Учебно — исследовательский проект «И всему народному — раздолье! И всему душевному — простор!» по истории Архангельской области как одна из форм патриотического воспитания
Светлана Вячеславовна Козицина,
учитель начальных классов
МБОУ «Коношская средняя школа»,
п. Коноша, Архангельская область
Учебно - исследовательский проект «И всему народному - раздолье! И всему душевному - простор!» по истории Архангельской области как одна из форм патриотического воспитания
Уважение к своей стране, к её национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.
Учебно -исследовательский сетевой проект по истории Архангельской области «И всему народному - раздолье! И всему душевному - простор!» является одной из форм патриотического воспитания. Данный проект предназначен для преподавателей, применяющих в своей деятельности технологию метода сетевых проектов.
Основная цель проекта определяется основной целью курса «Окружающий мир. Краеведение» в школе, сформулированной в Федеральном государственном образовательном стандарте, – формирование у школьников эмоционально насыщенного образа родного дома и начальных представлений о самобытности и значимости культуры малой родины, являющихся частью национальной культуры.
Реализация цели предполагается через систему задач: формирование у школьников бережного отношения к культурному и историческому прошлому нашей Родины через их приобщение к культуре и истории родного края, основанном на первичном опыте и деятельностном подходе;формирование системы ценностных ориентиров через изучение краеведческого материала и его использование в учебных ситуациях.
Учебно - исследовательский проект «И всему народному - раздолье! И всему душевному - простор!» может быть реализован в рамках изучения предмета «Окружающий мир» в 1-4 классах начальной школы, "Краеведение" в старших классах.
Проект основан на концепции регионального компонента Архангельской области, федерального государственного стандарта общего образования с учётом действующих в школе программ.
Основная идея проекта - конкретизировать содержание федерального компонента с учётом межпредметных и внутренних связей, возрастных особенностей, а также удовлетворить познавательные интересы школьников, проживающих на территории Архангельской области.
Стремление к новому, неизведанному, готовность осваивать высокие технологии, умение учиться и доучиваться, характерное для исследователей, может стать примером для нынешних школьников.
Тематика исследования исторического развития Архангельской области соответствует возрасту и интересам школьников.
Механизм реализации проекта
В своей работе сетевой проект руководствуется:Конвенцией ООН о правах ребенка;Конституцией Российской Федерации;Гражданским кодексом Российской Федерации;Федеральным законом «Об общественных объединениях»;Федеральным законом РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;Законом РФ « Об образовании»;Государственной Программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 год»;Письмом Министерства образования России от 12 марта 2003 года. «О деятельности музеев образовательных учреждений».
Описание проекта
Тема учебного проекта: История Архангельской области
Предметы: Окружающий мир.Краеведение.
Метапредметная связь:ИКТ,Чтение, Русский язык,Материальные технологии.
Классы. Проект ориентирован на учащихся 1-11 классов.
Приблизительная продолжительность проекта - 5 недель.
Основа проекта- Образовательные стандарты.
В Пояснительной записке Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения отмечается, что «содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и мышления учащихся». Центральной линией развития школьника должно стать формирование его интеллектуальной деятельности.
Сегодня образование призвано решать самую главную задачу – закладывать основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умения понимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные цели и результат. Только при этих условиях в процессе обучения будет формироваться осознанная система представлений об окружающем мире, а в последствии - научное мировоззрение.
В указанном контексте следует отметить особую значимость проектной деятельности как компетентностно-ориентированной педагогической технологии.
Проект несёт в себе большой развиващий потенциал, обеспечивает условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития учащихся в школе. Знания, формируемые посредством проекта, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью школьника.
Культурное ядро проекта - составляют универсальные общечеловеческие, национальные, региональные ценности.
Проект выстроен на основе краеведческого принципа, позволяющего обучающимся осмысливать важные взаимосвязи и взаимозависимости, которые существуют между человеком, окружающей и социальной средой.
В проекте соблюдён принцип природосообразности. Изучение материала начинается с ближайшего его окружения - дома, семьи, самого себя, затем следует расширение содержания и акценты перемещаются на деревню, село, город, в котором живут ученики, область как часть мирового пространства.
