Интегрированный урок по литературе и биологии «Медвежонок Джонни» глазами писателя и биолога Эрнеста Сетон-Томпсона»
Интегрированный урок по литературе и биологии Тема: «Медвежонок Джонни» глазами писателя и биолога Эрнеста Сетон-Томпсона»
Введение
Данный интегрированный урок может проводится в рамках экологического кружка, или факультатива по литературе. Мероприятие, вести которое могут два учителя литературы и биологии, поможет ученикам увидеть и своеобразие таланта Сетона-Томпсона, и цели его творчества. Три группы учащихся анализируют писателя с разных точек зрения. Урок состоит из трех частей: первая – игра «Пресс-конференция» по биографии Сетона-Томпсона, вторая – художественный анализ рассказа «Медвежонок Джонни», экологический анализ произведения и анализ гражданской позиции писателя. Третья часть – представление проектов групп в виде кластеров.
Актуальность
Изучение произведений писателя, художника и натуралиста Эрнеста Сетона-Томпсона направлены на понимание значимости экологического воспитания школьников. Сохранность окружающей среды обитания животных – это актуальная проблема современности. Решение этой проблемы невозможно без воспитания у подрастающего поколения любви и сочувствия к нашим меньшим братьям. Свои удивительные открытия и опыт писатель щедро передавал людям, что обусловливает выбор изучения его наследия.
Цель
Использование модели интегрированного внеклассного мероприятия по биологии и литературе на основе технологии критического мышления (использование метода кластера), направленной на умение работать с текстом, анализировать его, рассматривать биологические объекты через литературные образы. Развитие экологического сознания и эмпатии у учащихся.
Задачи
1. Ознакомить учащихся с литературным жанром - зообестселлер
2. Сформировать понятия – гражданская позиция. Научить учащихся вырабатывать свою позицию.
3.Научить анализировать произведение, делать выводы, выделять главную мысль произведения.
Этап урока Форма работы Содержание учебного материала Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный момент Организационный момент Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. Ученики распределились по группам «Сетон-Томпсон - писатель», «Сетон-Томпсон - биолог», «Сетон-Томпсон - гражданин» Приветствует обучающихся. Организует самоконтроль готовности к уроку Приветствуют учителя, определяют готовность к уроку
Актуализация знаний, постановка проблемы. Фронтальная работа Демонстрация слайда с портретом Учитель литературы:
Задает вопрос: «Вы прочитали рассказ канадского писателя Э.Сетом-Томпсона «Медвежонок Джонни». А какие рассказы этого писателя вы еще прочитали? Какое впечатление они на вас оказали?» (2 мин.)
Называют произведения
Высказывают свое мнение.
Поиск путей решения проблемы. Работа групп Игра «Пресс-конференция». Использование презентации учащихся о жизни и творчестве писателя. Выставка книг Э.Сетон-Томпсона Учитель литературы:
Включает учащихся в игру: «Я хочу представить вам биографа известного ученого, писателя-натуралиста Э.Сетон-Томпсона» (5 мин) Учащийся выступает в роли биографа писателя Э. Сетон-Томпсона, демонстрирует презентацию.
Остальные – в роли корреспондентов различных СМИ.
Вопросы учащихся:
1. Почему С.Т. интересовался жизнью индейцев и фермеров Канады?
2. Судя по рассказам, (например, «Лобо») действительно ли он был хорошим охотником?
3. Как сам писатель относился к охоте, ведь он был против убийства животных?
Обобщение работы Фронтальная работа Обсуждение итогов работы Учитель биологии:
Обращает внимание учащихся, на особые моменты жизни писателя, повлиявшие на его жизненную позицию, профессию по вопросам:
1. Что позволило писателю так точно, реалистично не только описывать животных, но и рисовать их?
2. Чему научила «бродяжническая жизнь» писателя?
3. Какой деятельностью занимался С-Т., что это ему дало в жизни?
4. Какие цели преследовал писатель, создавая свои произведения? (5 мин)
Высказывают свое мнение
Обобщение работы Групповая работа Заполнение кластеров Учитель биологии: объясняет, как заполнять кластеры на данном этапе работы (2 мин)
Учащиеся каждой группы заполняют свой кластер
1.«Сетон-Томпсон - писатель»:
Наблюдательность
- сочетание научной точности с занимательным изложением
- понимания ценности жизни
2. «Сетон-Томпсон - биолог»
- Виды животных в рассказе
- Медведь Гризли
- домашняя кошка
3. «Сетон-Томпсон – гражданин»
- Преклонялся перед мудростью природы
- Осуждение хищнического уничтожения животных ради наживы
- Призыв к бережному отношению к природе
Постановка темы и цели урока Фронтальная работа Подведение детей к формулированию темы и постановке цели урока Учитель литературы:
Как бы назвали творческую деятельность писателя? Почему? Как вы считаете, какова цель нашего урока? (2 мин)
Формулируют тему и цели урока.
