Доклад на тему Условия успешной социализации детей, проживающих в учреждениях интернатного типа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
ДОКЛАД
на тему: «Условия успешной социализации детей, проживающих в учреждениях интернатного типа».
2015 г
Современный этап развития общества характеризуется значительными изменениями в экономической и политической жизни России. Педагогические коллективы учреждений интернатного типа включились в творческий поиск по построению нового воспитательно-образовательного процесса. Сегодня большинство таких учреждений в той или иной степени работают в инновационном режиме.
Работа по обучению, воспитанию и адаптации воспитанников учреждений интернатного типа, имеет свою специфику.
Специфические особенности нахождения ребенка в подобных образовательных заведениях, обуславливают актуальность одной из проблем воспитания в них - подготовка воспитанников к самостоятельной, полноценной жизни в обществе.
Практический опыт деятельности учреждений интернатного типа, показывает, что работа по подготовке выпускников к самостоятельной жизни в целом осуществляется с положительным результатом. Однако в основном такая деятельность направлена на усвоение старшеклассниками знаний и умений практического характера. Это обстоятельство не может гарантировать эффективного развития выпускников после окончания школы, так как для применения этих знаний и умений необходим опыт реальных взаимоотношений с обществом на различных уровнях и различных ситуациях. Необходимо изменение отношения к выпускнику, формированию у него качеств, необходимых для самореализации в самостоятельной жизни.
Эффективность такой работы в условиях учреждения интернатного типа может быть обеспечена, если:
в основе подготовки к самостоятельной жизни лежит понимание и учет необходимости самореализации каждого выпускника, как полноценного члена общества;
она носит системный характер и обеспечивает формирование у воспитанников адекватного, позитивного отношения к самим себе, окружающему обществу и своему месту в нем; выработку навыков уверенного поведения; позицию успешности; способности отстаивать свои права и интересы;
в учреждении интернатного типа созданы социально–педагогические условия, необходимые для подготовки выпускников к самостоятельной жизни.
Признание индивидуальности ребенка, создание необходимых и достаточных условий его развития – основная цель воспитательно-образовательного процесса образовательного учреждения интернатного типа.
По отношению к педагогу воспитательно-образовательный процесс предполагает, прежде всего, повышение компетентности: создание в процессе воспитания и обучения благоприятных условий для интеллектуального, эмоционального, нравственного, эстетического развития воспитанников в соответствии с их собственными намерениями, стремлениями.
Под профессиональной компетентностью педагога понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
Работа в методических объединениях, творческих группах;
Исследовательская деятельность;
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
Различные формы педагогической поддержки;
Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
Трансляция собственного педагогического опыта;
Использование ИКТ и др.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.
В учреждении должна быть создана демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга, к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе.
К сожалению, сложившаяся в практике работы учреждений интернатного типа внешняя дифференциация (деление на группы, классы, модули) не обеспечена изучением индивидуальности каждого воспитанника.
Потребность учреждений интернатного типа в педагогах, способных занять личностно-гуманную позицию по отношению к воспитанникам и к себе, еще более актуализирует проблему повышения профессиональной компетентности воспитателя и учителя.
С целью повышения качества и эффективности учебно-воспитательной работы в пришкольном интернате применяется система по развитию профессиональной компетентности, направленная на раскрытие самой сути и приемов работы с детьми на каждом возрастном этапе обучения и воспитания в учреждении инт
·ернатного типа с опорой на возрастные и индивидуальные особенности детей.
Система развития профессиональной компетенции включает в себя:
Система обеспечения профессионально-педагогической компетентности педагогов:
наличие базового образования; регулярное повышение квалификации в институтах усовершенствования учителей, методических центрах, на специальных курсах; сложившаяся система повышения квалификации в условиях образовательного учреждения; участие в научно-методической работе и проектной деятельности учреждения; профессионально-педагогическое самообразование и самоусовершенствование.
Обеспечение осознанной профессионально-педагогической позиции: индивидуальные и групповые беседы администрации о цели, назначении, принципах и содержании деятельности школы-интерната, психолого-педагогических особенностях воспитанников; создание возможности в учреждении для личностных проявлений педагога; создание условий для повышения квалификации; деятельность всевозможных вечеров, интересных встреч, дискуссий, неформального общения профессиональной направленности.
Содержание и методика деятельности методического объединения педагогов-воспитателей:
обеспечение необходимой документацией; установочные, текущие и итоговые совещания педагогов; проведение семинаров; диагностика и мониторинг учебно-воспитательного процесса; проведение педагогических консилиумов; организация обмена опытом работы, обобщение и распространение передового опыта; проведение конференций, педагогических чтений, тематических педсоветов и т.п.; контроль, учёт и оказание методической помощи.
Организация работы методического кабинета:
обеспечение педагогов правовой литературой, нормативной и консультационной документацией; обеспечение педагогов литературой и практическими материалами для собственного развития и стимулирования самообучения и самовоспитания детей; конкретные методические разработки по различным формам учебно-воспитательной работы воспитательских часов, праздников, вечеров, дискуссий, походов и т.д.
Общие установочные педсоветы, совещания, конференции:
августовский педсовет по планированию учебно-воспитательной работы на год; проблемно-тематические педсоветы, совещания, методические объединения; итоговые совещания и педсоветы; итоговые научно-практические конференции, педсоветы.
Участие педагогов в научно-методической работе учреждения:
выбор темы, проблем научно-методической и экспериментальной работы, определение её содержания и методики; распределение частных проблем между педагогами; организация группового и индивидуального консультирования; подведение итогов; внедрение результатов исследования в практику учебно-воспитательной работы.
Научение педагогов правильному и рациональному ведению документации:
составление необходимого перечня документации, доведение его до сведения всех сотрудников; наличие образцов ведения документации; наглядное оформление помещений для детей, его назначение, содержание, этико-педагогические и эстетические требования.
Организация индивидуального наставничества:
распределение наставников; документация по наставничеству; индивидуальное и групповое консультирование; посещение открытых воспитательных мероприятий, их анализ; создание методической копилки начинающего педагога-воспитателя; аттестация начинающих педагогов и педагогов-наставников.
Стимулирование самообразования и самоусовершенствования: самоактуализация личности педагога в условиях воспитательного процесса в учреждении интернатного типа; специальные семинары, практикумы и тренинги; обобщение и передача опыта по самовоспитанию воспитателей; система поощрения воспитателей.
Создание комфортного психологического климата в детском и педагогическом коллективе:
нормативные документы; введение традиционных мероприятий и норм поведения и общения; специальные семинары-практикумы и тренинги; неформальное общение педагогов ОУ в нерабочее время; своевременное решение конфликтных ситуаций.
Использование системы повышения профессиональной компетентности позволяет не только овладеть конкретными технологиями, но и ведёт к профессиональному и личностному росту педагога, умению самостоятельно отвечать запросам воспитанников, планировать содержание работы с ними.
Пришкольный интернат создан в 2013 году. В настоящее время в пришкольном интернате работают 3 педагога, аттестовано – 100%, из них имеют II квалификационную категорию - 2, I - 1.
Профессионализм воспитателей позволяет повысить компетентность выпускников пришкольного интерната и как следствие их конкурентноспособность. В 2015 году наш, пока единственный, выпускник поступила в Технический университет г.Тамбова.
Результатом внешней оценки компетентности педагогического коллектива являются благодарственные письма, полученные в адрес пришкольного интерната, положительные отзывы со стороны родителей и администрации школы.
13PAGE 15
13PAGE 14315
Заголовок 115