Пятигорск-литературный Парнас. (В рамках действия экспериментальной площадки «Формирование атмосферы диалога культур в средней школе на основе компетентностного подхода»)



Урок литературы в 11 классе
МОУ СОШ № 18
Учитель Антонова Ж.М.
Пятигорск-литературный Парнас.
(В рамках действия экспериментальной площадки «Формирование атмосферы диалога культур в средней школе на основе компетентностного подхода»)
Творчество поэта Серебряного века Ваана Терьяна



Здесь Пушкина изгнание началось
И Лермонтова кончилось изгнание
Здесь горных трав легко благоуханье
И только раз мне видеть удалось
У озера, в густой тени чинары,
В тот предвечерний и жестокий час
Сияние неутоленных глаз
Бессмертного любовника Тамары.
Анна Ахматова.
Цели урока: обратить внимание учащихся на «пятигорский след» в творчестве поэтов Серебряного века, на диалог культур Армении и России ,дать представление о личности и поэзии Ваана Терьяна.
Оборудование: 1.) репродукции портретов А. Ахматовой, В. Хлебникова, О. Мандельштама, В. Брюсова, В. Терьяна; 2.) документальные материалы о В. Терьяне;3.) армянские народные мелодии.Методические приемы:лекция учителя, сообщения учеников, комментированное чтение.
Словарная работа: триолет, газель.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос:
- Раскройте смысл выражения «Серебряный век».
- Какие поэты Серебряного века вам известны?
- Кто из них бывал в нашем городе?
2. Индивидуальный опрос.
Чтение наизусть стихотворений поэтов Серебряного века, написанных в Пятигорске, на КМВ.
Возможные варианты ответов:
На Родине красивой смерти – Машуке,
Где дула войскового дым
Обвил холстом пророческие очи,
Большие и прекрасные глаза,
И белый лоб широкой кости,
Певца прекрасные глаза,
Чело прекрасной кости.
К себе на небо взяло небо,
И умер навсегда
Железный стих,, облитый горечью и злостью.
Орлы и ныне помнят
Сраженье двух желез,
Как небо рокотало
И вспыхивал огонь.
Пушек облаков тяжелый выстрел
В горах далече прокатился
И отдал честь любимцу чести
Сыну земли с глазами неба.
В. Хлебников
Из стихотворений, написанных в Пятигорске.
Юному поэту.
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим.
Только грядущее – область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй.
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь мои три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.
В. Брюсов.
III. Лекция учителя.
Да, Наш город связан с общероссийской литературой, с лучшими произведениями отечественной культуры в силу, может быть, той исторической роли, которую Северный Кавказ играл в жизни России в течение последних столетий.
Пребывание в Пятигорске, на Кавказских Минеральных Водах оставило глубокий след в жизни и творчестве русских писателей и поэтов Золотого и Серебряного веков.
Пятигорск является не только курортным городом, но и за свою двухсоттридцатилетнюю историю он стал крупнейшим культурным центром Северного Кавказа, своеобразным местом творческого вдохновения (Парнасом) корифеев русской литературы, таких как Пушкин и Лермонтов, Толстой и Куприн, Ахматова и Брюсов, Хлебников … Перечень писательских имен можно продолжать и дальше. Не будет преувеличением сказать, что именно здесь во многом состоялось творческое рождение Лермонтова и Толстого, здесь черпали художественную энергию многие представители отечественной словесности XIX-XX веков.
Пятигорск возвращал здоровье и силу, укреплял дух великих и простых людей. Наш город притягателен для людей образованных, культурных, талантливых, вне зависимости от их национальности.
Наш многонациональный, многоконфессиональный город оставил глубокий след и в творчестве прославленного поэта Армении-Ваана Терьяна,чье 125-летие со дня рождения широко отмечалось в церкви Святого Сурб-Саркиса в городе Пятишгорске. 2010 год объявлен в Армении годом Ваана Терьяна.

С августа по сентябрь 1918 года по заданию Народного комиссариата по делам национальностей Ваан Терьян находился в Пятигорске, где занимался вопросами армянских беженцев, встречался с лечившимися здесь армянскими писателями и деятелями искусства. Здесь же, в Пятигорске, 31 августа 1918 года поэт получил новый паспорт.
С именем Ваана Терьяна связан целый период развития новой армянской поэзии. Ваан Терьян – символист. Он обогатил литературу новыми темами и мотивами, поднял культуру стиха на небывалую высоту, открыл богатейшие ритмические, музыкальные возможности армянской поэтической речи. Русскоязычные читатели знают его поэзию в переводах В. Брюсова, К. Бальмонта, Ф. Сологуба, А. Ахматовой, И. Бродского, А. Кушнера, М. Дудина, Вс. Рождественского и других известных поэтов. Терьян был близко знаком с Максимом Горьким, переводил поэзию начала 20 века с русского на армянский.
Ваан Терьян (настоящее имя – Ваан Сукиасович Терь – Григорьян) родился 10 февраля 1885 года в семье священника деревни Гандза Ахалкалакского уезда в Грузии. Отец поэта, обремененный большим семейством ( у него было 4 сына и 4 дочери) , жил в постоянной нужде. Он обладал волевым характером, пытливым, постоянно ищущим, беспокойным умом. Ему было более 50-ти лет, когда он самостоятельно, при помощи словарей стал изучать русский язык. Читал преимущественно философскую литературу, труды Льва Толстого, что помогло Тер-Сукиасу самостоятельно прийти к своеобразному рационалистическому мировоззрению, в котором он пытался примирить свои религиозные убеждения с научными знаниями.
Мать поэта Югабер была отзывчивой, доброй сентиментальной женщиной. Она была грамотной, что было редким явлением для того времени


