Формирование у учащихся мотивации к изучению немецкого языка на занятиях клуба «Немецкий язык с удовольствием!»
Формирование у учащихся мотивации к изучению немецкого языка на занятиях клуба «Немецкий язык с удовольствием!»
Все мы хотим, чтобы школьники с интересом и удовольствием учили иностранный язык. А потому одна из главных задач, которая стоит перед учителем, - сформировать у детей мотивацию к изучению нашего предмета, привлечь их к иностранному языку. Мы должны формировать мотивацию достижения, т.е. стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало. Это – одно из основных свойств личности, которое оказывает влияние на всю человеческую жизнь. Многочисленные исследования показали тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизнедеятельности. И это неслучайно, т.к. доказано, что люди, обладающие высоким уровнем мотивации, ищут ситуации достижения, уверены в успешном исходе, ищут информацию для суждения о своих успехах, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении с препятствиями.Мы знаем, что на начальном этапе обучения языку все (или почти все) школьники учатся с удовольствием, постоянно спрашивают: «Когда будет следующий урок?» И, как правило, все (или почти все) добиваются хороших результатов. Но проходит время, и чем старше становятся ученики, тем труднее становится учиться, тем больше усилий надо прилагать, чтобы быть активным на уроке и выполнять домашние задания, а это сложно, потому что надо преодолеть себя. И потому интерес к изучению всех предметов (в том числе и иностранного языка) падает. Учебный процесс должен радовать учеников и учителя, укреплять потребность в изучении ИЯ, развивать устойчивый интерес к предмету, развивать воображение, раскрывать творческие способности школьников, совершенствовать их языковые умения.
Я полагаю, что большую роль в формировании у школьников мотивации к изучению ИЯ играет внеклассная работа. Внеклассная работа по предмету, ее системность способствуют повышению качества обучения, положительно сказываются на формировании у детей положительного, устойчивого интереса к изучению ИЯ. Планированию этой работы и подготовке запланированных мероприятий я уделяю большое внимание. В прошедшем учебном году мы создали Клуб друзей немецкого языка и назвали его «Deutsch macht uns Spaß!» (Немецкий язык с удовольствием!»)
Цели, которые мы поставили:
Формирование лингвострановедческой компетенции.
Углубление знаний, полученных на уроках немецкого языка.
Повышение мотивации к изучению немецкого языка.
В течение учебного года было подготовлено и проведено много праздников, виртуальных путешествий, конкурсов, выставки проектов и творческих работ, просмотр видеофильмов и т.д.
Традиционная Неделя немецкого языка прошла с 9 по 14 декабря. В программе Недели:
Чудеса в зоопарке (Виртуальное посещение зоопарков Берлина, Гамбурга, Лейпцига) – 3А класс.
Немецкая школа. Какие уроки особенно любят немецкие школьники? – 6 А, Б.
Защита проектов «Немецкоязычные страны» - 7А класс.
Путешествие по страницам учебника немецкого языка «Учимся играя» - 8А класс.
Презентация и защита проектов «Почему туристы всего мира любят венские кафе?» - 10 А, Б.
Урок-соревнование «Немецкий язык доставляет нам удовольствие» - 5 А, Б.
В январе у нас прошла Неделя «Германия. Зимняя сказка»:
Школьники читали стихи немецких поэтов-классиков о зиме.
Слушали лучшие песни о зиме в исполнении немецких детских хоров.
Участвовали в конкурсе «Лучший словознайка».
Готовили проекты «Лучшие места зимнего отдыха в Германии».
Рисовали зимний день в Баварских Альпах.
Рассказывали сказки немецких писателей о зиме.
В феврале состоялось очередное заседание Клуба – «Мы знакомимся с Германией». В его рамках ученики 3А и 4А классов узнали о карнавале в Кёльне, где карнавальное шествие достигает нескольких километров (просмотр видеоролика «Кёльнский карнавал глазами туристов из России»). Школьники 6А и 6Б классов рассказали о 16 федеральных землях Германии, а один из шестиклассников познакомил товарищей с информацией о рейтинге самых популярных достопримечательностей Германии. Старшеклассники (10 А, Б и 11 классы) приняли участие в викторине «Deutschland».
В апреле в Клубе прошло занятие «Кушать подано!» - об особенностях национальной немецкой кухни. С 14 по 18 апреля прошла «Пасхальная неделя»:
«Как семья Мюллер празднует Пасху» (сравнивали пасхальные традиции в России и в Германии, прочитали историю о пасхальном зайце).
Конкурс рисунков «Пасха. Пасхальные традиции».
Просмотр видеофильмов «Fasching oder Karneval». Конкурс рисунков «Мой карнавальный костюм».
Беседа «Osterhase und Ostereier». Woher kommt das Wort «Ostern»?
Презентация «Немецкие пасхальные обычаи».
Ученики 7А класса подготовили для учащихся 3А очень интересный урок «Пасхальные обычаи и традиции Германии». Сделали все сами; коллаж, где было представлено Пасхальное дерево с 10000 яиц (его украшает в своем саду одна немецкая семья и посмотреть на него приезжают туристы со всей Европы), стал настоящим украшением праздничного урока. Были изготовлены постеры, подготовлена презентация, викторина. Это занятие получило высокую оценку присутствующих.
В апреле-мае ученики 10-х классов провели конференцию «Чарующая музыка немецких и австрийских композиторов», на которой рассказывали не только о Бахе, Бетховене, Моцарте, но и о Гайдне, Генделе, Глюке, Шумане, Малере. И, конечно, слушали музыку этих композиторов (большое спасибо учителю музыки С.Ю. Заборовой).
Заключительным аккордом в работе нашего клуба стала Неделя «Сделано в Германии». Она проходила в мае. Десятиклассники рассказывали о всемирно известных немецких фирмах Bayer AG, Rittersport, VW AG, Salamander, Haribo, Langenscheidt, Bosch и др. сообщения были такими подробными и объёмными, что нам потребовалось несколько часов, чтобы все 16 учеников представили свои сообщения.
Во внеклассной работе участвуют все без исключения школьники. Мне приятно, что дети с большим интересом и желанием участвуют в работе нашего клуба, проявляя много выдумки и фантазии. Участие во внеклассной работе положительно сказывается на формировании у детей устойчивого интереса к изучению немецкого языка. В своей работе я руководствуюсь принципом увлечь, а не развлечь; научить, а не навредить; развить, а не забить и стараюсь петь с детьми в унисон, а не солировать.
И еще. В апреле-мае наш клуб получил много подарков из разных городов Германии, Австрии, Швейцарии: из Аахена, Берлина, Бремена, Бонна, Мюнхена, Дюссельдорфа, Берна, Вены, Тироля и др. Нам подарили постеры, календари, буклеты, географические карты, открытки, проспекты, книги. Все это помогает школьникам в изучении немецкого языка. Подробную информацию о занятиях клуба «Немецкий язык с удовольствием» можно найти на сайте нашей школы.