В свою очередь, проект призван не только развивать навыки наблюдения и исследования явлений окружающего мира, но и формировать умения описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества. В ходе изучения курса «Окружающий мир. Краеведение» школьники должны научиться оценивать свое место в окружающем мире, развивать желание участвовать в его созидании во имя родной области, страны и планеты Земля.
В основу проекта положены системный, ценностный, культурологический, компетентностный и деятельностный подходы. При этом системный, ценностный и культурологический подходы являются основными: знания о регионе конкретизируют общие знания об окружающей действительности и обусловливают ориентацию личности в системе ценностей: чем больше их обмен и систематичность, тем шире кругозор обучаемого и тем больший круг объектов может войти в систему его личностных ценностей.
Проект строится на деятельностной основе - через " открытие" новых знаний, применение их в общении (свободном и деловом), в условиях преднамеренно созданных учебных ситуаций.
Компетентностный подход проявляется через специально организованное решение проектных задач, выполнение целостных проектов и исследований, где ученик не только "присваивает" учебное содержание, но и получает возможность воспользоваться им в конкретной учебной, а также и реальной, жизненной, ситуациях.
Эффективность сетевого проекта:развиваются интеллектуальные и поисково-информационные умения, наблюдательность к окружающим явлениям, воображение и эмоции, наглядно-образное и теоретическое мышления, память, речь. Включение данной программы во внеурочную деятельность способствует воспитанию любви к Родине, чувства гордости за созидательный труд своих земляков, формированию бережного отношения к памятникам материальной и духовной культуры, мотивационных основ обучения, познавательно-коммуникативной деятельности учащихся, вносит конкретность в учебный процесс.
Новизна создания сетевого проекта
Особенностью данного проекта является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Сетевой проект – это сетевая удалённая совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров из разных регионов и стран, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы исследования, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности.
Основные разделы курса:
Природа и общество. (В частности: Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.)
Человек и общество. (В частности: Профессии людей. Транспорт. История Отечества. Выдающиеся люди разных эпох)
Правила безопасной жизни.
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения
Основная цель проекта определяется основной целью курса «Окружающий мир. Краеведение» в школе, сформулированной в Федеральном государственном образовательном стандарте, – формирование у школьников эмоционально насыщенного образа родного дома и начальных представлений о самобытности и значимости культуры малой родины, являющихся частью национальной культуры.
Реализация цели предполагается через систему задач:формирование у школьников бережного отношения к культурному и историческому прошлому нашей Родины через их приобщение к культуре и истории родного края, основанном на первичном опыте и деятельностном подходе; формирование системы ценностных ориентиров через изучение краеведческого материала и его использование в учебных ситуациях.
Личностные результаты.
Учащиеся смогут:приобрести опыт коллективных взаимоотношений - сотрудничества и взаимопомощи;осознать себя членом социума в самом широком смысле этого слова – жителем Архангельской области, ответственным за ее будущее, за будущее своей Родины; повысить интерес к науке и научным открытиям, выражая его через осознанное желание учиться и стремление принести пользу обществу.
Метапредметные результаты: способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и возможностей человеческого разума; способность осуществлять информационный поиск, оценивать степень достоверности источника; умение проводить анализ найденной информации, делать выводы на основе совокупности отдельных фактов; умение интерпретировать информацию и представлять ее в виде новых проектных продуктов; осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками; навыки использования средств ИКТ для сопровождения интеллектуальной деятельности, развития универсальных учебных действий.
Предметные результаты. К ним можно отнести: закрепление представлений об Архангельской области; усвоение первоначальных сведений об истории освоения северных земель; закрепление представлений о положительном и отрицательном влиянии деятельности человека на окружающую среду; овладение базовым понятийным аппаратом на уровне, доступном для понимания школьникам; умение описывать и охарактеризовывать факты, открытия, события.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос - Чем дорог нам Север?
Проблемные вопросы учебной темы: Почему человек стремится на Север? Как север влияет на жизнь человека? Что можно узнать об Архангельской области из интернета? Почему и как мы чтим своих героев?