Начальное образование В. Терьян получил в сельской школе.
10-ти лет поступил Ахалкалакское городское училище, после окончания которого отец отправил его в Тифлис, где учился брат поэта Арам. 15-тилетним юношей Ваан попадает в Москву, поступает в 3-ий класс Лазаревского института восточных языков. В 1906 году поступает на отделение русского языка и литературы историко-филологического факультета Московского университета. В эти годы он становится активным членом освободительного движения, способствует распространению революционный настроений и в Армении, и в Грузии. Терьян внезапно бросает Московский университет, поступает на восточный факультет Петербургского университета. В письмах этих лет к друзьям поэт жалуется на одиночество, на крайне стесненное материальное положение. К этому времени уже издаются его стихи, но они ему приносят лишь жалкие гроши. В университете нужно было вносить 25 рублей каждый семестр. У поэта создалось критическое положение, нужно было срочно погасить задолженность за право занятий в университете, но денег взять было неоткуда. Дважды Терьяна исключали из университета, но снова восстанавливали. Летом 1919 года он был окончательно отчислен.
В 1908 году был издан сборник его стихов «Грезы сумерек», 1912 году - «Возвращение», «Восход солнца». В них выражена уверенность в близком «рассвете»
Терьян- выходец из патриархальной крестьянской среды.В его поэзии преобладают картины сельской жизни.Он часто обращается к деревенской жизни,переносясь мечтой на свою родину,где прошло его детство,где звучит его родная речь.Образ разрушенного очага ,где когда0то проливала слезы мать,сливается с образом родины.Так внедрах интимной лирики Терьяна рождается патриотическая тема.
Тема отчизны в разных формах и в разной тональности всегда звучала в творчестве Терьяна.В годы войны она становится лейтмотивом всей его поэзии.Он был свидетелем того,как голодные толпы из Западной Армении скитались по улицам,умирали на улицах. В эти страшные дни гонений и резни Терьян писал дочери Ованеса Туманяна: «Неужели есть более несчастный народ ,чем наш народ?!». Эти годы Терьян создает чикл патриотических стихотворений»Страна Наири»,избрав эпиграфом к нему слова Лермонтова «Люблю отчизну я ,но странною любовью».
Еще в 1916 году в Петербурге появились у Терьяна первые признаки туберкулеза.Весной 1917 года он в последний раз,изнуренным больным,приехал на родину.Февральская революция застала поэта в Пятигорске,где он выполнял задания Народного комиссариата по делам национальностей.Здесь,в Пятигорске,пишет стихотворения,которые раскрывают его одинокую душу.В конце 1919года ,по заданию Народного комиссариата иностранных дел, Терьян направился в Туркестан.Дальняя дорога,трудности в пути значительно ухудшили состояние поэта.Усталы1,измученный ,едва добрался до Оренбурга 7 января 1920 года поэт скончался.
IVКомментированное чтение стихотворений.
«Чудо –девушка»(чтение,анализ).
Коммментарии учителя.
Женщина-человек,женщина-жена,женщина-мать,женщина- сестра-вот синтез тех качеств,которые искал Терьян.Не найдя деала в действительности(Терьян был женат дважды.Первый раз на ставропольчанкеСусанне Пахаловой,второй-на Антарам Мискарян),Терьян создал в грезах романтический образ «чудо-девушки».
Словарная работа: газелл,триолет( записать в тетради,дать определение)
V Подведение итогов.Да,удивительна судьба поэта.Сколько разноречивых суждений,ожесточенных споров вызывало творчество поэтов Серебряного века.Предсказывали забвение имен поэтов-модернистов. Но поэзия имеет свои законы.Прошло много лет.Теперь никто не сомневается,что Серебряный век – век блистательных поэтов, «век вечных поэтов»,потому ,что вечна поэзия.Вечна и Машук, вечен и Пятигорск,которые продолжают вдохновлять писателей и поэтов.
VI Домашнее задание:
выучить наизусть одно из стих-ий В.Терьяна,написанных в Пятигорске;
выпис. из стихов В.Терьяна различные изобразительно-выразительные средства(ассонанс,диссонанс,синекдоха,оксюморон)