Сценарий классного часа, посвященного 10-й годовщине трагических событий в г. Беслан. «Беслан — наша трагедия».
Сценарий классного часа для 10 класса, посвященный 10-й годовщине трагических событий в г. Беслан.
«Беслан - наша трагедия».
Кавказ! Далекая страна!
Жилище вольности простой!
И ты несчастьями полна
И окровавлена войной!..
М.Ю. Лермонтов.
На классной доске слово «Беслан». В начале занятия ребятам предлагается назвать ассоциации, которые вызывает у них это слово. Все ассоциации записываются на доске в виде кластера.
На проекторе демонстрируется презентация, сопровождаемая рассказом ведущих.
Ведущий 1:В любой стране есть дни праздников, которые отмечаются всем народом. В России один из самых любимых и всенародных праздников — День знаний, 1 сентября. День надежд и планов на будущее. День встреч и радостных улыбок. Для многих — это начало нового этапа в жизни: «первый урок», «первый класс», «первый учитель».
Ведущий 2: И никто не мог представить, что в XXI веке для нас этот день станет ассоциироваться со словами «последний...», «трагедия...».
Ведущий 1: Но именно события в Беслане 1–3 сентября 2004 года заставили нас соединить в своих сердцах радость и скорбь, жизнь и смерть. В эти дни объектом страшного преступления — террористического акта — стали 1100 человек — ученики, педагоги, родители и все участники праздничной линейки, посвященной началу учебного года в школе № 1 г. Беслана. В одночасье традиционный российский праздник стал для всех россиян символом всенародной трагедии.
Ведущий 2: ХХ век оставил свой кровавый след в истории человечества. Казалось бы, память о Второй мировой войне и геноцидах навсегда должна научить человечество ценить мир. К великому сожалению, приходится констатировать возрождение нацистских лозунгов. Страну, победившую нацизм, спустя чуть более полувека потрясли чудовищные события: война в Чечне, террористические акты, взрывы в московском метро, теракты в разных городах России, захват заложников в Театральном центре на Дубровке, Кизляре и Беслане...
Ведущий 1: Откуда берется ненависть? Почему потомки воинов разных национальностей, сражавшихся плечом к плечу против нацизма, убивают друг друга по религиозным и национальным соображениям? Чудовищная правда сегодняшнего дня. Социальная напряженность в обществе, межэтнические конфликты, проявление различных видов экстремизма стали для многонациональной России одной из главных проблем.
Ведущий 2: В небеса поднимались ангелы...
Все прекрасны, невинны, чисты.
Сколько звёзд тогда ярких попадало
Маскируясь росой на цветы...
Вам, нежданно ушедшим так рано
Уготован в раю уголок.
Наши общие дети Беслана,
Вы простите ли нас за тот рок?!
Ведущий 1: Небольшой город Беслан в Республике Северная Осетия — Алания сегодня известен во всем мире как место страшной трагедии, унесшей жизни 334человек, среди которых были 186 детей.
Теракт 1–3 сентября 2004 г. в Беслане был назван одним из самых жестоких за всю историю международного терроризма, т. к. современная история не знала столь кровавых и массовых расправ над мирным населением.
Ведущий 2:Операция по освобождению заложников проводилась бойцами подразделений «Альфа» и «Вымпел».
Ведущий 1: Из воспоминаний: «Операция в городе Беслан, шла не по классической схеме освобождения заложников. Сотрудникам приходилось непланомерно, зачищая метр за метром, продвигаться к цели и, прикрывая грудью детей, спасать их. Каждая секунда играла большую роль в жизни детей. За нашими спинами вплотную шли местные жители, которые очень сильно помогали нам с эвакуацией. Из-за того, что дети выбегали, и боевики расстреливали их в спины, надо было прикрывать собой детей, одновременно шквальным огнем подавляя укрепленные огневые точки противника. В этой операции Центр специального назначения понес самые большие потери за всю историю. Мы потеряли 10 человек». (Максим Жуков, сотрудник спецслужб, участник событий в Беслане)
Ведущий 2: Страшная трагедия в г. Беслане стала новой точкой отсчета в 1000-летней истории России, которая не слышала ничего подобного. Ни Батый, ни поляки, ни Наполеон, ни даже фашисты не нападали специально и исключительно на детей. Во всей истории невозможно провести аналогию этой бессмысленной и страшной бойне, когда за один час было прекращено несколько сотен детских жизней. Единственная история, которая сопоставима с бесланской трагедией, — это история, которая произошла более двух тысяч лет назад в городке — Вифлееме: когда царь Ирод приказал уничтожить всех младенцев.
Ведущий 1: По официальным данным в результате террористического акта 1–3 сентября в г. Беслан погибли 334 человека, из них 186 детей, 15 учителей, более 900 человек получили ранения.
Ведущий 2: Ответственность за теракт в Беслане публично взял на себя Шамиль Басаев,17 сентября 2004 года опубликовав заявление на сайте чеченских сепаратистов «Кавказ-центр».
Ведущий 1: Мне не забыть тех страшных дней:
Потоком кровь с телеэкрана,
Меж пуль свистящих и огней
Мельканье лиц детей Беслана.
Мне не забыть плач матерей,
В объятьях траурного одеянья.
Их лица выглядят старей,
С печатью горя и страданья.
От рук бездушных палачей
Детей загубленных, безгрешных,
Теперь заменит свет свечей,
Но не излечит безутешных.
Не раздается детский смех,
Один лишь плач и боли стон,
Останется нам, как на грех
На память погребальный звон.
Ведущий 2: Самые крупные террористические акции с захватом в заложники детей были проведены в России:
Ведущий 1: 1995 год. Захват в заложники более 1600 жителей Будённовска, которых согнали в местную больницу, в результате теракта погибли 129 человек.
Ведущий 2:1996 год. Кизляр. Первомайское. В ходе операции по освобождению заложников в г. Кизляре и с. Первомайское было уничтожено 153 боевика, убито 11 заложников, от рук террористов погибло 26 солдат и офицеров федеральных войск, ранено 95 человек, разрушено 250 домов, захвачено в плен 30 боевиков, освобождено 86 заложников.
Ведущий 1:2002 год. «Норд-Ост». Общее число захваченных заложников составило 916 человек, погибли 130 человек из числа заложников.
Ведущий 2:2004 год. Школа №1 в городе Беслан. Террористы удерживали в заминированном здании более 1100 заложников. В результате теракта 334 человека, из них 186 детей, были убиты.
Ведущий 1: «Не забыть, не дать повториться...».
(муз. композиция)
(видеоролик)
В конце занятия ребятам предлагается вернуться к началу урока и дополнить кластер своими ассоциациями.
После этого предлагается составить синквейн.
(• Синквейн — это пятистрочная стихотворная форма.• Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово(обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
• Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
• Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
• Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
• Пятая строка — одно слово — резюме, характеризующее суть предмета или объекта).