Исследовательская работа Вопреки судьбе.. Номинация Слава солдатам Широклага
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 23»
Номинация «Слава солдатам Широклага »
Творческая работа:
«Вопреки судьбе…»
Выполнила:
Ученица 10 класса
МБОУ СОШ №23
Элешова Виктория Михайловна
Руководитель :Гангулиева Ц.В.
учитель калмыцкого языка
и литературы
МБОУ СОШ №23
г.Элиста
Содержание
Введение
2. Депортация калмыцкого народа (Почему? Для чего? Зачем ?)
3.«Широклаг»
4.Заключение
5.Список литературы.
Введение
Салдс бор өрмгнь
Шаһа цокҗ генүлнə.
Садн-элгән хəəһəд,
Сибирин селәд төгәлләв.
Миновало 71 год со дня окончания Великой Отечественной войны. Трагической страницей вошла в нашу историю эта война. Тема «Слава солдатам Широклага» актуальна, так как немаловажно сохранить для потомков события Великой Победы, которые принесли с собой. Наша страна ежегодно чествует ветеранов Великой Отечественной войны. Но о них говорят в совокупности, как о великой армии. А ведь эта сила и мощь складывались из единичных персон. И каждая отдельная история личности интересна и важна. Ведь вся сила народа в его прошлом.
Невероятный груз тягот и страданий перенесли на своих плечах солдаты и офицеры, рабочие и колхозники, деятели науки и культуры, взрослые и дети.
Много было сказано о воинском подвиге, немало написано, но больше тех, кто работал в тылу. «Все для фронта, все для победы», - этот лозунг вдохновлял всех тружеников тыла, давал им новые силы и надежду.
Из цехов выходили новые танки, летательные аппараты, орудия, снаряды, патроны, военное снаряжение. Сложно поверить, но вся эта сложная техника создавалась руками стариков, женщин и малолетних детей.
Но у данной войны была и собственная не показная сторона. Невозможно забыть, что сороковые годы были временами сталинских репрессий. Репрессий не только против отдельного человека, но и против целого народа.
С каждым годом становится все меньше свидетелей тех событий, а значит, мы обязаны навсегда запомнить и усвоить их рассказы. Не только потому, что этим мы воздадим дань уважения мужеству и стойкости того поколения.
В наше время, когда в стране обострился национальный вопрос, особенно поражает в этих воспоминаниях то, что в них нет ненависти, озлобленности и желания мстить кому-либо за перенесенные оскорбления и мучения. В самые трагические моменты своей жизни эти люди старались запомнить каждого, кто проявил к ним сочувствие и оказал посильную помощь. Данному великодушию, способности различать добро и зло мы и должны научиться у уходящего от нас поколения.
Депортация калмыцкого народа (Почему? Для чего? Зачем?)
В ту холодную зимнюю пору,
Справедливости наперекор.
Был объявлен калмыкам
Суровый и лихой приговор.
И облитые грязною ложью,
Оставляя свой кров и свой скот
Покидали калмыки Поволжье,
Как преступный народ.
В Калмыкии, как и в ряде других регионов СССР, сформировалось антисоветское повстанческое движение. По данным НКВД, оно насчитывало 12 группировок общей численностью свыше 500 человек. Кроме того, немцами был создан калмыцкий кавалерийский корпус численностью 1300-1500 всадников. Решение о депортации калмыков было ускорено обвинениями в сдаче в плен 110-й Калмыцкой кавалерийской дивизии.
Операция по депортации калмыков проводилась 28-29 декабря 1943 года под кодовым названием «Улусы». В ней участвовали 2975 офицеров НКВД, а также 3-й мотострелковый полк НКВД, ранее выселявший карачаевцев. Руководил операцией начальник УНКВД по Ивановской области генерал-майор Маркеев.
Во все дома, где проживали калмыки, вошли группы военных из войск НКВД СССР и объявили, что по Указу ВС СССР все калмыки выселяются в Сибирь, как изменившие родине. На сборы семьям давали не больше часа. Многие семьи, не знавшие русского языка, уходили из своих домов, не захватив теплой одежды и продуктов. На сборные пункты подгонялись «студебеккеры», в которых спецпереселенцев доставляли к железнодорожным станциям, к поездам, состоящим из двуосных вагонов – «теплушек». В каждый вагон помещали по 40-50 человек. Всего было сформировано 47 эшелонов.
Первым заходом было депортировано 91 919 человек. За январь 1944 года к ним присоединилось еще 1014 человек. Между районами вселения они были распределены следующим образом: Омская область — 24 325 человека, Красноярский край — 21 164, Алтайский край — 20 858, Новосибирская область — 18 333 человек. Больше половины калмыцкого контингента в Омской области было расселено в ее северных округах — Ямало - Ненецком, Ханты-Мансийском и Тобольском. Поскольку выселение происходило в самый разгар зимы, смертность при перевозке была чрезвычайно высокой. В местах вселения нередко вспыхивали эпидемии (сыпного тифа).
