Выступление на окружном семинаре Воспитание на основе диалога культур
Окружной семинар «Модуль… новой школе эффективную практику обучения и воспитания» выступление по теме: « Воспитание на основе диалога культур».
Хозяинова В.В., учитель культурологии
В основу технологии «Диалога культур» положены идеи М. М. Бахтина «о культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л. С. Выготского и положения «философской логики культуры» В. С. Библера. В школе проходила серия семинаров, на которых изучались особенности этой технологии, был представлен опыт учителей нашей школы. Но хочу подчеркнуть, что:
- Диалог как двусторонняя информационная смысловая связь является важнейшей составляющей процесса обучения. Можно выделить внутриличностный диалог (противоречие сознания и эмоций), диалог как речевое общение людей (коммуникативная технология) и диалог культурных смыслов, на котором и строится технология диалога культур.
- Понятие диалога культур в образовании чаще всего используется с одной прагматической целью - сформировать толерантность в межэтнических отношениях. Полезность решения этой задачи не вызывает сомнений и не может оспариваться. Однако самое решение этой задачи невозможно без знания конкретных этнических культур во всем их многообразии и истории, без знания территориальных и социальных вариантов этих культур, а также без четких представлений о современном состоянии этнических культур. Особое значение в наши дни приобретает знание, связанное с опытом общения, умением установить диалог национального и общемирового масштаба, что, в конечном итоге, должно привести человечество к созданию совершенно отличной от наших современных представлений модели новой общемировой культуры, которая и будет определять жизнь и отношения последующих поколений.
- Учителями нашей школы активно применяется технология диалога культур, что выявлено из проведенного среза. В опросе приняло участие 20 респондентов.
1. Используете ли вы в своей работе технологию «Диалог культур»
Да – 90%
Нет – 10%
2. Используют в урочной и внеурочной деятельности - 12
только в урочной системе – 4
во внеурочной деятельности – 2
Внеурочная деятельность.
В рамках декады Культуры народов Севера:
Акция «Сохрани национальный костюм»
Марафон по родным языкам
Выставка «Семейная реликвия»
Национальная кухня
Спектакли по сказкам народов Севера
Творческие мастерские
Национальные игры
Соревнования по национальным видам спорта
Тематика классных часов:
«День толерантности»
«Родина моя - Югра»
Проект «Родное село»
«Пастух – профессия героическая»
«Моя родословная»
«Правила этикета разных народов»
« Моя семья - моё богатство»
«Особенности языка жестов»
В урочной системе:
Уроки родного языка:
Разговорные темы
«Птицы – наши друзья»
«Имя прилагательное», «Числительные», «Простые и сложные предложения», «Словосочетания», «Сказки»
Уроки истории:
«Народы Сибири в XIX веке»
«Присоединение Сибири. Нерусские народы России»
«Религия древних славян»
«Культура и быт»
«Внешняя политика Ивана Грозного. Российское многонациональное государство»
Физика:
«Закон Архимеда»
«Закон Ньютона»
«Электричество»
Химия:
«Свойства металлов»
«Классы сложных веществ»
«Углеводы», «Полимеры
Информатика:
«Носители информации»
«Средства передачи информации»
Технология:
«Народный костюм»
«Национальная кухня»
Английский язык:
«Англоговорящие страны»
Математика:
Темы, в которых встречаются задачи с национальным компонентом.
Окружающий мир:
«Что мы знаем о народах России?»
«Кто и что?»
Чтение:
«Устное народное творчество»
ОРКСЭ:
«Россия – наша Родина»
«Культура и религия»
«Образцы нравственности в культурах разных народов»
«Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»
ИЗО:
«Узоры, которые создали люди»
«Постройки в нашей жизни»
«Праздник»
«Мамин платок»
«Человек и его украшения»
«Красота человека»
«Народы гор и степей»
Используемые приемы и методы:
Беседа- 14
Сравнение – 11
Рисование иллюстраций к текстам - 11
Дискуссия -5
Сопоставление языков -5
Диалог – 5
Тестирование -5
Анкетирование - 4
Можно резюмировать, что по реализации программы развития школы по модулю ««Обновление воспитательной системы школы на поликультурной основе» на протяжении двух лет педагогическим коллективом ведется большая работа.
Для создания условий духовно-нравственного развития учащихся, их воспитания и полноценной социализации созданы необходимые условия:
- составлена программа духовно-нравственного развития для учащихся начальных классов;
- введены предметы культурологической направленности: МХК, КНС, ОРКСЭ (основы православной культуры, основы светской этики);
- многие классные руководители и учителя-предметники используют в учебно – воспитательном процессе технологию «диалог культур»;
- классными руководителями проводятся различные мероприятия по духовно-нравственному направлению;
- осуществляется индивидуально-личностный подход в воспитательной системе (ведутся карты развития школьников, в которых отслеживается успешность внеурочной деятельности учащихся).
Таким образом, мы предлагаем:
1.Сохранить основные традиционные мероприятия в школе, которые воспитывают духовно-нравственные ценности.
2.Разнообразить формы проведения мероприятий, направленных на воспитание духовно-нравственной личности (круглые столы, дискуссии, тренинги, ролевые игры)
3.Для обеспечения индивидуально-личностного подхода классным руководителям активно работать с картами развития школьника. Один раз в полугодие делать срез по картам развития о внешкольной деятельности ученика