Цель: Изучение биологических объектов через литературные образы, развитие экологического сознания и сопереживание. Воспитание гражданской позиции
Обобщение работы Групповая работа Заполнение кластеров Учитель биологии: объясняет, как заполнять кластеры на данном этапе работы (2 мин)
Учащиеся каждой группы записывают цель в центральной части кластера
Анализ Групповая работа. Группа «Сетон-Томпсон - биолог» Анализ произведения с точки зрения литературы, биологии и экологии Ознакомление с особенностями поведения животных в природе, видами медведей, описанные в рассказе Учитель биологии группе «Сетон-Томпсон - биолог» :
1. Как можно назвать поведение медведицы Грэмпи по отношению к медвежонку?
2. Почему Гремпи бесстрашно бросалась на других медведей?
3. Почему медведь гризли дал отпор ей?
4. Как вы можете объяснить поведение кошки, которая во много раз меньше и слабее медведя?
Учитель литературы группе «Сетон-Томпсон - писатель»:
1.Какие чувства вызывают у вас описание жизни медвежонка?
2. Какие сравнения и эпитеты применяет писатель, чтобы вызвать сопереживание у читателей?
3. Какая основная мысль заключена в произведении?
4. Почему рассказ заканчивается трагически?
Учитель биологии группе «Сетон-Томпсон - гражданин»:
1. Как называется территория Йеллоустонского парка?
2. Каковы правила поведения на этой территории?
3. Какие нарушения этих правил в рассказе вы можете назвать?(6 мин.)
Учащиеся рассказывают о заботе о потомстве у животных, защите детенышей, описанные в рассказе
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, могут исправлять или дополнять ответы других учеников.
Обобщение работы Работа в группе Заполнение «кластера» Организуют работу по составлению «кластера»
(2 мин) Коллективно составляют «кластер»
1.«Сетон-Томпсон - гражданин»
- Знание законов и не нарушение их
- Правила поведения в заповедниках
- Обращать внимание людей на правила поведения в особо охраняемых территориях
2.«Сетон-Томпсон - писатель»
- Сопереживание
- Сочувствие и интерес к судьбам своих героев
- чувство преклонения перед мудростью природы
3. «Сетон-Томпсон - биолог»
-Виды поведения животных
-Забота о потомстве
-Борьба за территорию и место питания
Практическая работа Работа в группе Каждая группа получает отрывок из текста. Выполняется работа «Выделить главное» по предложенным вопросам. Вопросы прилагаются.
Отрывки глава 1 группе «Сетон-Томпсон - писатель», глава 2 (наблюдение из мусорной кучи) «Сетон-Томпсон - биолог», глава 6 (медвежонка посадили на цепь) «Сетон-Томпсон - гражданин» Учитель литературы группе «Сетон-Томпсон - писатель»:
Вам необходимо выделить из текста как писатель использовал прием «очеловечивание животных»
Учитель биологии группе «Сетон-Томпсон - биолог»:
Вам необходимо найти в тексте описание методов изучения С.-Т. медведей. Назвать эти методы, указать их значение для науки.
Учитель литературы группе «Сетон-Томпсон - гражданин»:
Вам необходимо выделить из текста действие людей по отношению к медведям и оценить их (3 мин) Учащиеся коллективно обсуждают отрывки из текста и готовят ответ.
Обобщение работы Индивидуальная работа Обсуждение результатов Учителя выслушивают ответы и по необходимости задают наводящие вопросы (5 мин) Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, зачитывают выдержки из текста. Могут поправлять или дополнять ответы других учеников.