Сведения о проекте
Необходимые начальные знания, умения, навыки.
Учащиеся должны обладать навыками: организации работы в группе: организации взаимодействия, распределения обязанностей с целью оптимизации деятельности; поиска информации в сети Интернет, ее систематизации; организовывать оптимальное размещение информации на компьютере, переносить информацию.
План проекта
1. Подготовка проекта: Администратор сетевого проекта: создаёт блог на Google; подбирает материалы для сетевого проекта: стихи, картинки, опросы, викторины, задания, готовит для команд стартовую презентацию; создаёт станции путешествия по сетевому проекту; готовит специальную страницу для команд «Интернет - путеводитель»; оформляет специальную страницу в проекте для координаторов - учителей,где дается краткая информация о проекте; для школьников предоставляется информация, как сделать «Визитку команды»; подбирает памятки - помощники для координаторов и учащихся к проекту; создание карты путешествия.
2. Оформление в сетевом проекте специальных страниц - станций с заданиями для координаторов и школьников.
Станция1. Этап 1. "Вот она какая, дорогая родина моя!"(викторины по истории Архангельской области)
Задание на этом этапе - командам ответить на вопросы онлайн – анкеты “Что мы знаем об Архангельской области”,
а также провести опрос среди учащихся школы “Что мы знаем об Архангельской области”
Цель анкетирования и проведения викторин - приобщить учащихся к учебно - познавательной и исследовательской деятельности по истории Архангельской области.
Задачи: определить уровень знаний по истории родного края у учащихся; способствовать развитию у школьников интереса к изучению Севера.
Итог этапа - Сводка ответов на вопросы анкеты.
Практическое применение полученных результатов – составление плана воспитательной работы с учащимися по патриотическому воспитанию.
Станция2. Этап2. "Северяне - Победе!" (знакомит школьников с теми, кто в годы Великой Отечественной войны ковал победу нашей Родины)
Задание командам - изучить краеведческий материал, оформить воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны.
Провести командам «Анкету-опросник для ветеранов», которая включает самые важные и значимые для исследования вопросы.
Цель проводимого этапа – сохранение памяти о событиях военного времени, о каждом из тех, кто ценой собственной жизни сохранил свободную и мирную жизнь для нас и наших детей.
Задачи: дать характеристику мемуарных источников по истории Великой Отечественной войны; собрать воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны; проанализировать полученную информацию и дать ей историческую оценку; подготовить воспоминания для введения их в научный оборот.
Итогом этапа является создание презентации, видеоролика, написание сочинения о ветеранах Великой Отечественной войны. Изготовление памятных открыток – благодарностей ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. для вручения на военно -патриотических мероприятиях и праздниках.
Практическое применение полученных материалов: материалы исследования, презентации, видеоролики успешно будут применяться на уроках истории при изучении Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., а также при проведении экскурсий в школьном музее Боевой Славы.
Станция3. Этап №3. "Славные поморы" (знакомит школьников со знаменитыми и талантливыми людьми нашего края)
Задание командам - изучить отдельные факты биографий учёных, поэтов, художников, музыкантов.
Цель этапа – воспитание у школьников чувства патриотизма через знакомство с жизнью и творчеством великих земляков.
Задачи: сформировать систему элементарных знаний о жизни поморов, роли знаний в жизни человека на примерах своих знаменитых земляков, создание условий для формирования медиа-культуры школьников.
Итогом этапа будут являться сообщения, фоторепортажи, презентации о земляках.
Практическое применение полученных материалов: материалы исследования, презентации, видеоролики успешно будут применяться на уроках, внеклассных мероприятиях, а также при проведении экскурсий.
Станция 4. Этап4. Экологическая станция "Мой Север, скупой чародей!" ( поможет задуматься не только о пользе, но и красоте родной природы. Понять, что природу надо любить и охранять, заповедники севера)
Задание командам - изучить экологические проблемы Архангельской области. Выявить особенности освещения экологических проблем в СМИ Архангельской области.
Цель этапа – информирование о соответствующих экологических проблемах и содействие повышению экологической культуры школьников.