В 1944 году депортации калмыков продолжились за счет выселения тех, кто проживал вне Калмыцкой АССР. 25 марта 2536 человек из Ростовской области отправили в Омскую область, 2–4 июня 1178 человек из Сталинградской области отправили в Свердловскую обл. Позднее к ним присоединились демобилизованные из армии калмыки - более 15 000 человек. Все солдаты и офицеры калмыцкой национальности были направлены в Астрахань и переданы НКВД, который вывез офицеров в Ташкент и Новосибирск, а рядовых направил на строительство Широковской гидроэлектростанции в Пермской области.
Следует отметить, что женщины - не калмычки, бывшие замужем за калмыками, также брались на учет и подвергались всем положенным репрессиям. В то же время калмычек, вышедших замуж не за калмыков на учет не брали.
Труд депортированных калмыков использовался в сельском хозяйстве, на лесоповале, но чаще всего — в промышленном рыболовстве; их многовековой опыт в области животноводства, в особенности отгонного, оказался невостребованным.
С момента депортации и до апреля 1946 г. значилось 14 343 умерших калмыцких поселенцев. При этом рождаемость среди калмыков была крайне низкой.
В ноябре 1948 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об уголовной ответственности за побеги из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдаленные районы Советского Союза в период Отечественной Войны», суть которого состояла в том, что репрессированные народы высланы навечно, без права возврата на этническую родину. Этим же указом режим спецпоселения ужесточался еще более. Документ предусматривал за самовольный выезд из мест поселения 20 лет каторжных работ.
Основная часть калмыцких улусов и Элиста вошли в новосозданную Астраханскую область. Западный и Яшалтинский (переименованный в Степновский) улусы отошли к Ростовской области, а Малодербетовский и Сарпинский - к Сталинградской. Ставропольскому краю были переданы Приютненский улус, а позже - Троицкий. Еще 211 га пастбищных угодий перешли в пользование дагестанских колхозов. Калмыцкие названия большинства сельсоветов заменялись русскими, Элиста была переименована в Степной.
«Широклаг»
Прочитав книгу профессора КГУ, доктора исторических наук В. Б. Убушаева «Калмыки: Выселение и возвращение» я узнала, что выселены были в Сибирь не только мирные жители, но солдаты, воевавшие на всех фронтах против фашистских захватчиков. Их организованно, под конвоем направляли в Алтайский , Красноярский края, Новосибирскую и Омскую области. Туда начали прибывать снятые с фронтов и отозванные из тыловых частей калмыки-военнослужащие, причем не рядового, а командного состава армии. Местные военкоматы их демобилизовали и передавали в органы НКВД. Эту участь разделили и калмыки, выписываемые из госпиталей. Под предлогом формирования национальной части они направлялись в Широковский исправительно-трудовой лагерь НКВД СССР, за которым в обиходе, а затем официально утвердилось название «Широклаг».
Калмыки были задействованы на одном из самых сложных объектов – сооружении Широковской ГЭС на р. Косьва. Здесь наиболее трудоемким являлось рытье котлована, потому что не было машин. Все работы проводились вручную. Также они трудились на лесоповале, строительстве железнодорожного участка до станции Половинка, Березниковском химическом комбинате, угольных шахтах.
У многих поначалу была военная форма. Но вскоре она поизносилась, и все были переодеты в лагерную одежду: шапки, телогрейки, брюки и чуни (обувь с резиновыми колодками и калошами).
Рацион лагерного питания состоял из супа-баланды, приготовленного из мерзлой капусты, картошки, испорченной рыбы и слегка приправленного растительным маслом. Суточная норма хлеба составляла 400-500 грамм. А нормы выработки были запредельными. Поэтому пустая похлебка не давала сил воинам, а непосильная работа превращала их в доходяг. Причем даже этот пустой суп следовало заработать. Не все выдерживали непривычный для бывших степняков труд в условиях сурового климата при крайне скудном питании и фактически лагерном режиме. Многие попадали в лазарет, умирали. В актах медицинских заключений указывались такие диагнозы, как преждевременное старческое одряхление организма, дистрофия, не говоря о самых распространенных заболеваниях: пневмония, туберкулез, гепатит и др.
Мужчины и женщины по-разному выживали в лагерных условиях. Мужчины, потеряв свою роль защитника семьи, оказались менее способными трансформировать этот навык в защиту других. Мужчины не примеряли роль отца к новым условиям с той же готовностью, с какой женщины - роль матери, поскольку деятельность, сконцентрированная вокруг пищи, детей, устройства жилья, социальных отношений, тепла, чистоты, может считаться единственно значимым видом труда в таких ужасных условиях. Именно такие обыденные заботы делают возможной жизнь в угнетении.
Особенно тяжело было на рытье траншей, котлована под плотину ГЭС, добыче и перевозке камня на карьере. Работали лопатой, киркой, ломом, кайлом, а средством транспортировке служила одноколесная тачка. На рытье котлована человек должен был за смены поднять 6 кубометров грунта, на перевозке камней – 7 кубов. Или за смену надо было выкопать траншею диною в 8 метров, а шириной – в 1 метр. Понятно, что такая работа была не под силу обессилившим фронтовикам.