Практическая работа Работа в группе Заполнение кластеров Учителя уточняют особенности заполнения кластеров на данном этапе работы.(2 мин) 1.«Сетон-Томпсон - писатель»
-Литературные приемы
- Приём изображения действительности через восприятие животных
- Очеловечивание своих героев
- Природа выступает в роли действующего лица
2. «Сетон-Томпсон - биолог»
- Методы изучения
- Наблюдение
- Описание
3. «Сетон-Томпсон – гражданин»
- Призыв к бережному отношению к природе
- Осуждение поведение людей
- Преклонялся перед мудростью природы
Первичное применение знаний Работа в группе Работа «Домашняя заготовка»
Синквейн Учителя оценивают синквейны учащихся (2 мин)
Учащиеся представляют свою домашнюю работу
Рефлексия Работа по группам Представление проектов Учителя оценивают, задают уточняющие вопросы (4 мин) Учащиеся представляют кластеры, отвечают на вопросы учителей и учащихся
Подведение итогов Фронтальная работа Формирование выводов Учителя подводят учащихся к общему выводу: «Творчество, гражданская позиция писателя – это пример отношения людей природе и естественным законам»
Домашнее Индивидуальная работа Написать мини-сочинение по любому рассказу Эрнеста Сетона-Томпсона Заключение
Интегрированные уроки должны быть построены как процесс «открытия» каждым учеником конкретного знания, а деятельность на уроке должна быть организована так, чтобы потребовались от учащихся усилия, размышления, поиска. Обучающиеся имеют право на ошибку, на коллективное обсуждение поставленных задач, выдвинутых доказательств, анализ причин возникновения ошибок и неточностей и их исправление. Такой подход делает личностно значимым процесс учения и формирует у учащихся, как говорил психолог А.Н. Леонтьев, «реально действующие мотивы». Работы же учителя предполагает организацию совместных размышлений, поиска, наблюдений самостоятельных построений алгоритмов и т. п. Таким образом объединяются деятельность учителя и деятельность ученика, что позволяют им совместными усилиями достичь поставленной цели.
Приложение 1
Литература
Сетон-Томпсон Энест, Медвежонок Джонни / перевод Чуковский Н.К..— М.: Акварель, 2013.— 96с.
Статья Василия Пескова «Друг на всю жизнь» http://ruslita.ru/13-glavnaya/451-ernest-seton-tompson
Статья Овчинниковой Ольги Вячеславовны «Структура урока по ФГОС» http://infourok.ru/struktura_uroka_po_fgos-177048.htm
293751071433 Описание
00 Описание
8699553340Наблюдение
00Наблюдение
36855404899025Медведь Гризли
00Медведь Гризли
792460228924090076708253331853Борьба за территорию и место питания
00Борьба за территорию и место питания
6179185804364Забота о потомстве
00Забота о потомстве
5505454792345Кошка домашняя
00Кошка домашняя
67494151776095Виды поведения животных
00Виды поведения животных
1963420624205Методы изучения
00Методы изучения
394271544354750019637343509925Виды животных в рассказе
00Виды животных в рассказе
32435802279650017424405314950070815201374775006205855234632500314325015341600032423101636395Сетон-Томпсон - биолог
00Сетон-Томпсон - биолог
22294854587240003653790312991500
19634203862070Наблюдательность
00Наблюдательность
67494152127885Литературные приемы
00Литературные приемы
1963420975995Сопереживание
00Сопереживание
32423101988820Сетон-Томпсон - писатель
00Сетон-Томпсон - писатель
58877203482975Очеловечивание своих героев
00Очеловечивание своих героев
5543555144135Сочетание научной точности с занимательным изложением
00Сочетание научной точности с занимательным изложением
2936875-272415чувство преклонения перед мудростью природы
00чувство преклонения перед мудростью природы
314325018865850036537903482340006205855269875000324358058039000685546031013400022294854939665001742440883920007081520172720000394271547879000027940167005Сочувствие и интерес к судьбам своих героев
00Сочувствие и интерес к судьбам своих героев
6177280750570Приём изображения действительности через восприятие животных
00Приём изображения действительности через восприятие животных
80200503482340Природа выступает в роли действующего лица
00Природа выступает в роли действующего лица
842200529425900036855405248275понимания ценности бытия
00понимания ценности бытия
19634203410585Призыв к бережному отношению к природе
00Призыв к бережному отношению к природе
67494152128520Отношение к животным
00Отношение к животным
1963420976630Знание законов и не нарушение их
00Знание законов и не нарушение их
32423101988820Сетон-Томпсон - гражданин
00Сетон-Томпсон - гражданин
76752453683635Критическое отношение к деятельности своей и других людей
00Критическое отношение к деятельности своей и других людей
2946404788535Осуждение хищнического уничтожения животных ради наживы
00Осуждение хищнического уничтожения животных ради наживы
2937510-509905 Обращать внимание людей на правила поведения в особо охраняемых территориях
00 Обращать внимание людей на правила поведения в особо охраняемых территориях
314325018865850037363403291840006205855269875000324358058039000792480032448500020859754867910001742440883920007081520172720000394271547879000026670238125Правила поведения в заповедниках
00Правила поведения в заповедниках
61791851156970Сопереживание
00Сопереживание
36855405251450Преклонялся перед мудростью природы
00Преклонялся перед мудростью природы