Задачи: определить научный, социальный и политический аспекты экологии; дать определение и обозначить роль экологической коммуникации в обществе, выделить СМИ, как активного участника экологической коммуникации; обозначить основные экологические проблемы Архангельской области; выявить особенности освещения экологических проблем в СМИ Архангельской области.
Итогом этапа должно стать - Послание-письмо северянам "Чем дорог нам Север!? Как сохранить природу Севера?"
Практическое применение: составление задач по экологии, по математике, подбор текстов для диктантов и изложений.
Станция5. Этап 5. "Родом из поморской славной стороны!"
(самобытная культура Севера, духовные традиции Русского Севера, как они "живут" в современном мире)
Задание командам - изучить какой-либо промысел, изготовление предметов народного творчества. Команде освоить любой вид изделия, сфотографировать поэтапное изготовление, дать рекомендации -как его делать.
Цель этапа – возрождение, сохранение и развитие народных ремёсел и промыслов на Русском Севере.
Задачи:изучение опыта народных мастеров, истории народного творчества своего региона, культуры родного края; обучение учащихся мастерству промысла; воспитание у детей чувства национальной гордости.
Итогом этапа будет служить – презентация « Мастер-класс по народному промыслу». Написать краткое описание этого промысла.
Практическое применение: создание выставок, организация конкурсов по технологии и ИЗО, мастер-классы.
3. Подведение итогов
Русский Север - это удивительная страна. Для тех, кто не бывал на Севере, кажется он бездушно-холодным, для тех, кто родился или живет в этом крае, - сказочный и добродушно-приветливый.Говорят, где родился, там и пригодился. Свою землю обустраивать нам, здесь живущим...
Сетевой проект «И всему народному - раздолье! И всему душевному - простор!» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , помогает школьникам по-новому увидеть и многое узнать о той земле, где они родились и живут вместе со своими родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами, друзьями... Задания проекта подобраны таким образом, что их легко использовать любому преподавателю в своей работе по патриотическому воспитанию независимо от места проживания. И еще, что очень важно в работе любого учителя, проект можно продолжать, пополнять и совершенствовать.
Чему же способствует сетевой проект«И всему народному - раздолье! И всему душевному - простор!»?
Выводы.
1.Создавая качественный продукт проектной деятельности и размещая его в сети Интернет, учащиеся становятся создателями контента, который в дальнейшем может быть использован в образовательном процессе.
2.Меняется позиция школьников - они становятся активными участниками образовательного процесса, которые способны не только учиться сами, но и обучать своих сверстников.
3.Работая над проектами, учащиеся развивают как повседневные умения и навыки, так и умения и качества человека 21-го века. Многие из этих качеств сегодня имеют приоритетное значение для работодателей, например, такие умения, как: успешно работать с другими; принимать обдуманные решения; брать на себя инициативу; решать комплексные проблемы; управлять собой; эффективно общаться.
4.При использовании веб-сервисов в сетевом проекте перед детьми открываются возможности для достижения предметных и метапредметных результатов.
5.Для учителей открываются возможности организации такого образовательного пространства, при котором дети с разными возможностями способны получить качественно новое образование.
6.Учитель и ученики обязательно познакомятся с новыми сервисами и программами. При желании научатся сами планировать свою проектную деятельность.
7.Ценность сетевого проекта в том, что любой человек, живущий в разных уголках страны, может придти на сайт и попробовать свои силы. Важно иметь поддержку и стремление к знаниям, тогда найдешь таких же увлечённых друзей, почувствуешь радость учения и ощущение полёта мысли.
8. Знания и представления о своей малой Родине, ее истории, культуре и природе являются важнейшим условием формирования отношения учащихся к Родине и впоследствии, при определенных условиях воспитания и обучения, составляют основу убеждений и мировоззрения школьников.
Список литературы
1. Айсмонтас Б.Б. Теория обучения. Схемы и тесты. - М.: Владос ПРЕСС, 2002.
2. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. - М., 2003.
3. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. - М., 1998.
4. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся». -Самара, 2003.
5. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения //Директор школы. 1995. № 6.
15