Очень много документального материала мне удалось собрать из книги «Асмуды. Прошлое и настоящее» авторов Г.Б.Авджаева и В.Б.Чонгонова. Так, оказалось: «По списку личного состава Широклага удалось установить фамилии 13 асмудов, солдат и сержантов Красной Армии, снятых с фронтов Великой Отечественной войны. Сталинский режим установил правило: в неудачах возлагать вину на народы, на выдуманных врагов. К числу их был отнесен и калмыцкий народ, его сыны – мужественные защитники Отечества, наши земляки.
Памятник жертвам сталинского геноцида Камень-известняк, доставленный с места захоронения репрессированных фронтовиков Калмыкии, умерших в Широклаге при сооружении Широковской ГЭС в 1944-45 гг. Камень привезён из Пермской области и установлен 28 декабря 1992 года возле кинотеатра «Родина», откуда начинался путь калмыков в ссылку.
Среди арестантов Широклага было более 500 человек награжденных боевыми орденами и медалями. Были случаи, когда они делали попытки побега на фронт, некоторые из которых увенчались успехом. Подобной беспрецедентной по жестокости и коварству акции из десятков репрессированных народов СССР подверглись только воины-калмыки. К сожалению, об этом трагическом факте до сих пор практически неизвестно широкой общественности.
Воспоминания солдатов:
«Девятнадцатилетний юноша и тысячи его земляков подверглись жесточайшему испытанию на выживаемость. Огромными, тяжелыми кирками, которые в руках удержать было нелегко, они добывали каменную породу в карьере. Добытые глыбы на руках переносили к машинам. Изнуряющий, нечеловеческий труд с ежедневной нормой выработки с кубометра камней и скудный паек быстро доводили людей до полного истощения. Не выполнивших норму заставляли работать всю ночь или оставляли без пайка…»
«Постель наша состояла из наволочки для матраца и наволочки для подушки, которые мы набивали соломой и стружками, а укрывались шинелями. Сначала мы работали в солдатском обмундировании. Со временем все износилось, и нам выдали лагерную одежду: белую фуфайку, белую шапку, белые брюки, а вместо обуви чуни, сделанные из автопокрышек. Они были длинные, тяжелые. В Широклаге мы были подавленными, униженными людьми».
«Умерших на работе или в лазарете людей с бирками хоронили в общей могиле на лагерном кладбище близ п. Широковский. На месте погребения не было ни надписей, ни каких-либо других надгробных знаков».
Заключение
28 декабря 2016 года исполнится 73 год со дня депортации калмыцкого народа. Память с особенной горечью возвращает нас в трагические годы сталинских репрессий. Особенно принципиально это для нас, юного поколения, правнуков безвинно репрессированных наших аав и ээдж. Миновало более пятидесяти лет, как наши земляки, вместе со всем калмыцким народом, преодолев все трудности, возвратились из ссылки на свою малую родину, оставив в вечной мерзлоте детей, матерей, отцов.
Однако окончательно травма не пережита. На незавершенность травматического процесса указывает страх его повторения, перенятый школьниками у стариков. Нельзя повторять ошибки, которые несут горе, несчастья, уничтожение, депортацию многих народов.
«Нам, подрастающему поколению необходимо чтить память о погибших в годы Великой Отечественной войны, уважать тех, кто остался жив ,трепетно относится к их воспоминаниям.
«Никто не забыт, и ничто не забыто» - эти слова должны стать девизом для каждого, кому небезразлична судьба своего народа, кто любит свою отчизну и сделает всё для её дальнейшего процветания.
Литература
Будущее не придёт само…/Духовная биография героического поколения в прозе 20-30 годов, М. «Просвещение» 1987 год.
Венок славы. Антология художественных произведений о ВОВ в 12 томах.
Война. Народ. Победа./М. 1984 г., составитель Таратута Ж.В. Статьи. Очерки. Воспоминания.
Колычев В.Г. Истоки мужества, М. «Просвещение» 1985 г.
Широклаг. Широкстрой. Т.3: Списки калмыков-военнослужащих рядового и сержантского состава, отозванных с фронтов в 1944 - 1945 гг., составитель Баирова А.Б. и др.
Шефов Н. «Вторая мировая 1939-1945 история великой победы». М.Вече 2011год.
Авджаев Г.Б., Чонгонов В.Б. Асмуды. Прошлое и настоящее. – Элиста: ЗАО «НПП «Джангар», 2010.
Максимов К.Н. Трагедия народа: репрессии в Калмыкии: 1918-1940-е годы.- М.: Наука, 2004.
Полян П.М. Не по своей воле… : история и география принудительных миграций в СССР. – М.: О.Г.И. – Мемориал, 2001.
Так это было: национальные репрессии в СССР, 1919-1952 гг.: Докумены. Воспоминания. Фольклор. Публицистика. Проза. Поэзия. Драматургия: В 3 т. / сост. и ред. С.Алиева. – М.: НПО «Инсан»: Технология, 1993.
Убушаев В.Б. Калмыки: Выселение и возвращение 1943-1957 гг. – Элиста, изд-во «Санан», 1991.