Билет 17.
Политика России на востоке в первой трети 18 века. Начало присоединения Казахстана к России.
Заполните таблицу орудия труда.

Период
Орудия труда

Палеолит






Мезолит






Неолит







Сравните антропологический тип саков и уйсунов, охарактеризуйте общие и различные черты.









Билет 18.
Политика Российской империи во второй половине 18 века. Уставы 1822 и 1824 гг.
Определите главные признаки военной демократии в эпоху раннего железа.
Сравните мифологические представления об устройстве мира саков и уйсунов на примерах головного убора «Золотого человека» и «Каргалинской диадемы».






























Билет 19.
Завершение присоединения Казахстана к России. Административные реформы.
Отметьте на контурной карте область, где расположен памятник неолита Караунгир. Расскажите о находках, обнаруженных при раскопках данного памятника.


Дайте характеристику личности по фотографии

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Имя _____Кенесары Касымулы (1802-1847) _______
Интересные факты биографии ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Личностные качества _______________________________________________ __________________________________________________________________ Качества политического деятеля: _____________________________________ __________________________________________________________________ Оценка личности современниками и в исторических документах__________________________________________________________________________________________________________________________ Ваша оценка его деятельности: _______________________________________ __________________________________________________________________

Билет 20.
Переселенческая политика России. Колонизация и казахский аул.
Назовите признаки имущественного неравенства у уйсунов
Отметьте на карте государства, образовавшиеся после распада Монгольской империи




4

5

3

1

2



1





Рисунок 1Томирис Царица Саков-МассагетовРисунок 25Рисунок 1Модэ (234174 до н. э.)Рисунок 3Картинки по запросу алихан букейхановРисунок 5Рисунок 1032Рисунок 1160Рисунок 1162Рисунок 20Рисунок 21Рисунок 1173Рисунок 615